Элементы занимательности на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.

Содержание работы

Введение 3
1. Кроссворд 5
1.1 История возникновения кроссворда 6
1.2 Классификация кроссвордов 7
1.3 Примеры кроссвордов 8
Классический кроссворд. 8
Натворд. 11
Филлворд. 11
Кроссворды полиглоты. 12
Алфавитные кроссворды. 12
Юмористические кроссворды. 12
Кроссворд с фрагментами. 12
Ребусный кроссворд. 12
Рассыпной кроссворд. 13
Слогокроссворд, двухбуквенный и символьный кроссворды. 13
Реверсивный кроссворд. 13
Дуаль. 13
Белый кроссворд. 13
Скользящий кроссворд. 13
Словарный кроссворд 14
Фигурные кроссворды 14
Объемные кроссворды 14
2. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 15
2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word 16
2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel 17
2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint 18
3. Практическая часть 19
3.1 Кроссворд на тему: «Компьютерная сеть» 19
3.2 Кроссворд полиглот на тему: «Устройство компьютера» 22
4. Вывод 28
Список используемой литературы и электронных ресурсов 30
Сноски……………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ermakova_A_A (15.05).doc

— 850.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Смоленский государственный  университет»

 

 

Кафедра методики обучения математике, физике

и информатике

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

физико-математического  факультета

специальности

«Информатика и английский язык»

ЕРМАКОВА Александра Александровна

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

ТИМОФЕЕВА Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2013 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Одной из основных проблем  современного информационного общества является отсутствие у учащихся интереса к учебному процессу. Решение данной проблемы состоит в правильном построении образовательного процесса, создании условий творческой деятельности и тем самым формирования  познавательного интереса учеников.

Одним из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов  занимательности. 

 

В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.

[1]

Благодаря использованию  элементов занимательности, учащиеся  могут быть активно вовлечены в учебный процесс. При грамотном использовании занимательность является сильным мотивирующим фактором в процессе учёбы. Занимательность учащихся позволяет им с большим интересом подходить к учебному процессу, который включает в себя изучение нового материала, либо повторении ранее изученного. Благодаря такому мотивирующему фактору происходит развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. При решении занимательных задач происходит формирование нестандартного мышления, способность более обширно мыслить.

 Привлечение средств  занимательности осуществляется  в соответствии с возрастными  особенностями учащихся. Особенно  элементы занимательности имеют  значение в начальных классах,  где ученики в большей степени заинтересованы в материалах урока и конкретной теме. Учитель должен правильно понимать: где и как применять занимательность, определить конкретную цель использования, и применять на уроке с другими формами обучения. Тогда образовательный процесс будет гораздо эффективнее.

 

Игры, ребусы, головоломки, викторины, различные занимательные  задачи, и являются теми самыми формами  обучения, которые позволяют реализовать  познавательность.  Для повышения мотивации лучше использовать ребусы, для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи, для повторения и обобщения материала — игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи; для контроля - кроссворды.

Особое значение занимательность  находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков. Решение кроссвордов на различные предложенные темы, является наиболее эффективным методом обучения в образовательном процессе для применения элементов занимательности.

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение понятия «занимательность», а так же более углубленное изучение и разработка такого элемента занимательности, как кроссворд, его значение и применение на уроках информатики на различных этапах обучения в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать различную литературу по данной теме.
  • Проанализировать пути и способы реализации кроссворда в обучении информатике учащихся школы.
  • Выявить особенности обучения с использованием данного элемента занимательности на уроках информатики.

 

 

  1. Кроссворд

Кроссворд - самая распространенная в мире игра со словами. Это  игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. 

 

Кроссворд дает возможность  не только проявить себя и научиться  самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, но и получить массу удовольствия. Если человек  справляется с кроссвордом, он получает достаточно большой заряд оптимизма.

В процессе обучения решение  кроссвордов тренирует память и  расширяет кругозор, некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Выполнение различных кроссвордов на уроках,  позволяет учащимся усваивать знания в игровой форме, повышает активность учащихся, что, порой, она превосходит активность учителя. Стоит отметить, что игровой, увлекательный характер заданий снижает фактор стресса при проверке изученного материала.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. В любое время он может воспользоваться различной литературой и другими источниками. Работа самостоятельно над поставленными вопросами – путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, самоконтроль. Кроме этого, для решения кроссворда необходимо иметь большой словарный запас, грамотно писать слова.  

Еще один важный момент решения кроссворда состоит в том, что в любой  момент можно вернуться к ранее  не разгаданному слову и снова попытаться его отгадать. То есть в процессе решения кроссворда происходит повторная попытка поиска решения, что в традиционных формах обучения встречается редко.

 

 

    1. История возникновения кроссворда

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками.

Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях  при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Кроссворд появился - по историческим меркам - совсем недавно, около века назад (для сравнения  скажем, что шахматам и шашкам более  полутора тысяч лет).

Версии его возникновения  на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны - Великобритания, Соединенные  Штаты Америки и Южно-Африканская  Республика - оспаривают ныне право  называться родиной кроссворда. Некоторые  считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете "Таймс", а первым автором игры был Майкл Девис.

Эти головоломки были очень просты и предназначались  в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.

Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был  опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении "Fun" к газете "Нью-Йорк Уорлд" и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки.

Это были так называемые "магические квадраты", в которых  горизонтали и вертикали заполнялись  одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, что если слово  в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилась читателям, что они в своих многочисленных письмах просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов. Из всех версий происхождения первого в мире кроссворда за основу взята американская.

Если появления первого  в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как  считалось до последнего времени, был напечатан в журнале "Огонек" (№ 18) от 12 мая 1929 года.

Недавно стали известны новые сведения о происхождении  первого русского кроссворда. Журнал "Мир приключений" еще летом 1925 года ввел новый раздел "Переплетенные  слова". Точно известно, что термин "крестословица" ввел русско-американский писатель В.В.Набоков. [8], [10]

 

    1. Классификация кроссвордов

 

Кроссворды можно разбить  по разным признакам на такие группы:

1)  по специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные).

Если в кроссворде вопрос ставится в необычной форме, например, выполнен в виде рисунка, в форме занимательной задачи, загадки, это занимательный кроссворд, иначе стандартный;

2)  для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие). Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Если вопросы призваны привлечь обучаемых к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный. Если же через них с опорой на изученный материал предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд;

3)  для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки). Кроссворды для текущей проверки направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу. Кроссворды для тематической проверки направлены на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме. Кроссворды для общей проверки направлены на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год);

4)  по предметной области (по математике, информатике, литературе, биологии и т.д.);

5)  по содержанию (терминологические, на знание определений, на знание дат).

    1. Примеры кроссвордов

Классический кроссворд.

Пример 1:

По горизонтали: 1. Программа  для работы с изображениями. 4. Один из видов информации. 5 .Совокупность четко определенных правил для решения  задачи за определенное число шагов. 6 .Устройство для работы с информацией. 8. Основные составляющие клавиатуры. 12. Машина или человек выполняющие алгоритмы. 13. Есть разные линии прямые и…16. Алгоритм, состоящий из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке следования. 17. Носитель, предназначенный для хранения небольших объемов информации.

По вертикали: 2. Устройство для считывания дисков. 3. Любые чертежи, рисунки называют …7. Компьютерное …, … в Европу. 9. Устройство, без  которого не возможна работа с графическим  редактором. 10. Устройство визуального отображения информации в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей и др. 11. Служит для увеличения и уменьшения рисунков. 14. Устройство для ввода информации в компьютер. 15.Инструмент в графическом редакторе, бывает прямоугольной и произвольной формы.

 

Пример 2:

1.  Словно смелый капитан,

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер  пишет.

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

На верху картинки всей

Размещается …

2.  Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка  к строчке –

Напечатает картинки

Ловкий мастер –

Струйный …

3.  Этот урок все обожают,

На этом уроке часто  играют,

Не может уже без  него математика,

Он называется …

4.  А теперь, друзья, загадка:

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и  хвостик? Ну, конечно, это

5.  По клавишам прыг да скок – Береги ноготок!

Раз – два, и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура! Это вот …

6.  Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке  –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

7.  В ней записаны программы

Информация о работе Элементы занимательности на уроках информатики