Элементы занимательности на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.

Содержание работы

Введение 3
1. Кроссворд 5
1.1 История возникновения кроссворда 6
1.2 Классификация кроссвордов 7
1.3 Примеры кроссвордов 8
Классический кроссворд. 8
Натворд. 11
Филлворд. 11
Кроссворды полиглоты. 12
Алфавитные кроссворды. 12
Юмористические кроссворды. 12
Кроссворд с фрагментами. 12
Ребусный кроссворд. 12
Рассыпной кроссворд. 13
Слогокроссворд, двухбуквенный и символьный кроссворды. 13
Реверсивный кроссворд. 13
Дуаль. 13
Белый кроссворд. 13
Скользящий кроссворд. 13
Словарный кроссворд 14
Фигурные кроссворды 14
Объемные кроссворды 14
2. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 15
2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word 16
2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel 17
2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint 18
3. Практическая часть 19
3.1 Кроссворд на тему: «Компьютерная сеть» 19
3.2 Кроссворд полиглот на тему: «Устройство компьютера» 22
4. Вывод 28
Список используемой литературы и электронных ресурсов 30
Сноски……………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ermakova_A_A (15.05).doc

— 850.50 Кб (Скачать файл)

И для папы, и для  мамы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …

8.  Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как  профессор.

Называется …

9.  Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

10.  Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это …

Натворд.

Кроссворд, все слова  которого имеют общую часть.

Пример:

Филлворд.

Данный тип кроссворда представляет собой поле заполненное  буквами. Во всем этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые  приведены рядом в виде списка.

Пример:

Найти слова в кроссворде и объяснить их значение: редактор, графика, процессор, дисковод, клавиатура, алгоритм.

Кроссворды полиглоты.

Чтобы решить такой кроссворд, потребуются знания иностранных языков. Определения к словам задаются на одном языке, а разгаданные слова в сетку вписываются на другом.

 
Алфавитные кроссворды.

Эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова  имеют один общий признак.

Юмористические кроссворды.

Одна из самых популярных разновидностей. Определения задаются в шутливой форме.

 
Кроссворд с фрагментами.

Многие наверно вспомнили  журнал "Наука и жизнь", именно в этом журнале появились кроссворды с фрагментами. С тех пор кроссворд  с фрагментами прочно ассоциируется с этим журналом. Определения в кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок, фотография).

Ребусный кроссворд.

Ребусный кроссворд  отличается от кроссворда с фрагментами  только тем, что в качестве рисунка-определения  используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Рассыпной кроссворд.

В кроссворде этого типа сетка уже заполнена словами  и разрезана на квадратики. Вам  необходимо собрать весь кроссворд  из кусочков, при этом, слова должны увязываться между собой.

 
Слогокроссворд, двухбуквенный и  символьный кроссворды.

В слогокроссвордах в  одну клеточку нужно вписывать не букву, а целый слог. Встречаются  кроссворды, в которых в клетку необходимо вписывать две или  более букв. В символьных кроссвордах, необходимо использовать обозначенный символ, который заменяет сразу несколько букв. 

 
Реверсивный кроссворд.

Кроссворды, в которых  слова необходимо вписывать строго по направлениям стрелок, т.е. не только слева направо и сверху вниз, но и справа налево и снизу вверх. 

 
Дуаль.

В каждую клетку этого  кроссворда вписаны две буквы. Нужно  вычеркнуть лишние буквы, и в итоге  отгадчик должен увидеть слова, переплетенные  как в обычном кроссворде.

 
Белый кроссворд.

Кроссворды этого типа не имеют ни одной черной клетки. Плотность равна 100%.

Скользящий кроссворд.

От обычного кроссворда отличается тем, что каждое слово  в сетке имеет люфт на одну клетку. Так, для слова КРОССВОРД будет  дано не 9, а 10 клеток. Задача отгадчика - решить, в какую сторону смещать  слово при вписывании.

 
Словарный кроссворд

Кроссворд, составленный из готового списка слов. Такие кроссворды имеют очень не плотную и не красивую сетку.

Фигурные кроссворды

Кроссворды с нестандартными сетками. Сетка может быть выполнена  в виде любого рисунка (самолет, елка, рыба и т.д.), или иметь необычную форму (круг, соты). В диагональных или круговых кроссвордах слова вписываются по радиусам или дугам. Сотовый кроссворд напоминает пчелиные соты различной конфигурации с количеством букв в слове от 3 до 9. Сетка сотового кроссворда заполняется словами вокруг цифры, стоящей в центре каждой соты. Начало слова и его направление помечается меткой.

 
Объемные кроссворды

Название трехмерный кроссворд говорит само за себя, это кроссворд не на плоскости а в пространстве, слова пересекаются сразу в трех измерениях. Если сетку кроссворда натянуть на куб, то получится кроссворд с соответствующим названием. Для таких кроссвордов важно, чтобы имелись пересечения со всеми видимыми гранями. Колодец, это тоже кроссворд на кубе, только не снаружи, а внутри куба. [9], [11], [13

 

  1. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint

 

Создание кроссвордов самостоятельно играет не менее важную роль в обучении, как и их выполнение. Во время разработки заданий ученики уточняют правописание различных терминов, работает логика и сообразительность, усидчивость, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то межпредметные связи и применение ранее полученных знаний становятся еще более наглядными и ощутимыми.

 

Информационные технологии позволяют нам создавать различные виды и формы кроссвордов. Если делать кроссворд с помощью компьютера, то интерес учащихся заметно возрастает. Основной целью создания данных игровых методик служит развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и  игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.

[2]

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным  заданиям.

Самый простой способ создания кроссворда с использованием персонального компьютера - средствами графического редактора при изучении серии уроков в программе Paint. Уже в начальной школе данный вид деятельности позволяет отработать навыки копирования и вставки, перемещения, вставки надписи. Также в процессе работы формируются логическое и творческое мышление, при создании кроссворда важно проявлять терпение и аккуратность.

2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word

Основные приемы:

  • Создание сетки графическим методом; при  этом все элементы должны быть сгруппированы.
  • Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.
  • Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками.
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word:

    • Наличие сетки.
    • Наличие нумерации.
    • Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
    • Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице.

Достоинства метода:

  • Возможность многократной распечатки.
  • Независимость от компьютера при использовании.
  • Простота реализации.

Недостатки метода:

  • Неэффективная возможность использования в электронном виде.
  • Невозможность автоматизации проверки результата.
  • Создается в основном только для работы на бумаге. [14]

 

2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel

Основные приемы:

  • Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
  • Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel:

  • Наличие сетки.
  • Наличие нумерации.
  • Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.
  • Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.
  • Наличие проверки правильности решения кроссворда.

Достоинства метода:

  • Возможность многократной распечатки.
  • Возможность размещения большого по размерам кроссворда.
  • Возможность автоматизации проверки  результата.
  • Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.
  • Эффективная возможность  использования в электронном виде.

Недостатки метода:

  • Зависимость от компьютера при использовании.
  • Настройки проверки требует определенных знаний. [12]

 

2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint

Основные приемы:

  • Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
  • Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками
  • Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.
  • Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.

Требования к созданию кроссворда в Microsoft PowerPoint:

•  Наличие сетки.

•  Наличие нумерации.

•  Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

•  Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.

•  Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.

Достоинства метода:

  • Возможность многократного использования.
  • Эффективная возможность  использования в электронном виде.
  • Возможность использования в обучающих целях.

Недостатки метода:

  • Невозможность распечатки.
  • Зависимость от компьютера.
  • Трудность в реализации.
  • Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор пока ученик не справится с заданием. [14]
  •  
  1. Практическая часть

3.1 Кроссворд  на тему: «Компьютерная сеть»

(Выполнен в среде Microsoft Office Word)

Этапы создания кроссворда:

1) Создать кроссворд в пакете MS Office Word достаточно просто. Для этого я создала таблицу размером 18*18. При появлении на листе данной сетки, навела курсор на нижний правый угол таблицы и отрегулировала ширину столбцов при зажатой левой клавише мыши.

2) На втором этапе  необходимо установить ширину границ таблицы: Выделила таблицу и выполнила команду Работа с таблицами - Макет - Свойства - вкладка Таблица - Границы и заливка - ширина 1,5 пт.

3) После установления границ необходимо залить все клетки таблицы, а нужные клетки, для слов в кроссворде, оставить без изменений. Для этого выделили клетки в таблице и выполнила команду Работа с таблицами – Заливка - Выбрать цвет заливки

4) После чего нумеруем слова в таблице. Выделила номера в ячейках и на Главной панели задала Надстрочный знак 

             

1

                   
                                   
                     

7

           
         

2

                       
                                   
       

4

                         
                                   
   

3

                             
                 

11

               
         

9

 

10

                   
     

8

             

12

 

13

       

5

                                 
                         

14

       

6

                                 
                                   
                     

15

           
                                   
                                   

Информация о работе Элементы занимательности на уроках информатики