Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6
1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения
подростков…………………………………………………………..19
1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30
Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования ……..44
2.2 Организация и методики исследования………………………44
2.3 Изучение гендера и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

Файлы: 1 файл

Гирфановой Р.Г..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Игли и Штеффен применили теорию социальных ролей для рассмотрения гендерных различий в агрессии. Они писали, что эти различия могут частично объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми важнейшими составляющими женской роли — женщина должна быть нежной и избегать физической опасности). По данным, полученным в исследованиях Кемпбелл и Мансер (Campbell & Muncer, 1987) и Кемпбелл и др. (Campbell et al., 1992), можно заключить, что мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность будет оценена негативно. Женщины, наоборот, испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях. Перри и др. (Perry et al., 1989) обнаружили, что к 10-летнему возрасту за одно и то же агрессивное поведение мальчики ожидают меньшее неодобрение от родителей, чем девочки. Игли и Штеффен (Eagly & Steffen, 1986) также отметили, что мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (например, в военной или спортивной областях), приобретая, таким образом, навыки и опыт агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот, агрессивность совершено неуместна (например, мать, секретарша, учительница, нянька) и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о других.

 

Вывод по теоретической части:

1. Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в области социальных наук, в настоящее время склоняются к следующему определению: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [12,15]. Что касается агрессивности – это свойство личности и выражается в готовности к агрессии. Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

1.врожденным побуждениям или задаткам;

2.потребностям, активизируемым внешними  стимулами;

3.позновательным и эмоциональным  процессам;

4.актуальным социальным условиям  в сочетании с предшествующим  научением [20,23].

Изучив теории агрессивности можно сделать следующий вывод, что: агрессия это механизм, позволяющий человеку выживать и эволюцио-нировать. Также она может выступать как защитный механизм, и может быть вызвана различного рода факторами, такими как фрустрация. Причём посылы к агрессии можно контролировать (сдерживать), просто научая человека конструктивному поведению в тех или иных ситуациях. Агрессивным действиям можно научится, наблюдая за поведением других людей.

2. Каждый возрастной период характеризуется кризисом, который в свою очередь связан с подъёмом агрессивности ребёнка. Также можно отметить, что имеются гендерные различия агрессии. Для нормального развития ребёнка необходимо, разъяснение проблем и принципов морали, правил и норм поведения, как в общем виде, так и на конкретных примерах из жизни.

Не маловажную роль в воспитание и становление агрессивного поведения играют родители, которые своим поведением закладывают образы поведения детей (в том числе и агрессивные). Но уже в подростковом возрасте родители теряют свою значимость и на первое место становятся сверстники. Каждый подросток хочет, чтобы его признавали (статус) и поэтому приходится вести себя так, как того требует социальное окружение. Как раз здесь не маловажную роль играют различные подростковые группировки. Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты.

3. По мнению Берона Р., гендер в психологии — социально-биологические характеристики, с помощью которых люди характеризуют мужчин и женщин. Стереотип - мнение о личностных качествах группы людей. Теория социальных ролей Игли, говорит о стереотипах поведения принятых в обществе, из которых следует что физическая агрессия больше свойственна для мальчиков, а для девочек косвенная и вербальная. Если говорить о гендерных различиях агрессивности, то многие исследователи пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики. Только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером. Остальные же  95 до 98%  случаи происходят из-за других причин. Что касается детских выборок, то процент увеличивается до 10%.

 

Глава II. Эмпирическое изучение гендера и

агрессивности в подростковом возрасте.

 

2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического  исследования.

Цель исследования: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.

В соответствии с целью работы поставлены следующие эмпирические задачи:

  1. Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте (с помощью методики Басса-Дарки).
  2. проследить динамику уровня агрессивности подростков с учётом гендера (8-10 классы).

Объект: Учащиеся 8-10х классов средней школы №8 и №5.

Выборка исследования: среди 8 классов 51 человек возрастом 14 лет,  среди 9 классов 61 человек возрастом 15 лет, а среди 10 классов 70 человек возрастом 16 лет. А также в 5 школе среди 9 классов 51человек 15 лет.

Предмет: Гендерные различия агрессивного поведение подростков.

Гипотеза: 1. Уровень агрессивности зависит от гендерных различий подростков.

2. На уровень агрессивности мальчиков и девочек (8-10классов) в большей степени влияют возрастные особенности.

 

2.2 Организация и методики исследования.

Исследование уровня агрессивного поведения у подростков проводилось в 3-и этапа (период с марта 2004 г. по декабрь 2005 г.).

Первый этап был посвящен изучению проблемы агрессивности подростков: был проведен анализ литературных источников.

На втором этапе проводилось теоретическое исследование проблемы, эмпирическое изучение агрессивности подростков, осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала, проверялась гипотеза исследования.

В ходе третьего этапа работы обобщались и систематизировались результаты, оформлялся материал работы.

Для решения поставленных задач была использована методика диагностики состояния агрессивности у подростков Баса-Дарки [].

Методика диагностики состояния агрессивности

 у подростков Басса-Дарки.

Данная методика предложена А. Басом и А. Дарки. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздаются бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Отвечая на вопросы, необходимо выбрать один из ответов – «Да» или «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «Да» подразумевает «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «Нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является наиболее точным».

Далее в бланке ответов следует в пустых клеточках рядом с номерами вопросов написать свой ответ. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Имейте в виду что ваши бланки с ответами не будут ни кому показаны, нам важны лишь статистические данные по классу в целом.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Этот опросник направлен на диагностику так называемой мотивационной агрессии — прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. [58 в книге] Создавая опросник, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:

  • физическая агрессия
  • косвенная агрессия
  • склонность к раздражению
  • негативизм
  • обида
  • подозрительность
  • вербальная агрессия
  • Угрызение совести, чувство вины

Преимущество опросника является высокий уровень формализации, что позволяет проводить оперативную диагностику с количественно выраженным результатом.

Обработка данных

Ответы оцениваются по восьми шкалам, за каждое совпадение с ключом испытуемый получает 1 балл.

  1. Физическая агрессия:

«Да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет» -№9,17,41. Пример: «временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим».

  1. Косвенная агрессия:

«Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49. Пример: «иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю».

  1.       Раздражение:

«Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» -№11, 35, 69. Пример: «я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь».

  1.       Негативизм:

«Да» - № 4, 12, 20, 23,36. Пример: «если меня не просят по хороше-му, я не выполняю просьбы».

  1.      Обида:

«Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» - №44. Пример: «я не всегда получаю то, что мне положено».

  1.       Подозрительность:

«Да» — № 6, 14, 22, 30,38,45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70. Пример: «я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной».

  1.       Вербальная агрессия:

«Да» — № 7,15,28,31,46,53,60, 71, 73; «Нет» - № 39,66, 74, 75. Пример: «если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать».

  1.       Угрызение совести, чувство вины:

«Да» — № 8,16,24, 32,40,47,54,61,67. Пример: «когда мне удавалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести».

Обработка данных производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивацноиный) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения о проявленной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

2.3  Изучение гендера и агрессивности  в подростковом возрасте.

 

2.3.1  Описание  и анализ результатов исследования  гендера и агрессивности среди 8-х классов

 

Таблица №2 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 8 классов 8 школы

 

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

Негатив.

обида

Подозр.

верб.

агр.

чувство вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

Муж.

6,375

3,625

4,791

2,458

3,625

5

6,333

5,416

17,5

8,625

Жен.

5,518

4,296

5,296

2,777

3,814

5

7,444

5,370

18,2

8,814

разница

0,856

0,671

0,504

0,319

0,189

0

1,111

0,046

0,75

0,189


Более подробно таблица №2 представлена в приложение №1.

 В результате статистической обработки получились следующие данные,  которые приведены в средних значениях:

Уровень агрессивности (инд. агр.)  среди девочек выше, чем среди мальчиков на 0,75 балла, при этом мальчики набрали 17,5 балла, а девочки 18,2 балла. А уровень враждебности практически равный (разница 0,189) и составил среди мальчиков 8,625 балла, а девочек 8,814 балла.

Показатели по шкалам: Физич. агр. мальчики 6,375 баллов, девочки 5,518 баллов, разница 0,856 балла. Косвен. агр. мальчики 3,625 баллов, девочки 4,296 баллов, разница 0,671 балла. Раздражительность мальчики 4,791 баллов, девочки 5,296 баллов, разница 0,504 балла. Негативизм мальчики 2,458 баллов, девочки 2,777 баллов, разница 0,319 балла. Обида мальчики 3,625 баллов, девочки 3,814 баллов, разница 0,189 балла. Подозрительность мальчики 5 баллов, девочки 5 баллов, разница 0 балла. Верб. агр. мальчики 6,333 баллов, девочки 7,444 баллов, разница 1,111 балла. Чувство вины мальчики 5,416 баллов, девочки 5,370 баллов, разница 0,046 балла.

У мальчиков уровень физической агрессии выше, чем у девочек. У девочек показатели по всем шкалам кроме физической агрессии выше, чем у мальчиков. Данные показателей «подозрительности» равны.

 

2.3.2  Описание  и анализ результатов исследования  гендера и   агрессивности среди9-х  классов

 

Таблица №3 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 9 классов 8 школы

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

чувство вины

инд. Агр.

Инд.

вражд

Муж.

6,483

4,387

5,225

3,483

4,451

5,741

8,387

5,419

20,09

10,193

Жен.

6,533

5,633

6,466

3,7

4,033

5,733

9,633

6,333

22,63

9,766

Разница

0,05

1,246

1,241

0,217

0,418

0,008

1,246

0,914

2,54

0,427


Более подробно таблица №3 представлена в приложение №2.

В результате статистической обработки получились следующие данные,  которые приведены в средних значениях:

Информация о работе Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте