Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Действие  этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному «выдавливанию» их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.

Все эти социальные явления, факты, процессы существенно влияют на проблемы социальных групп, проблемы личности.

Неустойчивость положения  гражданина в обществе, слабая правовая база, произвол и беззаконие не могут  не сказаться на подрастающем поколении, на его взглядах, убеждениях, жизненных принципах и позициях. Происходят коренные изменения в поведении детей и подростков. Согласно статистическим исследованиям, рост преступности за последние два года среди подростков увеличился на 23% . Все это свидетельствует о том, что все большее число подростков относится обществом к «группе риска», к социальной группе - подростков девиантного поведения.

Но не только общество влияет на формирование личности подростка. Особый негативный эффект на поведение  и становление подростков оказывает  семья. В большей степени это касается подростков из неблагополучных семьей: где родители живут по одному, или являются алкоголиками, наркоманами, безработными. Дети из таких семей наиболее уязвимы в период их морально-нравственном становлении. Однако не следует забывать о детях из «благополучных» семей. В которых, на первый взгляд, нет ни каких проблем во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Родители имеют работу, материально обеспечивают своего ребенка, но из-за своей занятости или каких-либо других причин обделяют его вниманием, заботой, лаской. Такие дети также подвержены различным отклонениям в поведении, так называемым девиациям.

Девиантное поведение  – это устойчивая социально-негативная система определенных способов мышления и действования человека, отклоняющаяся от наиболее важных норм права и морали, нарушающая благоприятное личностное развитие и/или наносящая вред общественному окружению; имеющая признаки социальной дезадаптации, а также  сопровождающаяся отрицательной внешней оценкой и вызывающая необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом..

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории.

1. Поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Антисоциальное поведение,  нарушающее какие-то социальные  и культурные нормы, особенно  правовые.3

Отклоняющееся поведение  подразделяется на4:

Девиантное 

Deviant

Делинквентное

Delinquent

Криминальное

Criminal


 

Различают несколько  форм девиантного поведения.

- Алкоголизм.

Алкоголизм - заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.

Алкоголизации подростков и юношей способствует то, что, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно - избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости.5

- Наркомания и токсикомания.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников.6

  • Агрессивное поведение.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.

- Суицидальное поведение.  Самоубийство, суицид, суицидальное  поведение - намеренное лишение  себя жизни. Суицидальное поведение  включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).7

  • Проституция.
  • Преступность.

Это очень сложное  социальное явление, не имеющее «естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма, самоубийств) и определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.8

К причинам роста преступности среди несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам и даже детям, алкоголизм и насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, игровых залов, что толкает молодежь на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги.

Стремительно растёт число детей, оставшихся без попечения  родителей, - это в основном сироты при  живых родителях, либо лишённых родительских прав, либо бросивших своих детей или не заботящихся о них, ведущих аморальный образ жизни. Равнодушие, жестокость, побои, игнорирование ребёнка как личности приводит к тому, что дети бегут из родительского дома, ищут понимания и защиты на улице. Однако, как правило, среда, в которой оказывается безнадзорный ребёнок, криминализирована, склонна к наркотикам, проституции, противоправным действиям. Нравственная и духовная деградация, отход от школы, жестокость и грубость, развивающиеся у ребёнка в борьбе за жизнь, формируют поколение у которого нет будущего.  В наше время социально-психологическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей, ведется по различным направлениям. Более широко она представлена в работе с так называемыми «неблагополучными детьми». Однако в последнее время число таких детей неизбежно растет.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам факторов и их составляющих следует отнести (Схема 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Схема 1. Группы факторов, существенно  влияющих на формирование девиантного  поведения человека

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного  воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11 - 13, 14-16 лет) - переходный возраст.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) - это  период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже  постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его  долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.9

Девиантное поведение  вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свою социальную цель, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы а) облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных наклонностей.

Далее подобное поведение  затягивает. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличивать девиантную активность, и его действия превращаются в мотивированные.

Многочисленные социологические  исследования показали, что наиболее восприимчивым к различным видам  отклонений оказался возраст 14-15 лет, когда  еще не сложилось мировоззрение, и подростки более подвержены влиянию окружающих и в особенности среды сверстников. Такие известные в педагогике «вредные привычки», как курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков и других одурманивающих средств рассматриваются в подростковой среде как поведенческий стандарт.10

В 2001 году Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации был проведен опрос по теме: «Девиация подростков и молодежи: алкоголизм, проституция, наркомания», в ходе которого было опрошено  2000 человек в возрасте 12-22 лет. Опрос проводился в форме интервью, в зонах отдыха.

Было выявлено, что  современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, в том  числе юноши – в 12, 3 года, а  девушки – в 13,9 лет, с каждым годом  становится все больше курящих 10-летнего  возраста.11

Данные государственной статистики свидетельствуют о значительных масштабах алкоголизации молодого поколения россиян (как, впрочем, и всего населения) и вытекающих из этого негативных последствиях. С 1998 года неуклонно растёт заболеваемость алкогольными психозами, увеличивается количество случаев от отравления алкоголем и алкогольными суррогатами. Только за 2001 год количество подростков, состоящих на учёте с диагнозом алкогольного психоза, увеличилось в полтора раза. В 2001 году в органы внутренних дел были доставлены 277 тыс. несовершеннолетних за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, а 31,1 тыс. несовершеннолетних были арестованы за убийство или покушение на убийство и умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершённые в состоянии алкогольного опьянения. Эти виды тяжких преступлений несовершеннолетних, совершаемых под воздействием алкогольных паров, в последние годы растут наиболее высокими темпами.12

Потребление алкогольных  напитков равно как и курение, давно стали нормой, неотъемлемым элементом субкультуры учащейся молодёжи. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки (к которым мы относим и пиво) более 4/5 всех опрошенной молодежи. Согласно данным исследования, респонденты начинают потреблять алкоголь лишь немногим позже, чем курить, - в среднем в 13,8 лет. За последние 10 лет средний возраст первого приобщения молодого поколения россиян к алкогольным напиткам уменьшился на 4,5 лет: если в 1991 году он составлял 15,5 лет, то в 2001 году - 11 лет, «трезвенниками» являются всего 12,9%.13

Молодёжная проституция - явление  не новое. Её отрицательные последствия  чаще всего выражаются в социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в общество. Новизна этого вида девиантного явления - в значительном увеличении масштабов молодёжной проституции и всё более активном втягивании в это занятие учащихся. Согласно полученным ответам, проституцией («сексом за деньги») занимается в целом 5,7% всей молодёжи, в том числе 3,6% учащихся.

Средний возраст начала сексуальной жизни за прошедшие 10-11 лет резко снизился (Рис. 1, 2).14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  Средний возраст,     Рис. 2 Доля занимающихся сексом за

в котором молодежь начала    деньги с разной регулярностью и

сексуальную жизнь в  разные   доля занимающихся проституцией

годы, лет.     профессионально, в составе разных

                                                                                   возрастных групп молодежи в  %.

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном