Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске особенностей использования декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза курсовой работы- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства будет эффективно, если воспитатель:
1.организует эстетическое воспитание ребенка.
2.сообщает дополнительные сведения об истории зарождения декоративно-прикладного искусства.
3. организует художественную деятельность по использованию элементов декоративно- прикладного искусства в различных объектах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………….5
Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности…………………………………………………………………5
Формы и методы эстетического воспитания……………………………...11
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………...14
Глава 2. Опытно- экспериментальная рабата по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства………………………………………20
2.1 Методика опытно- экспериментальной работы………………….……...20
2.2 Анализ опытно- экспериментальной работы………………..…………..27
Выводы…….…………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………….5

    1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности…………………………………………………………………5
    2. Формы и методы эстетического воспитания……………………………...11

1.3.  Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………...14

Глава 2. Опытно- экспериментальная рабата по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства………………………………………20

2.1 Методика опытно- экспериментальной работы………………….……...20

2.2 Анализ опытно- экспериментальной работы………………..…………..27

Выводы…….…………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в что, в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно- эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой личности. В дошкольном возрасте закладываются все основ будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. В этом возрасте развивается познавательный интерес детей и любознательность и активизируется мышление.

Проблема курсовой работы заключается в том, каковы же особенности использования декоративно- прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Объектом данной курсовой является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет курсовой работы-  особенности использования декоративно- прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы заключается в поиске особенностей использования декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза курсовой работы- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно- прикладного искусства будет эффективно, если воспитатель:

1.организует эстетическое  воспитание ребенка.

2.сообщает дополнительные  сведения об истории зарождения декоративно-прикладного искусства.

3. организует художественную  деятельность по использованию  элементов декоративно- прикладного искусства в различных объектах.

Задачами курсовой работы являются:

1.Раскрыть психолого- педагогическое содержание основ эстетического воспитания и декоративно- прикладного искусства.

2.Выявить формы и методы декоративно- прикладного искусства в практике эстетического воспитания.

3.Выявить уровень эстетической воспитанности ребенка и особенности деятельности педагога по эстетическому воспитанию средствами декоративно- прикладного искусства.

Методы исследования: наблюдение, беседа, эксперемент.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

База исследования: ДОУ № 69,г. Уссурийск.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    1. Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, общения с искусством и природой, в межличностном общении - всюду трагическое и комическое, безобразное и прекрасное имеют существенную роль. Красота стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, доставляет наслаждение и удовольствие. Комическое помогает нам бороться с недостатками, трагическое учит нас сочувствовать другим людям.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирование у детей эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его культурно-природной организации и во всех формах поведения мир, себя и свое общение с другими людьми.

В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: ” Эстетическое воспитание служит для формирования способности активного эстетического отношения учащихся к искусству, а также стимулирует участие в создании прекрасного в искусстве, труде” [19]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, часть важная, но охватывающая лишь одну сферу человеческой деятельности.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут служиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

Очень важной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия искусства. Формирующие специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах – декоративно - прикладном, изобретательном и другие.

Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: словесно-художественное творчество, дизайн, декоративно-прикладная практика, театрализованные игры, изобразительная практика.

В художественной деятельности присутствуют репродуктивный и творческий фактор. Следует отметить, что они необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись репродуцировать и воспроизводить [15].

Эстетическое воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребенка [7, 15].

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы.  Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умение видеть красоту в природе, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развития словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации [15].

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

-окружающая среда (игрушки, одежда);

- насыщенность быта произведениями  искусства;

- самостоятельная активная  деятельность детей;

- осуществления индивидуального  подхода к ребенку.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов. Окружающая среда откладывает отпечаток в душе ребенка на всю его жизнь. Общение с родителями, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих – все это впитывается, откладывается в его сознании. 

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального его общения ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Фундамент эстетической культуры будущей личности ребенка закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления. Поэтому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта - чистоты, порядка, удобства. Где все согласовано по цвету, форме. Уже с 2-3 летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота - дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений, труда[22].

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально- классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенство, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встречи с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического- все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностью эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно- эстетическому творчеству в искусстве и жизни, поведении. В этой способности органично соединились, слились и эстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементы эстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию. У дошкольников все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей уже существуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней эстетической зрелости детей.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню  эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединились наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию и художественно- эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной[23].

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: социальными, педагогическими, психологическими. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно- эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста