Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

3

I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………

 

 

8

1.1

Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..

 

8

1.2

Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..

 

12

1.3

Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………

16

 

Вывод по I главе……………………………………………………...

18

II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….

 

20

2.1

Методики исследования………………………………………………

20

2.2

Констатирующий эксперимент……………………………………….

21

 

Вывод по II главе……………………………………………………..

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

37

Приложение ……………………………………………………………….

40

Список используемой литературы………………………………………..

45


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда – все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их интересы однообразны: компьютеры, куклы Барби, модели машинок, игровые приставки. Зачастую у детей, которые посещают детский сад, родители работают, и дома они занимаются своими бытовыми делами, уделяя лишь малую часть времени своему ребенку, поэтому на плечи педагогов ложится всестороннее воспитание и развитие детей. А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе?

Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. формирование начал эстетического отношения к окружающей действительности у детей занимает значительное место.

Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне - развитой личности.

Ребенок рождается в семье. Первоначальный круг общения ребёнка ограничен родителями и родственниками и вся ответственность по формированию эстетического вкуса ложится на их, в первую очередь, плечи. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Именно в семье закладываются основы, первый фундамент эстетической культуры, в то время когда особенно активно развивается умственная активность детей. Потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических эталонов, культурный климат в семье.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит не только воспитание эстетического отношения к природе, искусству, но и к труду, общественной жизни, быту.

Знакомство с красотой в жизни воспитывает ум и чувство ребёнка, способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно повышает  познавательную активность и влияет на физическое развитие. Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности известно, что для любого дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны. Эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания.

Одной из наиболее важных проблем в педагогике является проблема  эстетического воспитания и развития дошкольников. Как отмечено в работах В. Г. Белинского эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [19].

формировать умение у детей видеть прекрасное вокруг себя есть система эстетического воспитания.

 Только при участии всех взрослых: педагогов, родителей, кто причастен к формированию личности с раннего возраста, эстетическое воспитание будет плодотворным.

У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является семья.

Семья является непосредственным фундаментом для развития разносторонней личности, именно в семье закладываются первые «кирпичики» в развитии ребёнка. Именно она помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, музыке поэзии и т.д., можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Эстетическое воспитание в семье должно быть таким, чтобы своевременно и достаточно полно использовалось все возможности развития. Такое воспитание должно включать в себя: обучающую деятельность детей в форме: объяснения, показа произведений искусства, наблюдения слушание музыки, рисования и пения, положительного примера и т.д.

В первую очередь эстетическое восприятие закладывается при помощи родителей, в возрасте от года до семи лет ребенок начинает осознавать общую ценность прекрасного для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Так образуются разногласия между требованиями семьи, общества и недостаточным уровнем эстетического воспитания старших дошкольников.

Какие же формы и методы работы способствуют эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семье? Это главная проблема эстетического воспитания.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

Объектом исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования основ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

- педагогический процесс в семье строится на всех сферах культуры.

- В каждой семье проводятся дидактические игры, задания, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников.

Исходя из цели, объекта, предмета данного исследования были определены следующие задачи:

    1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
    2. Познакомиться с практическим опытом работы в некоторых семьях.
    3. Экспериментально проверить серию заданий и дидактических игр по формированию основ эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в семье.
  1. Разработать проект, единой системы, «Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду и дома»

Научная значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам и действительности, чувствам других людей; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников в семье.

 

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретические  основы эстетического воспитания  детей дошкольного возраста

Анализ литературы показал, что эстетическое воспитание является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическое воспитание непосредственно связано с термином "эстетика", обозначающим науку о самом прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно - творческой деятельности [24; 10].

Эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие наличность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты - по мнению ученых Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, [11].

Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать,   понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [26].

Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности  это с точки зрения В.А. Сластенина.

С.Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия эстетическое воспитание эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [25].

В целом ряде исследований Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С.Лабковская, Е.А.Флерина , выделяются задачи эстетического воспитания детей .

Задачи эстетического воспитания:

  1. Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в жизни.
  2. Учить ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина и т.д.).
  3. Учить ребенка активно и все более качественно проявлять себя в различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов, пересказе, а также в творческой деятельности (в творческой игре, рассказывании, рисовании, лепке, конструировании) [22].

Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье