Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6
1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения
подростков…………………………………………………………..19
1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30
Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования ……..44
2.2 Организация и методики исследования………………………44
2.3 Изучение гендера и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

Файлы: 1 файл

Гирфановой Р.Г..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

гендерных различий:

Если проследить динамику развития агрессивности мальчиков с 8-го по 9-й классы, то можно заметить её рост.  Более сильный рост произошёл на шкалах: косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия. 

Если проследить динамику развития агрессивности девочек с 8-го по 9-й классы, то можно заметить её рост.  Более сильный рост произошёл на шкалах: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

При сравнение показателей уровня агрессивности мальчиков и девочек можно, заметить, что более сильный рост агрессивности  произошёл у девочек, а больший рост враждебности произошел у мальчиков.

Учитывая, что исследования проводились с одними и теми же  подростками, сначала в 8, а затем в 9 классе, можно сделать вывод, что возрастные особенности подростков в большей степени влияют на повышение агрессивности, чем их гендерные различия.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2004-336с.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
  3. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – С.237.
  4. Берковиц. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.
  6. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. –С.29.
  7. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.:Академия., 1982. С. 35.
  8. Ковалев. П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –  СПб., 1996.- С.283.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль.:Литера., 1997. – С. 67-206.
  10. Лоренц К. Агрессия. – М.:Просвещение., 1994. – С.110-125.
  11. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.:Лайнер., 1997.
  12. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца., Л.З. Неверович., - М.:Просвещение., 1986.-С.15-21.
  13. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста./Методические рекомендации в помощь педагогам - практикам. - М., 1991.- С.16.
  14. Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука. – Минск.:Современное слово., 1998.-С.7.
  15. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков // Автореферат дисс. На соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб.: Речь, 2000.
  16. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.:Просвещение., 1990. – С.39-123.
  17. Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси.: Гринко., 1991. –С. 375.
  18. Фрейд З. Сновидения. – М.:Просвещение., 1991. – С.14.
  19. Фромм А. Анатомия человеческой деструктивности. – М.:Просвещение., 1994.- С.447.
  20. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996.
  21. Холлигер В. Человек и агрессия. – М.:Просвещение., 1985. – С.35.
  22. Эмоциональные нарушения и их коррекция./ Под ред.В.В. Лебединского, О.В. Никольской., - М.:Просвещение., 1988. – С.15.

 

    

 Приложение №1

Таблица №2 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 8 классов 8 школы

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

Муж.

6,375

3,625

4,791

2,458

3,625

5

6,333

5,416

17,5

8,625

медиана

6,5

3

5

3

4

5

6

5

18

9

стотклон

1,929

1,526

2,166

1,350

1,906

1,793

2,180

1,886

5,191

3,00

срзнач

Жен.

5,518

4,296

5,296

2,777

3,814

5

7,444

5,370

18,25

8,814

медиана

6

4

5

3

4

5

8

6

20

8

стотклон

1,928

1,977

2,198

1,250

1,732

1,961

2,358

2,133

4,840

3,186

разница

М/Ж

0,856

0,671

0,504

0,319

0,189

0

1,111

0,046

0,759

0,189


 

 

Приложение №2

Таблица №3 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 9 классов 8 школы

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

чув-во вины

инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

Муж.

6,483

4,387

5,225

3,483

4,451

5,741

8,387

5,419

20,09

10,193

медиана

7

5

5

4

4

6

9

6

21

10

стотклон

1,729

1,96

2,028

1,06

1,567

1,75

1,725

1,784

4,182

2,725

срзнач

Жен.

6,533

5,633

6,466

3,7

4,033

5,733

9,633

6,333

22,63

9,766

медиана

7

6

6

4

4

6

10

7

23

11

стотклон

1,795

1,496

1,756

0,794

1,542

1,855

1,401

1,971

3,899

2,762

разница

М/Ж

0,05

1,246

1,241

0,217

0,418

0,008

1,246

0,914

2,54

0,427


 

 

Приложение №3

Таблица №4 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков

8-9 классов 8 шк.

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

8 класс

Муж.

6,375

3,625

4,791

2,458

3,625

5

6,333

5,416

17,5

8,625

медиана

6,5

3

5

3

4

5

6

5

18

9

стотклон

1,929

1,526

2,166

1,350

1,906

1,793

2,180

1,886

5,191

3,00

срзнач

9 класс

Муж.

6,483

4,387

5,225

3,483

4,451

5,741

8,387

5,419

20,09

10,193

медиана

7

5

5

4

4

6

9

6

21

10

стотклон

1,729

1,96

2,028

1,06

1,567

1,75

1,725

1,784

4,182

2,725

разница

М/М

0,108

0,762

0,434

1,025

0,826

0,741

2,053

0,002

2,596

1,568


 

 

Приложение №4

Таблица №5 сравнительный анализ уровня агрессивности девочек

8-9 классов 8 шк.

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

8 класс

Жен.

5,518

4,296

5,296

2,777

3,814

5

7,444

5,370

18,25

8,814

медиана

6

4

5

3

4

5

8

6

20

8

стотклон

1,928

1,977

2,198

1,250

1,732

1,961

2,358

2,133

4,840

3,186

срзнач

9 класс

Жен.

6,533

5,633

6,466

3,7

4,033

5,733

9,633

6,333

22,63

9,766

медиана

7

6

6

4

4

6

10

7

23

11

стотклон

1,795

1,496

1,756

0,794

1,542

1,855

1,401

1,971

3,899

2,762

разница

Ж/Ж

1,014

1,337

1,170

0,922

0,218

0,733

2,188

0,962

4,374

0,951


 

 

Приложение №5

Таблица №6 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек

9 классов 5 школы

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

Муж.

8,25

4,15

5,55

3,55

4,15

5,65

8,8

5,05

22,6

9,8

медиана

9

4

5,5

4

4

6

9

5

23,5

10,5

стотклон

1,446

1,598

1,571

0,887

1,725

2,230

2,440

2,163

4,018

3,721

срзнач

Жен.

7,064

4,838

5,548

3,870

4,290

5,903

9,516

6,322

22,12

10,19

медиана

7

5

6

4

5

6

10

7

23

11

стотклон

1,948

1,771

1,362

0,884

1,418

1,832

1,981

1,904

4,080

2,761

разница

М/Ж

1,185

0,688

0,001

0,320

0,140

0,253

0,716

1,272

0,470

0,393


 

 

Приложение №6

Таблица №7 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек

10 классов 8 школы 

 

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

срзнач

Муж.

6,428

4,233

5,090

3,202

3,969

4,772

7,353

5,268

18,78

8,707

медиана

8

4

5

4

4

5

7

5

19

9

стоткл

2,207

2,450

2,430

1,275

1,847

1,914

2,498

2,153

5,662

3,206

срзнач

Жен.

6,904

4,465

5,275

3,262

4,221

4,811

7,792

5,550

19,90

9,008

медиана

8

4,5

5,366

4

4

5

8

5,5

21

9

стоткл

1,972

2,251

2,183

1,351

1,948

1,851

2,301

2,012

5,190

3,118

разница

М/Ж

0,476

0,232

0,184

0,059

0,251

0,038

0,438

0,282

1,126

0,300


 

 


Информация о работе Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте