Элементы занимательности на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.

Содержание работы

Введение 3
1. Кроссворд 5
1.1 История возникновения кроссворда 6
1.2 Классификация кроссвордов 7
1.3 Примеры кроссвордов 8
Классический кроссворд. 8
Натворд. 11
Филлворд. 11
Кроссворды полиглоты. 12
Алфавитные кроссворды. 12
Юмористические кроссворды. 12
Кроссворд с фрагментами. 12
Ребусный кроссворд. 12
Рассыпной кроссворд. 13
Слогокроссворд, двухбуквенный и символьный кроссворды. 13
Реверсивный кроссворд. 13
Дуаль. 13
Белый кроссворд. 13
Скользящий кроссворд. 13
Словарный кроссворд 14
Фигурные кроссворды 14
Объемные кроссворды 14
2. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 15
2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word 16
2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel 17
2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint 18
3. Практическая часть 19
3.1 Кроссворд на тему: «Компьютерная сеть» 19
3.2 Кроссворд полиглот на тему: «Устройство компьютера» 22
4. Вывод 28
Список используемой литературы и электронных ресурсов 30
Сноски……………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ermakova_A_A (15.05).doc

— 850.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

По горизонтали:

3)Топология компьютерной  сети, когда все компьютеры расположены  на общей магистрали.

4)Схема расположения  и соединения сетевых устройств.

5) Компьютер (или специальное  компьютерное оборудование), выделенный  и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.

6)Сетевое устройство  для сопряжения разнородных сетей.

9)Символьное имя, помогающее  находить адреса Интернет - серверов.

12)Система связи компьютеров или компьютерного оборудования.

14)Идентификатор устройства, работающего в компьютерной сети. 

15)Весьма квалифицированный ИТ - специалист, человек, который понимает тонкости работы программ ЭВМ. 

 

По вертикали:

1)Топология, в которой  каждый компьютер соединён линиями  связи только с двумя другими:  от одного он только получает информацию, а другому только передаёт. 

2)Организация, предоставляющая услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги.

7)Специализированная  программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще.

8)Базовая топология компьютерной сети, в которой все компьютеры сети присоединены к центральному узлу (обычно коммутатор), образуя физический сегмент сети. 

10)Устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения.

11) Всемирная система  объединённых компьютерных сетей. 

13) Объём информации, передаваемой по сети за определенный период времени.

( По горизонтали: 3-шина; 4-топология; 5-сервер; 6-шлюз; 9-домен; 12-сеть; 14-адрес; 15-хакер. По вертикали: 1-кольцо; 2-провайдер; 7-антивирус; 8-звезда; 10-модем; 11-интернет; 13-трафик).

 

Кроссворд «Компьютерные  сети» является классическим. Его  хорошо использовать в среднем и  старшем звене, т.е. начиная с 8 класса школы, при контроле знаний по пройденной теме, а так же и для усвоения новой информации. Кроссворд позволяет понять учителю: как глубоко учащиеся усвоили термины, понятия, различные детали темы.  Данный элемент занимательности носит достаточно углубленный характер и охватывает всю тему «Компьютерные сети».

 

3.2 Кроссворд- полиглот на тему: «Устройство компьютера»

(Выполнен в среде Microsoft Office Excel)

 

Этапы создания кроссворда:

I

1) При открытии программы MS Office Excel, в первую очередь необходимо переименовать листы: для этого щелкнула правой кнопкой мыши на Лист 1, выбрала Переименовать и ввела новое название листа - Титульный лист.

Таким же способом переименовала Лист 2 - Кроссворд, Лист 3 - Обработка ответов.

Меняем и фон листов: для этого выбрала в меню Разметка страницы - Подложка, далее выбрать любой рисунок из папки.

2) Сначала настраиваем высоту и ширину ячеек: заходим в пункт меню Формат и в подменю Размер ячейки выбрала пункт Ширина столбца. В появившемся окне ввела значение 3. Затем открыла вкладку Высота строки и вписала значение 18.

3) Теперь  у ячеек,  которые будут заняты ответами,  нарисуем границы. Для этого использовала иконку Границы на панели инструментов и выбрала Все границы. Все нужные клетки кроссворда будут очерчены темными границами.

4) На 4-ом этапе заполняем кроссворд. Вписала слова, в выделенные раннее ячейки. С помощью выпадающего меню Цвет выделения текста. Выбрала черный цвет, а главное слово выделила красным.

5)Рядом с началом  слов в ячейках проставила  нумерацию и установила нужный размер цифр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

II

1) Переходим к Листу 3 – Обработка ответов. Чтобы проверить, правильно ли ученик заполнил кроссворд, нужно сравнить каждое введенное слово с образцом – правильным ответом. Для каждого слова сравниваю значения двух ячеек – с введенным словом и правильным ответом, и если они равны, помечаю это слово как «верно». Необходимо записать на свободном месте Листа 3  правильные ответы.

2) В ячейке С2 (напротив первого ответа) вставить функцию СЦЕПИТЬ (Формулы, Категория – Текстовые, Функция –Сцепить).

В появившемся диалоговом окне в поле Текст1, перешла на Лист Кроссворд, при нажатой клавише Ctrl щелкала по ячейкам, в которых находятся буквы первого слова. Затем нажала Enter.

В результате в ячейке С2 получилось слово, на котором я щелкала мышкой. Также заполнила остальные ячейки, напротив каждого ответа.

3) Чтобы сравнить правильный ответ с ответом ученика нужно использовать функцию ЕСЛИ: если слова совпадают, напротив ответа ставлю «1», если нет «0».

В ячейку D2 я вставила функцию ЕСЛИ (Формула, Категория – Логические, Выберите Функцию – Если) и в появившемся диалоговом окне ввела условие.

В поле Лог_выражение: В2=С2

В поле Значение_если_истина: 1

В поле Значение_если_ложь: 0

Затем, воспользовавшись автозаполнением, заполнила до конца.


 

 

III

1) Переходим к Листу 1- Титульный лист.  На титульном листе я ввела названия ячеек: Имя, Количество верных ответов и Отметка. Рядом с ячейкой  Количество верных ответов необходимо вставить функцию, которая подсчитает единички на Листе 3 - Обработка ответов.

Для этого я выбрала Формула,  Категория: Математические, функция СУММ. Чтобы указать диапазон ячеек, в которых необходимо найти сумму, перешла на соответствующий лист и выделила нужный диапазон, нажала Enter.

2) Далее заполнила ячейку напротив «оценка», для этого использовала функцию Если. В кроссворде 16 слов, поэтому оценка «5» - за 16 верных ответов, «4»- за 12, «3» - за 8, «2» - за 4. Формула, выглядит следующим образом: Здесь D9 - это ссылка на ячейку с количеством верных ответов.

=ЕСЛИ(D9>=16;5;ЕСЛИ(D9>=12;4;ЕСЛИ(D9>=8;3;ЕСЛИ(D9>=4;2))))

3) На завершающем этапе необходимо скрыть Лист3-  Обработка результатов. Для этого, находясь на этом листе, я выбрала: Формат - Лист-  Скрыть.

 
Вопросы

По вертикали:

1)С помощью нее соединяются все компоненты компьютера между собой.

2)Устройство ввода  звуковой информации.

3)Устройство, в системах  связи для физического сопряжения  информационного сигнала со средой  его распространения.

4)Устройство для управления  компьютером с помощью перемещения указателя на экране монитора.

5)Компонент компьютера, который обрабатывает большую часть информации и управляет другими компонентами компьютера.

6)Периферийное устройство  компьютера, предназначенное для  нанесения изображения или текста на различные физические носители (предметы). 

7)Простейшее устройство воспроизведения звука, применявшееся в IBM PC и совместимых ПК.

8) Приспособление, предназначенное для соединения устройств, не имеющих иного совместимого способа соединения.

Вопросы

По горизонтали:

9)Устройство для исследования каких-либо объектов и преобразования их изображения в цифровой формат.

10)Устройство для считывания  информации с оптических дисков  с помощью лазера.

11) Одно из  названий ленточного (плоского) кабеля. Его обычно используют для подключения жестких дисков, оптических дисководов и других узлов к материнской плате компьютера.

12)Оперативная … в  компьютере.

13)Устройство для вывода информации (изображения и текста) на экран.

14)Устройство, предназначенное  для установки внутренних компонентов компьютера и поддержки стандартных условий их работы.

15)Устройство для ввода  информации (текста, символов, цифр) и  управления компьютером с помощью  нажатия клавиш.

16)Устройство, предназначенное  для обработки, хранения и передачи информации.

 

Кроссворд – полиглот «Устройство компьютера» предназначен для учащихся старших классов с углубленным изучением английского языка. Так как ответы кроссворда даются на иностранном языке. Кроссворд дает возможность не только закрепить знания по информатике в области устройств компьютера, но и проверить свои лексические навыки английского языка. При решении кроссворда возможно использование словарей, если кроссворд предназначен для усвоения новой темы.

 

 

 

 

  1. Вывод

 

Использование элементов  занимательности в образовательном процессе крайне необходимо, ведь заинтересованность в обучении активизирует познавательный процесс учащихся, что оказывает большое влияние на развитие личности.

Занимательность имеет  большую значимость и в современном  обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

[3]

Занимательный материал в обучении хорошо влияет на качество усвоения учебного материала, на психическое  развитие ребят, уменьшает тревожность  при контроле и закреплений знаний, умений и навыков.

Решив поставленные задачи: проанализировав различную литературу, пути и способы реализации кроссворда в обучении информатике учащихся школы, выявив особенности обучения с использованием данного элемента занимательности на уроках информатики, можно сказать, что такой элемент занимательности довольно интересная и увлекательная форма проверки, закрепления знаний, ведь, кроссворд – это своеобразный занимательный тест.

Учителя, в большинстве  случаев, предлагают ребятам уже  готовые задания для выполнения и редко используют в работе такой вид деятельности как составление кроссвордов самими учениками. Хотя, составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся. Достигнув цели работы и разработав свои собственные кроссворды, я убедилась в их эффективности. Необходимо прочесть множество литературы, чтобы грамотно составить различные вопросы. А во время составления заданий, вся изученная и прочитанная мною информация, хорошо запоминается.

Как показывает педагогическая практика в школе,  невозможно использовать все виды элементов занимательности во время занятий, поэтому занимательные задачи полезно и интересно использовать на  различных внеурочных мероприятиях. Такой вид деятельности прививают интерес к предмету, расширяют и углубляют знания учащихся. Применение занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности развивает творческие способности учащихся, повышает мотивацию учащихся. Дети с удовольствием работают на уроках, готовятся к ним и к различным заданиям, принимают активное участие в мероприятиях. Разработанные мною элементы занимательности хороши и для уроков, и для дополнительных занятий, факультативов.

Учителям на всех этапах школьного образования  следует как можно чаще включать  элементы занимательности в учебный процесс, разнообразить  формы проверки и закрепления знаний, особенно при объяснении сложного учебного материала.  Тогда ученики будут активно принимать участие в школьной жизни, стремиться к получению знаний, к реализации своих идей и замыслов.

 

 

 

Список используемой литературы и

электронных ресурсов

 

  1. И.А. Каиров: «Педагогический словарь». Том 1. – М., 1960. – 341 с.
  2. А.А. Зубрилин: «Викторины по информатике» / Информатика в школе № 2/ Изд-во «Образование и информатика», 2005
  3. А.А. Зубрилин: «Занимательные материалы по информатике». / Информатика в школе № 3/ Изд-во «Образование и информатика», 2010
  4. Л.Н. Кашинцева: «Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики» / Информатика и образование №10, 2008
  5. Е.В. Коротаева: «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» / -M.: Сентябрь, 2003
  6. М.А. Калугин: «После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки» / Ярославль: Академия Холдинг, 2000
  7. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская: «Занимательные задачи по информатике» / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

 

  1. http://www.e-crossword.ru/how/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.epochtimes.ru/
  4. http://pomozgui.ru/
  5. http://ict-classbook.blogspot.ru/
  6.   http://www.metod-kopilka.ru/
  7. http://mif106.narod.ru/p1aa1.html
  8. http://nsportal.ru/

 

 

Сноски

 И.А. Каиров: «Педагогический словарь». Том 1. – М., 1960. - 341 с. [1]

 

 Л.Н. Кашинцева: «Изучение  методов создания кроссворда  на уроке информатики» / Информатика  и образование №10, 2008.- 21c.  [4]

 Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская: «Занимательные задачи по информатике» / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 119c. [7]




Информация о работе Элементы занимательности на уроках информатики