Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Коррекционно-развивающая  программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения специалиста по социальной работе на каждом из этапов и по продолжительности этапа.  На первом - ориентировочном - этапе продолжительностью в одно занятие решаются задачи установления эмоционально-положительного контакта с ребенком; ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты и правилах поведения  в ней.

Знакомство с членами группы и установление первичных межличностных  отношений. Тактика поведения специалиста по социальной работе носит недирективный характер. На этом этапе используются спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры и игры, направлены на знакомство и установление отношений со сверстниками. Это такие спонтанные игры,  как  «Жмурки», «Крепость», «Кошка и собака», а также игры, направленные на установление доверительных отношений объединение участников, создание доброй, безопасной психологической ситуации, например «Слепой – поводырь».

Второй этап - объективирования трудностей развития, проблемных ситуаций и конфликтов - имеет выраженный диагностический характер (2 - 3 занятия). Основными задачами социально-психологической работы здесь являются актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со взрослыми и сверстниками (агрессивности или тревоги и страха), диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия. На этом этапе тактика специалиста по социальной работе заметно меняется: на смену недирективности приходит взвешенное сочетание директивности в направленности на актуализацию трудностей развития (постановка задач, участие в игре, планомерное развертывание сценария игры и пр.) и недирективности. Недирективность находит выражение в предоставлении ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения. Здесь используются такие методы, как направленные ролевые игры проективного диагностического типа,  подвижные игры с правилами, арттерапия,  а также приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения ребенка в группе.

Второе занятие имеет целью  научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев; снять вербальную и невербальную агрессию, предоставить ребенку, возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, оно также способствует продолжению развития групповой сплоченности.

    1. Игра «Объятия».
    2. Игра «Маленькое приведение».
    3. Проективный тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки,  В. Амен).
    4. Тестовая методика, выраженности агрессивных наклонностей            (И. П. Подласый).
    5. Игра «Обзывалки».
    6. Игра «Два барана».
    7. Игра «Тух-тиби-дух».
    8. Обсуждение. 

После каждой игры поводится краткий  анализ по кругу, каждый высказывается, какие чувства испытывал, что именно понравилось в играх, какие трудности были.

Третье занятие способствует  повышению самооценки; оно направлено на коррекцию эмоции злости, «отреагирование» агрессивных эмоций, снятие тревожности, повышение уверенности в себе.

  1. Игра «Жужжа».
  2. Игра «Дракон».
  3. Упражнение «Баба яга».
  4. Рисуночный тест «Несуществующее животное».
  5. Тест «Самооценка».
  6. Игра «Зайки и слоники».
  7. Игра «Волшебный стул».
  8. Обсуждение.

Каждая игра требует какого-то оборудования, поэтому при подготовке специалист по социальной работе внимательно знакомится с правилами игры и готовит заранее необходимый инвентарь.

В зависимости от настроения участников, их активности, утомляемости допускаются  изменения в ходе занятий и  корректировка игр. В арсенале специалиста по социальной работе всегда должно быть несколько упражнений «на всякий случай».

К концу третьего занятия  можно переходить к обсуждению правил взаимодействия в группе. Обычно группа живёт по своим особым правилам, которые дети повторяют в начале каждого занятия. Правила следующие: взаимная вежливость; обращение друг к другу только по имени, внимательное слушание друг друга, говорение только от имени «я», выполнение всех заданий. Нарушающий правила ребёнок, удаляется с занятия волевым решением специалиста по социальной работе, но с учётом мнения группы.

Специалист по социальной работе, учитывая динамику группы, решает сам, когда и чем группа будет  заниматься. Может возникнуть ситуация, когда целесообразно одно занятие  разбить на две встречи и углубить тему, ввести дополнительные игры и упражнения.

Ключевое значение имеет  третий - конструктивно-формирующий  этап, что находит отражение и в его продолжительности (6 занятий). Именно на этом этапе решаются основные коррекционные задачи: работа с гневом; обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева; обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.; снятие излишнего мышечного напряжения; повышение самооценки.

Мера директивности  поведения специалиста по социальной работе на этом этапе еще более  возрастает и распространяется на подбор игр, упражнений, тематики рисунков, распределения  ролей и игровых предметов  и пр. Важной функцией специалиста по социальной работе является предоставление детям обратной связи об эффективности их поведения и общения, продвижение в направлении решения коррекционных задач, поддержка и поощрение даже самых незначительных достижений. На данном этапе широко используются арттерапевтические методы. Для развития произвольности общения и его компетентности используются приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения и координировать свои действия с действиями группы.

Четвёртое занятие направлено на  развитие у детей умения контролировать импульсивные действия, а также включает упражнения на релаксацию:

  1. Игра «Говори».
  2. Упражнение «Разговор с руками».
  3. Упражнение «Танцующие руки».
  4. Методика «Незаконченные предложения».
  5. Упражнение «Драка».
  6. Игра «Водопад».
  7. Обсуждение.

Пятое занятие направлено на снятие агрессии и страхов,  развитие воображения; снятие  мышечное напряжения, усталости.

  1. Игра «Сочинение историй».
  2. Упражнение «Кляксы».
  3. Игра «Бумажные мячики».
  4. Упражнение «Театр масок».

Шестое занятие содержит в себе упражнения телесно-ориентированой терапии, направленные на снятие  эмоционального, интеллектуального и телесного  напряжения, способствующие гармонизации эмоционального состояния, общей энергетизации  тела и развитию  воображения, «отыгрывание» подавленных отрицательных эмоций и  агрессии.

  1. Упражнение «Превращение в дом».
  2. Упражнение «Сказочный лес».
  3. Упражнение «Погружение в стихии (земля)».
  4. Упражнение «Брыкание».
  5. Обсуждение.

Седьмое, восьмое и  девятое занятие содержат в себе упражнения арт-терапии, целями данных занятий является устранение страхов, снятие эмоционального напряжения, помощь детям в  описании своего поведения  во время кризисных ситуаций, вызывающих агрессивное поведение, тревожность, обучение ребенка распознавать свое эмоциональное состояние,   развить потребность говорить о своём эмоциональном состоянии.

  1. Упражнение «Чернильные пятна и бабочки».
  2. Обсуждение.
  3. Упражнение «Каракули».
  4. Рисунок на тему: «Когда я сержусь».
  5. Обсуждение.
  6. Упражнение «Мультфильм».
  7. Упражнение «Кляксы».
  8. Обсуждение.

Структура занятия включает в себя основные  процедуры:

    1. настрой («разогрев»), используются различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные спонтанные изобразительные приемы (например, различные варианты техники «каракули»);
    2. актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений; поиск образа посредством движений под музыку;
    3. индивидуальная изобразительная работа (разработка темы);
    4. этап вербализации (активизации вербальной и  невербальной коммуникации);
    5. заключительный этап, рефлексивный анализ.43

Основными задачами четвертого - обобщающе-закрепляющего - этапа становятся задачи обобщения сформированных на предшествующем этапе способов деятельности и перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизнедеятельности ребенка и его отношений с другими людьми.

 Последнее десятое занятие  содержит в себе элементы сказкотерапии,  задачами этого занятие являются  закрепление навыков конструктивного  поведения в ситуации, вызывающей агрессию и тревогу, осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».

Подводя итог, отметим, что  предложенная нами методика  полезна  не только для детей и подростков девиантного поведения, но и как  общая оздоровительная психотерапия для всех категорий несовершеннолетних. Она относительно проста в использовании и доступна.

Данная работа будет  наиболее эффективна при совместной работе социального педагога, специалиста  по социальной работе, психолога, медицинских  работников, органов социальной защиты и государственной власти.

 

 

 

Заключение

 

 

Проблема отклоняющегося, социально-негативного  поведения детей является, безусловно, актуальной и значимой.

Поставленная нами цель исследования, состоящая в разработке программы минимизации агрессии и тревожности детей девиантного поведения достигнута путем теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальной работы. Задачи, определенные нами в начале исследования решены.

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Установлено, что девиантное поведение есть устойчивая социально-негативная система определенных способов мышления и действования человека, отклоняющаяся от наиболее важных норм права и морали, нарушающая благоприятное личностное развитие и/или наносящая вред общественному окружению; имеющая признаки социальной дезадаптации, а также  сопровождающаяся отрицательной внешней оценкой и вызывающая необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

2. Доказано, что, несмотря  на определенные биопсихологические характеристики личности, девиантное поведения формируется и реализуется только при неблагоприятных условиях среды жизнедеятельности и воспитания ребенка, превращаясь в прочные основы, определяющие в последующем негативное поведение.

3. Выявлены критерии  оценки проявлений девиантного  поведения личности.

4. Разработана комплексная программа способствующая:

а) снижению уровня тревожности  и мотивационной агрессивности  детей и подростков;

б) становлению адекватной, реалистичной самооценки воспитанников;

в) повышению уровня самоуправления и самоконтроля детей;

5. Определены эффективные формы и методы деятельности социального педагога, реализация которых позволяет снизить проявления социально-негативного поведения детей и подростков, среди которых: игровые формы, тренинги поведения, беседы, дискуссии, группы само- и взаимопомощи.

6. Разработаны методические  рекомендации по организации  системной профессиональной деятельности  на основе модели педагогической  профилактики девиантного поведения детей и подростков в стационарном учреждении, которые помогут специалистам (социальным педагогам, социальным работникам, психологам, воспитателям)  в практической деятельности.

Масштабы девиантных явлений в  подростковой среде требуют резко  усилить соответствующую профилактическую работу, объединить усилия всех государственных и общественных организаций. Профилактика массовой девиации молодого поколения, особенно учащихся, обусловливает также необходимость воспитания, информирования и самих взрослых - родителей, учителей школ, ПТУ, преподавателей колледжей и вузов, руководителей образовательных учреждений, ибо до перестройки с подобными масштабными явлениями общество не сталкивалось. Поэтому задача формирования потребности в здоровом образе жизни у молодого поколения представляется сегодня одной из наиболее актуальных.

 

Список используемой литературы

 

 

    1. Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи. // Народное образование, 2003г. № 7. С. 193-200
    2. Астоянц М.  Программа социализации воспитанников социально-реабилитационного центра подростково-юношеского возраста // Социальная защита, 2002. №.3 С.38-41
    3. Байбурдина Л.С. Помощь детям из семей алкоголиков // Работник социальной службы. - 2000. - № 3. - С. 84-87.
    4. Беличева С., Дементьева И. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних // Воспитание школьников. 2004. №3. С. 28-31
    5. Бреслав А.В. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов.  СПб.: Речь, 2004.
    6. Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2000. - № 1-2. - С. 59-72.
    7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Академия»,1999.
    8. Василькова Ю.В.  Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.
    9. Вансович Е. Школы вредны детям. // Коммерсант 2003, 19 февраля. С. 8
    10. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Академия, 2002.
    11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии – М.,  1966. – с. 14-35.
    12. Галагузова М.А. Социальная педагогика.  М.: Гардарики, 2002.
    13. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. № 4. С. 95-98
    14. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учеб. пособие: - Курган: Изд-во Кург. Гос. Ун-та, 2003.
    15. Жур<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном