Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить педагогические условия успешной социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Объект исследования: процесс социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях стационарного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с детьми и подростками девиантного поведения в учреждении временного пребывания………………………………………………………………………...9
1.1. Теоретические подходы к анализу девиантного поведения детей и подростков…………………………………………………………………………9
1.2. Сущность и содержание работы социального педагога с детьми и подростками девиантного поведения в условиях учреждении временного пребывания……………………………………………………………………….20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних…………………………………………………………….39
2.1. Общая характеристика организации эмпирического исследования…….39
2.2. Методические рекомендации использования коррекционной программы, направленной на снятие агрессивности и тревожности у детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении временного пребывания…………...49
Заключение………………………………………………………………………59
Список используемой литературы……………………………………………...61

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

На следующих этапах проводится динамическое обследование или диагностика в ходе реализации индивидуальной программы реабилитации, после трёх месяцев пребывания. Задача - отслеживание динамики развития хода реабилитации. Последний этап –  психологическая диагностика при окончании прохождения курса реабилитации, при переводе в другие учреждения, через 5,5 месяцев пребывания ребенка. Задача - отслеживание эффективности коррекционно-реабилитационной работы с ребенком.

Следующим этапом социально-педагогической и психологической реабилитации является разработка программы реабилитации и содержания коррекционных занятий. Задача специалистов по социальной работе и социальных педагогов – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т.е. фактически представить, каким должен быть выпускник приюта, учитывая, какой он сейчас. Реабилитационная программа создаётся индивидуально для каждого ребёнка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

А.В.Быков, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга выделяли основные условия, которым должна соответствовать индивидуальная программа реабилитации ребёнка. Первое - это конкретность индивидуальной программы, ее максимальное приближение к реальной жизни каждого ребенка. Второе - учёт того, что индивидуальная программа быстро изменяется в зависимости от того, каковы достижения ребенка. Она гибкая, открытая и свободная для внесения творческих моментов, зависящих от личности воспитателя. Третье условие - учитывать, что программа дает возможность рефлексии результатов каждого шага специалиста по социальной работе и социального педагога и ребенка, направленного на приближение к поставленной цели. В плане работы постоянно учитывается овладение навыками социальной компетенции: какие навыки необходимы ребенку для выполнения режима дня, какие уже сформированы, на каком уровне, а какие навыки пока не удалось сформировать или они отсутствуют.29

 В индивидуальную программу  реабилитации входит целый комплекс  мероприятий, кроме социально-педагогической и психологической реабилитации она включает в себя медицинскую реабилитацию и социально-правовую.

На каждого ребёнка  заводится личное дело, социальным педагогом ведётся дневник педагогического  наблюдения и коррекционной работы с воспитанником, а также реабилитационная карта, где приводятся данные всех трёх консилиумов. В ней указываются изменения, произошедшие с ребёнком за период нахождения в центре.

Третий этап проведения социально-педагогической и психологической  реабилитации  - организационный этап, специалист по социальной работе и социальный педагог организует условия осуществления программы, отбирает детей в группу, информирует администрацию о плане проведения коррекционных занятий.

Четвёртый этап – этап реализации. Основными видами деятельности на этом этапе являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Тематика занятий может  быть различной, это и занятия, направленные на снятие агрессивности, тревожности, на развитие коммуникативных навыков  и культуры общения, занятия с  детьми, пережившими насилие, находящимися в кризисной ситуации и др.

Для оказания квалифицированной  помощи в учреждениях разрабатывают  программы, например «Терапия кризисных ситуаций». Первый раздел включает рассмотрение кризисных ситуаций, которые происходят с детьми в учреждении и в социальном окружении. При рассмотрении кризисных ситуаций дети понимают, что они могут встречаться довольно часто в жизни любого человека. Второй раздел включает игры и упражнения, направленные на осознание себя, своих чувств и эмоций. Подбираются такие упражнения, после которых дети могут ответить на вопросы о том, что они чувствуют в данный момент, какая потребность у них преобладает (веселиться, гневаться, страшиться чего-то и т.д.), объяснить свой выбор того, что ему хочется. После таких упражнений предлагаются другие, в которых необходимо подавлять чувство раздражения, учиться сдерживать свой гнев, подбирать приемы, помогающие управлять своим раздражением, гневом и злостью. После выполнения упражнений дети обязательно описывают свои чувства, и специалист поощряет и поддерживает у них желание откровенно рассказать о них. Третий раздел включает приемы управления поведением ребенка при переживании кризисных состояний.30

Индивидуальные занятия  прежде всего призваны снять у  ребёнка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям. Индивидуальная работа с ребёнком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами и эмоциями.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности специалиста по социальной работе обуславливает и многообразие ее средств.

В. И. Курбатов в  зависимости от сферы применения выдел отдельные группы методов. Он определял социально-психологические методы, как научно обоснованные способы психологически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, социально-психологического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.31

Исследователи Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова указывали на то, что коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной предметно-осмысленной деятельности ребенка, Любой метод коррекционного воздействия основывается на или ином виде деятельности, «запуская» его развивающий потенциал и, используя его возможности. Игровая коррекция или игротерапия, основанные на игре; арттерапия, на творческих процессах изобразительной деятельности - это основные методы работы с детьми, применяемые специалистами при работе с детьми, в том числе и в учреждениях временного пребывания.

Других подходов требует  ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Другое направление  социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с  «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

-   создание условий  для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);

- освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.

Еще одно направление  связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».32

Нужно иметь в виду, что профессионально  психотерапией может заниматься только специально обученный психолог и психотерапевт. Специалисты по социальной работе и социальные педагоги, при отсутствии соответствующего психологического образования, может только использовать только элементы вышеперечисленных методов психотерапии и психокоррекции.

Завершающий этап реабилитационной работы – аналитический. На этом этапе  осуществляется глубокий анализ всех исходных данных, применяемых форм и методов психологической работы, производится оценка эффективности реализованной программы.

Эффективная реализация реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации  всех участников программы: ребенка,  родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической  компетентности специалистов и  руководителей реабилитационного  учреждения;

3) координации деятельности  различных государственных служб:  образования, здравоохранения, правоохранительных  органов.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

Данные различных исследований свидетельствуют, что наибольшую трудность  в своей работе специалисты испытывают с детьми агрессивными, конфликтными и употребляющими ненормативную лексику. Причины затруднений в работе с такой категорией детей, по мнению специалистов, коренятся в отсутствии эффективных методов и форм профилактической деятельности. Большинство специалистов указывают на то, что испытывают недостаток сведений о природе девиации и видах педагогической профилактики девиантного поведения детей в специальных учреждениях.

По итогам диагностики  можно утверждать, что обнаруживается качественное расхождение во взглядах на причины возникновения поведенческих отклонений среди воспитанников и специалистов детского дома, которое становится источником возникновения противостояния: специалисты направляют свои усилия на устранение и коррекцию тех девиаций, которые дети таковыми не признают, и, соответственно, бороться  с ними не считают нужным, оказывая возможное сопротивление.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Показатели выбора ведущего способа регулирования конфликта  детьми и подростками девиантного  поведения 

 

 

По выявленным данным, очевидно, что  наиболее распространенными формами девиантного поведения детей и подростков в стационарном учрежениии являются: грубость, конфликтность, употребление алкоголя и табакокурение,  то есть такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, а, следовательно, при правильной организации жизнедеятельности могут быть скорректированы.33

Таким образом, исходя из гипотезы исследования, необходимо сузить рамки дипломной  работы. Практическая часть исследования посвящена разработке коррекционной  программы, направленной на снижение агрессивности и тревожности у детей, находящихся в учреждении временного пребывания.

Изучение теоретических  и практических разработок позволили  нам выделить условия успешности реализации данной программы.

Первым условием является организация сотрудничества детей и взрослых. У детей, попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, утрачено базовое доверие к миру взрослых. Поэтому, прежде всего, необходимо ослабить недоверие детей к сотрудникам приюта. Во-первых, установление контактного взаимодействия, прохождение вместе с ребенком всех его действий. Во-вторых, безусловное, безоценочное принятие ребенка всеми сотрудниками. В-третьих, демонстрация общего позитивного отношения к ребенку, испытывающему до поступления в центр дефицит позитивной поддержки (его хвалили редко, если вообще поощряли).

Сотрудничество, как особая форма  взаимодействия детей и взрослых, характеризуется определенными  признаками: желанием обеих сторон вступать в общение и взаимодействие; заинтересованностью детей и взрослых в процессе и результатах совместной деятельности; «протяженностью» общения во времени, его «присутствием» на всех этапах деятельности детей: выдвижения цели, ее осуществление, оценка достигнутого; диалогическим характером общения, основанным на отношении взрослого к ребенку как субъекту деятельности, с которым совместные действия согласуются, а если его активность и подвергается коррекции, то в форме совета, убеждения, а не команды; целесообразным соотношением совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка.

Содержание работы с  детьми в социально-реабилитационных центрах должно опираться на теорию социальной компетенции. Основная идея этой теории заключается в том, что  не бывает плохих детей. Задача любого взрослого человека, который работает с детьми, - найти в ребёнке хорошее и, опираясь на него, помочь воспитаннику увидеть возможности изменения к лучшему.

Социальный педагог и специалист по социальной работе должен обладать такими профессионально важными качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.

Взаимоотношения воспитанников  и работников воспитательных учреждений должны строиться на уважительном отношении  друг к другу, на признании прав детей  на самостоятельность, свободу выбора в принятии решений, отношения персонала с детьми в таких учреждениях не должны носить характер семейных, что воспитание ребёнка вне семьи не стоит строить наподобие воспитания в семье в его ухудшенном варианте.34

Информация о работе Эмпирическое исследование по разработке программы, направленной на коррекцию агрессивности и тревожности у детей в Курганском областном