Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Дети, находящиеся в  трудной ситуации, особенно нуждаются  в чувстве безопасности, в эмоциональной поддержке, в понимании происходящего, в сохранении чувства контроля. Задача социального педагога и специалиста по социальной работе в таких условиях, по мнению М. А. Гулиной - приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, развить самостоятельность и независимость.35

Надо осознать, что  процесс приспособления ребенка  к жизни в приюте не является одномоментным, он сложен, требует комплексного подхода  и постепенности. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, уверенность в том, что он способен изменяться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

Рассмотрим второе условие – реализация индивидуального подхода к ребенку.

Судьба каждого воспитанника, система его социальных связей, уровень  развития и состояние здоровья имеют  вполне конкретный, индивидуальный характер. Полноценная реализация индивидуального  подхода в приюте возможна в том случае, если сотрудники, говоря словами К.Д. Ушинского, знают ребенка во всех отношениях.

Важно соблюдать последовательность в сборе информации, характеризующей  воспитанника. Собранная и систематизированная  информация дает возможность определить задачи социальной реабилитации ребенка, в решении которых участвуют все специалисты.

Следующее условие в  работе с детьми – реализация комплексного подхода, предусматривающего взаимодействие ребенка с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты проблемы ребенка.

Необходимость комплексного подхода  к индивидуальной работе с детьми, которые пользуются услугами социально-реабилитационного  центра, обусловлена нарушениями их физического, психического, социального здоровья. Таким образом, осуществление комплексного подхода означает, что процесс возрождения каждого ребенка носит разносторонний характер.

Опыт показывает, что успех достигается  за счет установления определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка. Спектр форм взаимодействия сотрудников реабилитационного учреждения достаточно широк и разнообразен. Использование их в практике реабилитационной работы с детьми имеет двойной результат. С одной стороны, оно ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста, с другой – позволяет обеспечить внутреннее единство, целостность реабилитационного процесса, придает ему большую эффективность и целеустремленность. При таком подходе к организации социально-реабилитационного процесса коллективу сотрудников необходимо выявить ключевые направления реабилитационной деятельности всего коллектива и определить роль каждого специалиста в их осуществлении относительно каждого воспитанника.

Таким образом, задачей нашего исследования является разработка программы коррекции агрессивности и тревожности детей и подростков девиантного поведения.

Программа – система увязанных  между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) общественного, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы.

Объектом данной работы является подросток девиантного  поведения. Субъектом социальный педагог.

Цель работы - минимизации проблемных полей в деятельности социального педагога.

Задачи: 1) использованием соответствующих методик провести диагностику социально-педагогических проблем подростков девиантного  поведения; 2) подготовить   и   осуществить   профилактическую и коррекционную  работу   с детьми и подростками  девиантного поведения;  3) подвести итоги   проделанной социально-педагогической и психологической работы.

Разработанная социально-психологической программа осуществлялась в несколько этапов:

    • диагностический этап;
    • этап выбора оптимальной методики работы;
    • этап непосредственной подготовки к реализации;
    • этап реализации разработанной методики;
    • оценочный этап.

Нами  выделены  условия  успешности  работы с детьми и подростками  девиантного поведения Главные из них - компетентность социального педагога; реализация комплексного и индивидуального подхода; согласованность в действиях различных социальных служб.

Апробация результатов  исследования осуществлялась проведением эмпирической работы на базе Курганского областного социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних

Методические рекомендации по реализации программы коррекции агрессивности  и тревожности представлены во второй главе дипломного исследования.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование  по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и  тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

 

 

2.1. Общая характеристика  организации эмпирического исследования

 

 

Программа –  система увязанных между собой  по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) общественного, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы.

Разработка программы проходила  в два этапа. Первый – диагностический  этап. Второй – этап разработки методических рекомендаций по реализации коррекционно-развивающей программы.

Базовой основой эмпирического исследования по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей послужили социально - психологические тесты и методики, опросники и анкеты, наблюдения. База исследования – Курганский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Объект исследования: дети и подростки девиантного  поведения.

Метод исследования - включенное наблюдение и исследование с использованием ряда методик (анкет, тестов, проективных  рисунков).

Диагностика велась в двух направлениях:

- Выявление агрессивности.

- Выявление тревожности.

Одной из острых проблем  любого исследования является получение  полной, объективной, достаточной информации о ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления профилактической и коррекционной работы. В процессе работы была составлена программа сбора информации.

В процессе подготовки эмпирического  исследования мы посчитали необходимым  выделить два основных этапа реализуемой нами исследования.

На этапе диагностики осуществляется поисково-теоретический анализ научно-методической, социально-педагогической литературы по теме исследования, сформулирована цель, гипотеза и задача исследования. Программу нашего исследования предлагается проводить в Курганском областном социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних.

Первый этап программы, который  включает в себя диагностику, является первым этапом эмпирической работы.

Среди методов диагностики, направленной  на получение информации об уровне агрессивности и тревожности, в  нашем исследовании широко использовался метод наблюдения. Наблюдение – это длительное  восприятие, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов. Для того чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ребенке и его деятельности, наблюдение проводится систематически и в течение длительного времени. Одним из перспективных вариантов получения информации об агрессивности ребёнка с помощью наблюдения является использование разработанного нами бланка наблюдения, где оцениваются качества личности детей, проявляемые во время игры.

      Критерии агрессивности. 

1.1.  Часто теряет контроль  над собой.

1.2. Часто спорит, ругается  со взрослыми.

1.3.  Часто отказывается  выполнять правила.

1.4. Часто специально  раздражает людей.

1.5. Часто винит других  в своих ошибках.

1.6.  Часто сердится  и отказывается сделать что-либо.

1.7. Часто завистлив,  мстителен.

1.8. Чувствителен, очень  быстро реагирует на различные  действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок  агрессивен, можно лишь в том случае, если в его поведении проявлялись  хотя бы четыре из восьми перечисленных  признаков.

Критерии тревожности.

2. Тревожности 

2.1.  Постоянное беспокойство.

2.2. Трудность, иногда  невозможность сконцентрироваться  на чем-либо.

Диагностика агрессивности осуществляется с помощью метода наблюдения в  процессе игры в сочетании с дополнительными  методиками. Метод наблюдения помог  определить процентное соотношение агрессивных детей, их оказалось   71,4% , тревожных 42, 8%.

При отборе игр и других психокоррекционных методик мы использовали различные  источники.

С целью выявления характера  проявления агрессивности и тревожности  в поведении подростков, самоотношения и самооценки мы рекомендовали вести наблюдение как за самостоятельно организованными играми подростков («Прятки», «Выше ноги от земли», минифутбол), так и за играми, организованными специалистом по социальной работе («Жмурки»,  «Крепость»,  «Объятия» и др.).

Игры позволили нам  выявить детей с высоким,  средним  и  низким уровнем агрессивности, а также тревожных детей, определить участие и неучастие в организуемых и проводимых играх, продиагностировать характер и основные виды агрессивного и тревожного поведения.

Полученная качественная информация с помощь наблюдения записывалась в разработанный нами бланк наблюдения, где оцениваются качества личности людей, проявленные в игре. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

   Для выявления  уровня тревожности нами был  использован проективный тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Экспериментальный материал включает в себя   14 рисунков.   Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. На основании данных протокола был вычислен  индекс тревожности каждого ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов  к общему числу рисунков (14):

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а)  высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Уровень тревожности  детей

 

Помимо количественного  анализа был проведён качественный анализ. Ответ каждого  ребенка  анализировался  отдельно, были сделаны выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки «Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Еда в одиночестве». Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, обладают наивысшим ИТ; дети, сделавшие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках «Ребенок и мать с младенцем», «Умывание», «Игнорирование» и «Собирание игрушек», обладают высоким или средним ИТ.

Уровень выраженности агрессивных  наклонностей в поведении детей  был выявлен с помощью тестовой методики, разработанной И.П. Подласым.36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Уровень  проявления агрессивных наклонностей

 

И.П. Подласый указывал на то, что нельзя из этого теста делать существенные выводы, его результаты лишь дополнят имеющиеся сведения и несколько прояснят представления о ребенке. Поэтому данная методика была дополнена «Опросником агрессивности» Басса-Дарки.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, «Опросник агрессивности» Басса-Дарки позволяет выделить 8 видов реакций:

  1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
  3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Аутоагрессия или чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном