Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6
1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения
подростков…………………………………………………………..19
1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30
Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования ……..44
2.2 Организация и методики исследования………………………44
2.3 Изучение гендера и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

Файлы: 1 файл

Гирфановой Р.Г..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [6,29].

  1. Физическая – активная – прямая (Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия).
  2. Физическая – активная – непрямая (Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага).
  3. Физическая – пассивная – прямая (Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью).
  4. Физическая – пассивная – непрямая (Отказ от выполнения необходимых задач).
  5. Вербальная – активная – прямая (Словесное оскорбление или унижение другого человека).
  6. Вербальная – активная – непрямая (Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке).
  7. Вербальная – пассивная – прямая (Отказ разговаривать с другим человеком).
  8. Вербальная – пассивная – непрямая (Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения).

Люди часто наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, подобное поведение не может рассматриваться, как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Мы можем говорить об агрессии только тогда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Иногда жертвы оскорбления или болезненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий. Самоубийство также не является агрессией, так как здесь агрессор выступает в роли собственной жертвы.

Теории агрессивности

Вопрос о том, почему люди совершают опасные агрессивные действия долго, был предметом серьезных дискуссии, высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

1.врожденным побуждениям или  задаткам;

2.потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3.позновательным и эмоциональным  процессам;

4.актуальным социальным условиям  в сочетании с предшествующим  научением [20,23].

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее,  отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное.

1. Агрессия как инстинктивное  поведение:

врожденное стремление к смерти и разрушению.

Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конструктивно “запрограммированы” на подобные действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход.

Одним из представителей данной теории является Зигмунд Фрейд. Он в своих ранних работах утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известна как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни [17,111]. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни [17,111].

Пережив опыт насилия первой мировой войны, З.Фрейд предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться и направляется на других [36, 376].

Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у критиков [18,380].

2. Агрессия  как инстинктивное поведение:

взгляд на проблему с позиции эволюционного подхода.

Подходы, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

Этологический подход. Согласно К.Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства [10,115].

Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц, у некоторых животных агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже может вести себя подобным образом».

Охотничья гипотеза. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность «убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками». Ардри уточнил: «Когда у нас появилась эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче, что благодаря насилию мы стали другими существами». Итак, Ардри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида [19,447].

Социобиологический подход. Социобиологи предлагают: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов.

Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимо-действия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае, если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе [6,34].

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях,  все они сходны по замыслу. В частности, центральное для всех теорий является положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных,  врожденных  фактов, логически ведет к тому, что агрессивные проявления почти не возможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, не устранение социальной справедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому,  согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей  человеческой природы [20,71].

3. Агрессия как проявление  побуждения:

мотивация причинения ущерба или вреда другим.

Более распространенным является положение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как «неинстинктивная мотивационная» сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации.

Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад                Дж. Доллардом и его коллегами [6,37].

Фрустрационная теория.

Дж. Доллард рассматривает агрессивное поведение как  ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

  • Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме (т.е. у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии).
  • Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то  внешние препятствия или подавляется страхом наказания.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: 1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; 2. Сила препятствия на пути достижения цели; 3. Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы [6,38].

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих нападок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком -  акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии) [6,39].

Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то, что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Большинство психологов считают: связь между агрессией и фрустрацией гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги.

Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации – агрессии внес поправки в первое положение: фрустрациия порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них. Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации [6,118].

Информация о работе Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте