Элементы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 18:18, реферат

Описание работы

Центральным вопросом любой деловой оценки являются установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором - соответствие сотрудника профессиональным требованиям.



При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп:



- результативности труда;



- профессионального поведения;



- личностных качеств.



В оценке результативности труда следует различать так называемые «жесткие» и «мягкие» показатели.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Показатели  деловой оценки 
 

Центральным вопросом любой деловой оценки являются установление ее показателей. Они могут характеризовать  как общие моменты, равноценные  для всех работников организации, так  и специфические нормы труда  и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором - соответствие сотрудника профессиональным требованиям. 

При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: 

- результативности  труда; 

- профессионального  поведения; 

- личностных  качеств. 

В оценке результативности труда следует различать так  называемые «жесткие» и «мягкие» показатели. 

«Жесткие» показатели достаточно легко измеримы и охватываются, как правило, информационной системой организации. Показатели данного вида могут формулироваться субъективно разработчиком методики оценки, но они должны поддаваться достаточно объективной количественной оценке, например, со стороны руководителя. Наиболее соответствуют «жестким» показателям производственная система организации, а также подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи с внешним окружением: отдел маркетинга, отдел материально-технического снабжения, отдел главного механика и т.п. 

«Мягкие» показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и  используются в подразделениях с  ограниченной возможностью измерения  конкретного результата (например, в исследовательских подразделениях). 

При всей важности и приоритетности показателей результативности труда следует всегда помнить  о следующих правилах: 

- не отдавать  явного предпочтения какому-то  одному показателю и в целом  данной группе показателей, так  как это ведет к пренебрежению сотрудниками другими, зачастую не менее важными аспектами деятельности; 

- определять  необходимое и достаточное количество  показателей, чтобы, с одной  стороны, они охватывали все  существенные стороны результативности  труда, но, с другой стороны, не перегружали оценку. 

Эти правила  важны не только для данной, но и  для последующих групп показателей. Показатели профессионального поведения  условно делятся на факторы (или  условия) достижения результатов труда  и показатели непосредственного профессионального поведения. 

Под факторами (или  условиями) достижения результатов  труда понимаются главным образом  способности или желание к  выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению  к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы. Другими словами, данные показатели характеризуют степень создания работником своей функциональной роли. 

1.3 Оценка результатов  деятельности персонала организации 
 

Оценка результативности труда - одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение  уровня эффективности выполнения работы руководителем и специалистом. Она  характеризует их способность показывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. 

На показатели конечных результатов труда работников аппарата управления, как и на его  содержание, влияет совокупность различных  факторов, классификация которых  приведена в таблице 1. 

Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностей лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания[2]. 

Таблица1.Классификация факторов, учитываемых при проведении 

оценки результативности труда 

Факторы 

Содержание факторов  
 
 

Естественно - биологические 

Пол 

Возраст 

Состояние здоровья 

Умственные способности 

Физические способности 

Климат 

Географическая  среда 

Сезонность  

Социально-экономические 

Состояние экономики 

Государственные требования, ограничения и закон  в области труда и заработной платы 

Квалификация  работников аппарата 

Мотивация 

Уровень социальной защищенности  

Технико-организационные 

Характер решаемых задач 

Сложность 

Состояние организации  производства и труда 

Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические и др.) Объем и  качество получаемой информации 

Уровень использования  научно-технических достижений  

Социально-психологические 

Отношение к  труду 

Психофизиологическое  состояние работника 

Моральный климат в коллективе  
 
 

Рыночные 

Развитие многоукладной  экономики 

Развитие предпринимательства 

Уровень и объем  приватизации 

Конкуренция 

Самостоятельный взор системы оплаты труда 

Либерализация цен 

Акционирование  организаций 

Инфляция 

Банкротство 

Безработица  
 
 

Оценка по указанным  выше факторам в условиях Госслужбы  не возможна из-за большого количества показателей, но можно некоторые  показатели использовать для коллективной оценки персонала. Данный метод трудоемкий и требует соответствующих затрат. 

В самом общем  виде результат труда работника  аппарата управления характеризуется  уровнем, или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, окружающих конечные цели организации или подразделения. 

Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним  относятся качество выполняемой  работы, ее количество, ценностная оценка результатов. 

Для оценки результативности труда требуется довольно большое  количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы и ее результаты. 

Поэтому при  выборе критериев оценки следует  учитывать, во-первых, для решения  каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т, п.), и во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. 

Как известно, выделяют три категории управленческих работников (служащих): руководители, специалисты  и другие служащие. Работники каждой из этих категорий вносит свой вклад  в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения. 

В связи с  разделением управленческого труда  результат труда руководителя, как  правило, выражается через «итого»  производственно-хозяйственной и  иной деятельности организации или  подразделений, а также через  социально-экономические условия  труда подчиненных ему работников. 

Результаты труда  специалистов определяется исходя из объема полноты, качества своевременности  выполнения закрепленных за ними должностных  обязанностей. 

При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов следует учитывать, что они: 

- оказывают непосредственное  и решающее влияние на результат  всей деятельности организации; 

- занимают значительную  часть рабочего времени персонала; 

- приводят к  достижению целей организации  или подразделения. 

На практике при оценке результативности труда  руководителей и специалистов наряду с количественными показателями, то есть прямыми, используются косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким  факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т.п. В отличие от прямых показателей результативности труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим "идеальным" представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим. Процедура оценки результативности труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: 

- установление  не четких «стандартов» результативности  труда для каждой должности  (рабочего места) и критериев  ее оценки; 

- выработка процедуры  проведения оценки результативности  труда (когда, как часто и  кто проводит оценку, методы оценки); 

- предоставление  полной и достоверной информации  оценщика о результативности  труда работника; 

- обсуждение  результатов оценки с работником; 

- принятие решения  по результатам оценки и документирование  оценки[3]. 

При этом важно  учитывать тот момент, чтобы непосредственно наблюдаемое поведение было действительно необходимым при выполнении работы и чтобы его включение в качестве критерия оценки не мешало, а способствовало достижению определенных результатов (в ряде случаев эти результаты можно рассматривать как совместные для взаимодействующих сторон). При выработке данных показателей важно их конкретизировать, что позволит ослабить или устранить возможность множественной интерпретации со стороны оценщика. 

1.4 Показатель  деловой оценки - личностные качества 
 

При всей кажущейся  простоте эта группа показателей  связана с большими проблемами при  их отборе, формулировке и учете. Это  обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности. 

Если мы наблюдаем  людей при выполнении ими определенной работы, то мы можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и меньшей мере о свойствах личности. Сложность заключается и том, что какой-либо образ поведения может стать результатом действия не проявленных свойств личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается систематичность оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть. 

Указанные особенности  применения личностных свойств в  качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей. 

Наиболее старым и самым распространенным методом  аттестации является метод СТАНДАРТНЫХ  ОЦЕНОК. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале. 

Информация о работе Элементы управления