Эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования - формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

курс. работа.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Занятие 13. Обитатели зимнего леса.

Цель: рассказать детям  о зимовке крупных млекопитающих. К уроку подготовили модель зимнего  леса и поговорили о том, что, кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина больших животных зимнего леса.

Занятие 14. Обитатели зимнего леса (2).

Цель: рассказать детям  о том, что в зимнем лесу живут  и очень маленькие существа - насекомые, черви. Мы рассказали детям о том, кто живет под корой деревьев, под землей в сухих листьях. Дали детям изображения насекомых и других маленьких животных, предложили им нарисовать или раскрасить, вырезать или разместить их в лесу-макете.

В качестве проверки эффективности  предложенной системы занятий по эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два задания. Первым заданием была использована методика «Времена года», которая позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Методика «Времена года»

Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время выполнения задания - 2 минуты. Ребенок должен назвать не только соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е.объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое-либо иное время года.

Уровень развития оценивался следующим образом: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 балла – низкий, 0-3 балла - очень низкий.

10 баллов - за отведенное  время ребенок правильно назвал  и связал все картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года.

8-9 баллов - ребенок правильно  назвал и связал с нужными  временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно  определил время года только  на одной двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не  смог правильно определить ни  одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о  зимующих и перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности поведения животных зимой.

Вопросы:

а) Каких птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);

б) У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель) ;

в) Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);

г) Назови овощи, которые растут на огороде, (картофель, морковь, свекла);

д) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубку).

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты формирующего эксперимента по выявлению уровня эстетического развития старших дошкольников.

 

Оценка результатов

Старшая группа

Экспериментальная

20 чел

.

Контрольная

20 чел

1. очень высокий уровень

12

2

2. высокий уровень  развития

7

7

3. средний уровень  развития

1

11

4. низкий уровень развития

0

0

5. правильно ответили  на все вопросы 

19

9

6.правильно ответили  на 3 вопроса 

1

11

7. правильно ответили  меньше 2 вопросов

0

0


Как видно из таблицы 2, экспериментальная группа находится на высоком уровне развития, что делает возможным использовать разработанную систему занятий по эстетическому воспитанию средствами природы в практике.

В данной главе были описаны  основные методические пути и приемы, которые используются на занятиях в детских садах для работы по эстетическому воспитанию средствами природы.

Я убедилась, что в практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.

Выводы:

Ha основании констатирующего  эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе проводилась без определенной систем.

Данная экспериментальная  работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.

Разработанная система  занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском дошкольном учреждении.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны. Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

а) проведение экскурсий и походов в природу;

б) демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, диафильмов, наглядных пособий);

в)  чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий;

г) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий.

Поскольку общение с  природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красивое в природе, наслаждаться ею - важное средство эстетического воспитания. Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. Под влиянием природы у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем  эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней. Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя., М., 1987. - 127 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Психология развития. СПб, 2001.  - 345 с.
  3. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания. Томск / Изд-во ТГУ, 1992. -  157с.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.  - 211 с.
  5. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности//Принцип развития в психологии. — М., 1978. - 341 с..
  6. Крайч Г. Психология развития. СПб. 2002. 231 с.
  7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. с. 357.
  8. В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика. 1981.с.400.
  9. Лосев А.Ф. Эстетика //Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 740 с.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. 2-изд. М., 1999.
  12. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2002. 656 с.
  13. Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.: Просвещение, 1996.
  14. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965.
  15. Программа по дошкольному воспитанию «Пралеска».
  16. Развитие творческой активности школьников /И. С. Аверина, А. М. Матюшкин, Г. Д. Чистякова и др. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1995. 155 с.
  17. Терентъева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. 184 с.
  18. Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи: Сб. программных материалов: Учеб.-метод, пособие /В. Г. Кухаронак, Т. А. Крень, О. П. Чудайкина и др. Под ред. О. П. Котиковой. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. 237 с.

19.  Возрастная и педагогическая психология   2003 Под редакцией М. В. Гамезо

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 

 В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МНОГООБРАЗИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ»

Цель:

Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.

Сформировать элементарные представления  о процессах, происходящих в природе.

Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе.

Познакомить с новой техникой  изображения осенних листьев.

Методические приемы: показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы (рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом; пояснения).

Предварительная работа: в ясный  осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев.

Материал: картинки с изображением листьев различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; листы желтой бумаги; засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках, зубные щетки. Ход занятия:

Воспитатель:

О том, как хороша природа,

Нечасто говорит народ.

Но, глядя с берега крутого

На розовеющую гладь,

Порой одно он скажет слово,

И это слово - благодать!

И, действительно, ребята, природа  дает нам благо или другими словами можно сказать добро.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу.

Воспитатель:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий  птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется ...

Ребенок 1: Это время года осенью зовется!

Дети в желтых нарядах разбрасывают листья (из цветной бумаги) под ноги всем.

Воспитатель: Вот художник, так  художник! Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?

Дети: Осень! (хором)

Ребенок 2:

День осенний так хорош!

Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет

- Нам от осени привет.

Ребенок читает стихотворение с букетом осенних листьев в руках. После прочтения стиха передает букет воспитателю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых листьев принес на наше занятие Миша. Здесь и желтые, и оранжевые, и багровые, и бурые листья. А как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели с разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им любоваться. А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева. Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки».

Информация о работе Эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста