Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами, как: с миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый ребёнок в таком возрасте – маленький исследователь он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
I.ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………………………………………
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности……………………………………………………………..
1.3 Эстетическое воспитание ребенка в семье…………………………
Вывод по I главе……………………………………………………...
II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ….
2.1 Методики исследования………………………………………………
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………….
Вывод по II главе……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Почти все дети обратили внимание на появление картин, по очереди подходили рассматривать, но только 7 детей (35 %) стали обсуждать то, что видят, стали делились своими эмоциями и впечатлениями:

- Мне нравятся то что нарисовано, потому, что лес как настоящий и кажется что из-за куста выскочит волк. Эта самая красивая, на ней изображено много света, море и красивый песок.

Дети между собой обменивались впечатлениями, при этом многие видели и обсуждали именно красоту сочетания красок. Продолжительность устойчивого внимания и рассуждений детей составляла более 5 минут. Таких детей мы отнесли к высокому уровню.

Средний уровень – дети задавали не более 3 вопросов, свое внимание фиксировали не более 3 минут, интерес к картинам не большой, мимика и жесты эмоционально не окрашены 8 детей (40%)

Низкий уровень. Дети не проявляли интереса к представленным картинкам.  Больше минуты не задерживались и не задавали вопросов – 3 детей (15 %).

Результаты работы по определению уровня активности в деятельности представлены в гистограмме

Определение уровня активности

количество детей


 

 

уровни активности

 

 

 

Высокий                      средний                  низкий

Таким образом, можно сделать вывод: что большинство детей интересуются произведениями живописи и с желанием рассматривают и делятся впечатлениями от произведений, но недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность.

Одна из задач констатирующего эксперимента предусматривала проведение анкетирования родителей детей экспериментальной группы.

Таким образом, мы пытались выяснить отношение родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой проблемы.

Родителям было предложено ответить на вопросы:

  • Что такое эстетический вкус?
  • С какого возраста можно его формировать у детей и каким образом?
  • Кто может формировать эстетический вкус детей?

Анализ ответов на первый вопрос показал, что большинство родителей (40 %) ответили, что эстетический вкус – у каждого человека свой, дети по своему воспринимают красоту окружающей действительности. 60% родителей не смогли конкретно ответить на заданный вопрос.

На второй вопрос: «С какого возраста можно формировать эстетический вкус и каким образом?»

50 % родителей считают  эстетический  вкус нужно формировать  с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить, надо чаще обращать внимание ребёнка на красоту окружающего мира и красивых вещей.

30 % считают, что вкус развивается тогда, когда ребенок видит и различает красивые вещи, родители должны предлагать на выбор тот или иной предмет для ребенка, и наверняка, считают они, будет развиваться вкус.

20 % родителей утверждают, что должна быть связь с  искусством, музыкой, чтением художественной литературы, танцами. Перечисляли музеи, выставки, но никто не связал возможность формирования вкуса при ознакомлении с живописью.

На третий вопрос, кто должен заниматься с детьми и формировать эстетический вкус?

20 % родителей ответили, что все взрослые должны воспитывать эстетический вкус, кому не безразлично будущее детей.

20 % считают, что это долг  родителей воспитывать человека.

60 % родителей считают, что  вкус развивается сам собой, что дети с возрастом будут воспринимать тот или иной предмет в окружении.

Таким образом, проанализировав ответы родителей, нами был сделан  вывод: родители правильно оценивают необходимость формирования эстетического вкуса ребенка, но вместе с тем недооценивают то, что восприятие ребенком произведений искусства оказывает сильное воздействие на формирование  его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности и вкуса.

Вместе с тем, данные констатирующего этапа эксперимента позволили сделать неутешительные выводы о недостаточном уровне сформированности эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в семье. 

На первом, констатирующем, этапе экспериментальной работы представления дошкольников о представлении «красивом» (как основы формирования художественного вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью отсутствовали. У детей старшего дошкольного возраста существует вполне самостоятельное мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать о том, что дети не равнодушны к произведениям живописи, они замечают ее проявления и обозначают словом  «красиво». Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня сформированности эстетического вкуса старших дошкольников после проведенных занятий, дидактических игр, бесед со взрослыми.

В психолого-педагогической литературе предлагается немало программ изучения личности, где в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей уровня культуры детей различные исследователи рекомендуют рассматривать их отношение к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П.Т. Лихачев, В.А. Яковлев и др.), активность жизненной позиции (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Васильева, А.И. Кочетов, Т.К. Ахаян, А.В. Зосимовский). Е.Н. Бондаревская, В.И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении уровня воспитанности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.

Таким образом, критерии - это признаки, на основании которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:

-критерии должны  отражать основные закономерности  формирования личности;

-с помощью критериев  должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы; 

-качественные показатели  должны выступать в единстве  с количественными;

-критерии должны  быть раскрыты через ряд качественных  признаков (показателей), по мере  проявления которых можно судить  о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;

-критерии должны  отражать динамику измеряемого  качества во времени и культурно-историческом пространстве.

Хотя ученые выдвигают в качестве критериев далеко не одно и то же и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня. 

Л.П. Печко дает обобщенную модель эстетической культуры личности ребенка. Эта модель включает следующие компоненты: 

-развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей); 

-общая образованность  в сфере культуры, понимание нормативности  и уникальности при оценке эстетических объектов; 

-степень освоения  адекватных эстетических действий  творческого диалогического характера; 

- освоение предметно-эстетической  деятельности.

Свою модель из восьми основных показателей дает М.А. Верб:

-понимание сущности  прекрасного, искусства, художественного  творчества;

-знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;

-информированность о заметных явлениях современной художественной культуры;

-эмоциональная  отзывчивость к эстетическим  сторонам жизни, искусству;

-умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;

-умение отличить  истинную красоту от мнимой  красоты в искусстве, поведении, быту; 

-наличие разносторонних  эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных  предпочтений;

-развитость тех  или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности .

Для выявления уровней сформированности эстетической культуры детей нами были избраны следующие критерии и показатели.

Когнитивный: 

-сформированность  эстетических знаний (представлений  и понятий); 

-степень проявления  интереса к эстетическим знаниям. 

Эмоционально-волевой: 

-развитость эстетических  чувств; 

-сформированность  волевых качеств, необходимых для  выполнения эстетической деятельности; 

-степень проявления  усилий в совершенствовании своих  эстетических способностей. 

Мотивационный: 

-стремление к  прекрасному и другие социально  значимые мотивы в эстетической деятельности.

Деятельностный: 

-сформированность  эстетических умений и навыков; 

-активность, инициативность, самостоятельность в эстетической  деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены три уровня сформированности эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста в семье.

Высокий уровень. Для таких детей характерна сформированность эстетических представлений, понятий и умений, развитость интереса к эстетическим знаниям, которыми они умеют оперировать в своих суждениях, в практической эстетической деятельности, стремление реализовать в ней полученные эстетические знания. Детям с этим уровнем присущи развитые эстетические чувства, они эмоционально воспринимают все прекрасное и негативно относятся к безобразному. Они владеют необходимой способностью к волевому напряжению, умеют управлять своей деятельностью, поддерживать произвольное внимание, добиваться запланированных результатов. Дети осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, критически подходят к себе, стремятся преодолеть имеющиеся у них недостатки. В мотивационной сфере важное место занимает стремление к прекрасному, другие социально значимые мотивы (ответственность перед товарищами, коллективом и др.), проявляется высокий уровень саморегуляции, эстетического отношения к действительности. Они с удовольствием помогают родителям в работе по дому, активно участвуют в жизни коллектива, гордятся им и проявляют инициативу; с глубоким уважением относятся к родителям и другим членам своей семьи, охотно заботятся о них. 

Такие дети ответственны, настойчивы и последовательны в труде, умеют организовать свой труд и видят в нем наряду с необходимостью красоту. У этой категории детей наблюдается устойчивость всех компонентов сформированности эстетической культуры.

Средний уровень. У детей этой группы имеются частично сформированные эстетические представления, понятия и умения, однако они не прочны. В суждениях дети старшего дошкольного возраста оперируют ими неумело, редко используют их в практической деятельности. У них отсутствует заинтересованность в их совершенствовании и применении. Интерес к эстетическим знаниям проявляют ситуативно, избирательно. Эстетические чувства развиты у них недостаточно. Они проявляются в основном на подсознательном уровне, будучи во многом обусловленными настроением на данный момент. У них недостаточно для их возраста сформированы волевые качества, необходимые для эстетической деятельности; слабо развита концентрация внимания. Дети этой группы осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, но часто допускают халатность. Личные переживания неудач заставляют их браться за дело, но хватает их ненадолго. Они не стремятся к совершенствованию своих способностей, социально значимые мотивы у них не развиты, в мотивационной сфере их эстетической деятельности преобладают узколичные мотивы. Товарищам помогают лишь тогда, когда они импонируют им, в эстетической деятельности инициативу берут на себя редко, заботу о членах семьи проявляют недостаточно, в домашних делах участвуют неохотно. Добросовестно работают лишь под контролем. Настойчивы в труде лишь тогда, когда возникает опасность получить низкую оценку труда.

Низкий уровень. Для детей данного уровня характерна частичная сформированность эстетических понятий, представлений, умений. Эти дошкольники не умеют оперировать имеющимися знаниями. У них не развиты эстетические интересы и соответственно эстетические способности и чувства, нет стремления и к их развитию, хотя под влиянием определенных стимулов они могут участвовать в эстетической деятельности. Слабо развиты воля, внимание. Могут концентрировать внимание в эстетической деятельности лишь при строгом контроле. Часто не осознают зависимость своих успехов от прилагаемых ими усилий, товарищам помогают крайне редко. В работе требуют постоянного напоминания, инициативу в коллективных делах не проявляют, хотя успехи коллектива их радуют. Заботу о семье они проявляют лишь на словах, в домашнем труде участвуют лишь при строгом контроле. 

Охарактеризованные уровни сформированности эстетической культуры дошкольников являются типичными и позволяют говорить об определенных тенденциях ее развития. Эти тенденции проявляются в последовательном переходе детей от более низкого к более высокому уровню.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа  по формированию основ эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в семье, имела положительный результат: грамотное воспитание у детей старшего дошкольного возраста в семье, чувство красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям. Знания, полученные в ходе выполнения заданий, детей старшего дошкольного возраста будут востребованы в дальнейшей жизни. Убедились, что семьи, хоть и не все, педагогически правильно формируют эстетический вкус у детей дошкольного возраста.

 

 

Выводы по II главе

На первом, констатирующем, этапе экспериментальной работы представления дошкольников о красоте произведений (как основы формирования эстетического вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью отсутствовали. У детей старшего дошкольного возраста существует вполне самостоятельное мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать о том, что дети не равнодушны к произведениям, они замечают ее проявления и обозначают словом  «красиво». Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня сформированности эстетического вкуса старших дошкольников после проведенных заданий, дидактических игр дома и в детском саду, бесед со взрослыми.

Таким образом, на этапе решения третьей задачи  были выявлены ярко выраженные основы эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста в семье, что имело положительный результат: грамотное воспитание у детей из разных семей, чувство красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям. Знания, полученные на занятиях в детском саду и заданиях дома, дошкольниками будут востребованы в дальнейшей жизни, что позволяет подтвердить выдвинутую мной гипотезу; что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников в семье, будет эффективным, если:

Информация о работе Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье