Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа
В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.
Введение 3
1. Кроссворд 5
1.1 История возникновения кроссворда 6
1.2 Классификация кроссвордов 7
1.3 Примеры кроссвордов 8
Классический кроссворд. 8
Натворд. 11
Филлворд. 11
Кроссворды полиглоты. 12
Алфавитные кроссворды. 12
Юмористические кроссворды. 12
Кроссворд с фрагментами. 12
Ребусный кроссворд. 12
Рассыпной кроссворд. 13
Слогокроссворд, двухбуквенный и символьный кроссворды. 13
Реверсивный кроссворд. 13
Дуаль. 13
Белый кроссворд. 13
Скользящий кроссворд. 13
Словарный кроссворд 14
Фигурные кроссворды 14
Объемные кроссворды 14
2. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 15
2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word 16
2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel 17
2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint 18
3. Практическая часть 19
3.1 Кроссворд на тему: «Компьютерная сеть» 19
3.2 Кроссворд полиглот на тему: «Устройство компьютера» 22
4. Вывод 28
Список используемой литературы и электронных ресурсов 30
Сноски……………………………………………………………………………31
Вопросы
По горизонтали:
3)Топология компьютерной
сети, когда все компьютеры
4)Схема расположения и соединения сетевых устройств.
5) Компьютер (или специальное компьютерное оборудование), выделенный и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.
6)Сетевое устройство
для сопряжения разнородных
9)Символьное имя, помогающее находить адреса Интернет - серверов.
12)Система связи компьютеров
14)Идентификатор устройства, работающего в компьютерной сети.
15)Весьма квалифицированный ИТ - специалист, человек, который понимает тонкости работы программ ЭВМ.
По вертикали:
1)Топология, в которой
каждый компьютер соединён
2)Организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.
7)Специализированная
программа для обнаружения
8)Базовая топология компьютерн
10)Устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения.
11) Всемирная система объединённых компьютерных сетей.
13) Объём информации, передаваемой по сети за определенный период времени.
( По горизонтали: 3-шина; 4-топология; 5-сервер; 6-шлюз; 9-домен; 12-сеть; 14-адрес; 15-хакер. По вертикали: 1-кольцо; 2-провайдер; 7-антивирус; 8-звезда; 10-модем; 11-интернет; 13-трафик).
Кроссворд «Компьютерные сети» является классическим. Его хорошо использовать в среднем и старшем звене, т.е. начиная с 8 класса школы, при контроле знаний по пройденной теме, а так же и для усвоения новой информации. Кроссворд позволяет понять учителю: как глубоко учащиеся усвоили термины, понятия, различные детали темы. Данный элемент занимательности носит достаточно углубленный характер и охватывает всю тему «Компьютерные сети».
(Выполнен в среде Microsoft Office Excel)
Этапы создания кроссворда:
I
1) При открытии программы MS Office Excel, в первую очередь необходимо переименовать листы: для этого щелкнула правой кнопкой мыши на Лист 1, выбрала Переименовать и ввела новое название листа - Титульный лист.
Таким же способом переименовала Лист 2 - Кроссворд, Лист 3 - Обработка ответов.
Меняем и фон листов: для этого выбрала в меню Разметка страницы - Подложка, далее выбрать любой рисунок из папки.
2) Сначала настраиваем высоту и ширину ячеек: заходим в пункт меню Формат и в подменю Размер ячейки выбрала пункт Ширина столбца. В появившемся окне ввела значение 3. Затем открыла вкладку Высота строки и вписала значение 18.
3) Теперь у ячеек,
которые будут заняты ответами,
4) На 4-ом этапе заполняем кроссворд. Вписала слова, в выделенные раннее ячейки. С помощью выпадающего меню Цвет выделения текста. Выбрала черный цвет, а главное слово выделила красным.
5)Рядом с началом слов в ячейках проставила нумерацию и установила нужный размер цифр.
II
1) Переходим к Листу 3 – Обработка ответов. Чтобы проверить, правильно ли ученик заполнил кроссворд, нужно сравнить каждое введенное слово с образцом – правильным ответом. Для каждого слова сравниваю значения двух ячеек – с введенным словом и правильным ответом, и если они равны, помечаю это слово как «верно». Необходимо записать на свободном месте Листа 3 правильные ответы.
2) В ячейке С2 (напротив первого ответа) вставить функцию СЦЕПИТЬ (Формулы, Категория – Текстовые, Функция –Сцепить).
В появившемся диалоговом окне в поле Текст1, перешла на Лист Кроссворд, при нажатой клавише Ctrl щелкала по ячейкам, в которых находятся буквы первого слова. Затем нажала Enter.
В результате в ячейке С2 получилось слово, на котором я щелкала мышкой. Также заполнила остальные ячейки, напротив каждого ответа.
3) Чтобы сравнить правильный ответ с ответом ученика нужно использовать функцию ЕСЛИ: если слова совпадают, напротив ответа ставлю «1», если нет «0».
В ячейку D2 я вставила функцию ЕСЛИ (Формула, Категория – Логические, Выберите Функцию – Если) и в появившемся диалоговом окне ввела условие.
В поле Лог_выражение: В2=С2
В поле Значение_если_истина: 1
В поле Значение_если_ложь: 0
Затем, воспользовавшись автозаполнением, заполнила до конца.
III
1) Переходим к Листу 1- Титульный лист. На титульном листе я ввела названия ячеек: Имя, Количество верных ответов и Отметка. Рядом с ячейкой Количество верных ответов необходимо вставить функцию, которая подсчитает единички на Листе 3 - Обработка ответов.
Для этого я выбрала Формула, Категория: Математические, функция СУММ. Чтобы указать диапазон ячеек, в которых необходимо найти сумму, перешла на соответствующий лист и выделила нужный диапазон, нажала Enter.
2) Далее заполнила ячейку напротив «оценка», для этого использовала функцию Если. В кроссворде 16 слов, поэтому оценка «5» - за 16 верных ответов, «4»- за 12, «3» - за 8, «2» - за 4. Формула, выглядит следующим образом: Здесь D9 - это ссылка на ячейку с количеством верных ответов.
=ЕСЛИ(D9>=16;5;ЕСЛИ(D9>=12;4;
3) На завершающем этапе необходимо скрыть Лист3- Обработка результатов. Для этого, находясь на этом листе, я выбрала: Формат - Лист- Скрыть.
Вопросы
По вертикали:
1)С помощью нее соединяются все компоненты компьютера между собой.
2)Устройство ввода звуковой информации.
3)Устройство, в системах
связи для физического
4)Устройство для управления компьютером с помощью перемещения указателя на экране монитора.
5)Компонент компьютера, который обрабатывает большую часть информации и управляет другими компонентами компьютера.
6)Периферийное устройство
компьютера, предназначенное для
нанесения изображения или текс
7)Простейшее устройство воспроизведения звука, применявшееся в IBM PC и совместимых ПК.
8) Приспособление, предназначенное для соединения устройств, не имеющих иного совместимого способа соединения.
Вопросы
По горизонтали:
9)Устройство для исследования каких-либо объектов и преобразования их изображения в цифровой формат.
10)Устройство для считывания
информации с оптических
11) Одно из названий ленточного (плоского) кабеля. Его обычно используют для подключения жестких дисков, оптических дисководов и других узлов к материнской плате компьютера.
12)Оперативная … в компьютере.
13)Устройство для вывода информации (изображения и текста) на экран.
14)Устройство, предназначенное для установки внутренних компонентов компьютера и поддержки стандартных условий их работы.
15)Устройство для ввода
информации (текста, символов, цифр) и
управления компьютером с
16)Устройство, предназначенное
для обработки, хранения и
Кроссворд – полиглот
«Устройство компьютера» предна
Использование элементов занимательности в образовательном процессе крайне необходимо, ведь заинтересованность в обучении активизирует познавательный процесс учащихся, что оказывает большое влияние на развитие личности.
Занимательность имеет большую значимость и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.
[3]
Занимательный материал в обучении хорошо влияет на качество усвоения учебного материала, на психическое развитие ребят, уменьшает тревожность при контроле и закреплений знаний, умений и навыков.
Решив поставленные задачи: проанализировав различную литературу, пути и способы реализации кроссворда в обучении информатике учащихся школы, выявив особенности обучения с использованием данного элемента занимательности на уроках информатики, можно сказать, что такой элемент занимательности довольно интересная и увлекательная форма проверки, закрепления знаний, ведь, кроссворд – это своеобразный занимательный тест.
Учителя, в большинстве случаев, предлагают ребятам уже готовые задания для выполнения и редко используют в работе такой вид деятельности как составление кроссвордов самими учениками. Хотя, составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся. Достигнув цели работы и разработав свои собственные кроссворды, я убедилась в их эффективности. Необходимо прочесть множество литературы, чтобы грамотно составить различные вопросы. А во время составления заданий, вся изученная и прочитанная мною информация, хорошо запоминается.
Как показывает педагогическая практика в школе, невозможно использовать все виды элементов занимательности во время занятий, поэтому занимательные задачи полезно и интересно использовать на различных внеурочных мероприятиях. Такой вид деятельности прививают интерес к предмету, расширяют и углубляют знания учащихся. Применение занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие способности учащихся, повышает мотивацию учащихся. Дети с удовольствием работают на уроках, готовятся к ним и к различным заданиям, принимают активное участие в мероприятиях. Разработанные мною элементы занимательности хороши и для уроков, и для дополнительных занятий, факультативов.
Учителям на всех этапах школьного образования следует как можно чаще включать элементы занимательности в учебный процесс, разнообразить формы проверки и закрепления знаний, особенно при объяснении сложного учебного материала. Тогда ученики будут активно принимать участие в школьной жизни, стремиться к получению знаний, к реализации своих идей и замыслов.
И.А. Каиров: «Педагогический словарь». Том 1. – М., 1960. - 341 с. [1]
Л.Н. Кашинцева: «Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики» / Информатика и образование №10, 2008.- 21c. [4]
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская: «Занимательные задачи по информатике» / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 119c. [7]
Информация о работе Элементы занимательности на уроках информатики