Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6
1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения
подростков…………………………………………………………..19
1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30
Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования ……..44
2.2 Организация и методики исследования………………………44
2.3 Изучение гендера и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

Файлы: 1 файл

Гирфановой Р.Г..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

институт непрерывного педагогического образования факультет переподготовки педагогов - психологов

 

 

 

 

 

 

дипломная РАБОТА

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнил студент 523 группы

                                                                          Гирфанова Р.Г._____________

                                                            

                                                             Научный руководитель

                                                                                  К.с.н. Бахаева Г.М. _____________                                                               

                                                                                 «____» _________________ 2006 г.

                                                                                    

                                                                                 Оценка _______________________

                                                                                      

                                                                                  Председатель ГАК______________

                                                                                                                   Ф.И.О.

                                                                                                             ______________

                                                                                                                           подпись                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                          

 

                                                             

 

                                                                                  

                                                                              

 

                                                                Елабуга

2006

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования

агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6

           1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6

1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения

подростков…………………………………………………………..19

1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30

Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44

2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического  исследования ……..44

2.2 Организация и методики исследования………………………44

2.3 Изучение гендера и агрессивности  в подростковом возрасте………………………………………………………………………47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Низкая заработная плата, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, стоит проблема роста детской преступности и агрессивности. На сегодняшний день трудно представить себе человека хоть раз не проявлявшего агрессию в отношении других людей. Сама по себе тема «подростковой агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Но в последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.

Проблемам исследования агрессивности посвящены работы:

Ардри - охотничья гипотеза объяснения агрессивности, А. Басс (Buss A., 1961) ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. А.Бандура прямое и викарное научение насилию. Л.Берковица - теория посылов к агрессии. Дж. Доллард - фрустрационная теория. Додж и Койе (Dodge, Coie, 1987) выделили реактивную и проактивную агрессию. Зигмунд Фрейд - психоаналитический подход, К.Лоренц - этологический подход.

Исследованием гендерных различий агрессивности занимались: Игли (Eagly, 1987) теория социальных ролей. Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Frodi, Macaulay & Thome, 1977 провели исследование и выяснили, что женщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подвергаются, то интенсивность физического воздействия будет ниже.

Для того чтобы отследить динамику уровня агрессивности у подростков мы исследовали школьников на протяжении двух лет.

Исследование предполагает не только изучить влияния гендерных различий агрессивности, но отследить динамику гендера агрессивности в подростковом возрасте. Изучить, как меняется уровень агрессивности   у мальчиков и девочек с возрастом с 8 по 9 класс. Это позволит повысить валидность и надежность исследования.

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
  2. Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
  3. Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Объект: подростки на протяжении двух лет (8-9 класса) средней школы №8.

Предмет: Гендерные различия агрессивного поведение подростков.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, и т.д.);  специальные психологические методы сбора информации: тестовый опросник Баса-Дарки.

Гипотезы: 1. Уровень агрессивности зависит от гендерных различий подростков.

2. На уровень агрессивности мальчиков  и девочек (8-10классов) в большей  степени влияют возрастные особенности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на теоретические идеи, получившие признание в современной науке; использованием методики, надежность которых была неоднократно доказана в психологических исследованиях; применением методов статистического анализа, проведением исследования на базе достаточной выборки (180 детей подросткового возраста).

Новизна исследования: Нами проведено исследование связи уровня агрессивности с гендером подростков на протяжении двух лет в средней школе №8 города Елабуги. Исследование такого рода проводилось у нас впервые.  

Теоретическая значимость исследования. В данной работе рассматриваются проблемы агрессивности и представление о ней различных авторов, а также гендерные различия агрессивности.

Практическая значимость: Использование полученных данных на практических занятиях по социальной психологии. Результат имеет практическое значение, так как представляет интерес для практического психолога, оказывающего помощь подросткам и молодёжи.   

Структура.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 23 наименований и приложения. Общий объем работы 59 страниц без приложения. В тексте данной работы 7 таблиц.

 

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования

агрессивности в подростковом возрасте

 

    1. Понятия и теории агрессии

 

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия?

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L., 1963) говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [1,1].

Бассов М.В. предложил такое определение агрессии. Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [14,16].

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado H., 1963) утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [1,1].

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс (Buss A., 1961) определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон (Uilson, 1964) как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [1,1].

Современный словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание» [14,7].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определения агрессии, многие специалисты в области социальных наук, в настоящее время склоняются к следующему определению: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [12,15]. А, что касается агрессивности – это свойство личности и выражается в готовности к агрессии. (Псих. кор. агрессивного поведения  Т.П. Смирнова)

Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такие как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно необязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно (случаи насилия в семье) [12,18].

Додж и Койе (Dodge, Coie, 1987) выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе; наемное убийство) [1,2].

А. Басс (Buss A., 1961) ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.

Информация о работе Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте