Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. ель исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………....3
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка………….5
§2. Развивающий потенциал элементарного музицирования……………….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное  образование

Учреждение высшего профессионального  образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Факультет музыки

Кафедра музыковедения и музыкальной  педагогики

 

 

 

«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Курсовая работа

 

 

Выполнила студентка

III курса факультета музыки

Голдобина И. С.

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель,

Царева Н. А.

 

 

Пермь 2012г.

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………..………....3

Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе

§1. Музицирование и его  роль в музыкальном развитии ребенка………….5

§2. Развивающий потенциал  элементарного музицирования……………….11

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания.

  В настоящее время традиционный подход обладает недостаточными возможностями по решению проблемы развития музыкально-творческих способностей детей. С одной стороны, музыкальное образование в современной школе направлено на формирование и развитие креативности детей, а с другой стороны на  уроке музыки, как правило, преобладает репродуктивная музыкальная деятельность, пассивные формы объяснения и слушания музыки.

Какими видами деятельности на уроке музыки можно наиболее эффективно развивать творческий потенциал ребенка. Для решения данной проблемы мы избрали тему «Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе».

Проблемам развития творческой активности учащихся в процессе элементарного  музицирования посвящены работы К. Орфа, Т. Э. Тютюнниковой, Л. А. Баренбойма, В. И. Шарабурова, Т. А. Боровик. Исследованием детского творчества занимались  такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский. Б. М. Теплов, А. Я. Матюшкина, Б. Р. Яворский, Э. Тюррерс и другие.

Цель  исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.

Задачи:

    1. Составить представление о музицировании и его роли в развитии ребенка;
    2. Выявить потенциал элементарного музицирования в развитии творческой активности учащихся на уроках музыки;

В ходе выполнения работы использовались следующие методы: метод изучения и анализа литературы по данной проблеме, обобщение.

 

 

 

Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе

§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка

 

Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной  педагогики является музицирование.  В переводе с немецкого музицирование   означает  заниматься музыкой. Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю. Можно выделить несколько основных типов музицирования1:

  • музицирование по моделям устной и письменной традиции;
  • репродуктивное и творческое музицирование;

В истории музицирования  всегда переплетались две традиции – любительская, общедоступная и  профессиональная, тесно связанная  с талантом и мастерством отдельных  индивидуумов. Это разделение наметилось еще во времена первобытно общинного  строя и сохраняется в фольклоре  в наши дни. Музицирование изначально было устным, его отличали прикладной характер (бытовое или эстетическое общение, организация труда), не профессиональность и вытекающая отсюда всеобщая доступность. Возможность участвовать в нем  имел каждый, так как оно не требовало  особых способностей и специального обучения. Известно, что в примитивных  культурах, сохранившихся в отдельных  районах Африки, Австралии и Океании  в музицировании принимают участие  все жители деревни – дети и  взрослые, а искусные таланты помогают в организации праздника, не противопоставляя себя остальным.

Музицирование на основе письменной традиции, получившее широкое распространение  в XVII-XIX веках как камерное исполнительство  и ныне бытующее в разнообразных «салонных» формах, неизбежно предполагает разделение аудиторий на слушателей и исполнителей, на умеющих музицировать и пришедших послушать. Этот тип музицирования в реальной жизни рождает любительские музыкальные движения по моделям письменной культуры.

Под репродуктивным музицированием обычно подразумевают индивидуальное или коллективное исполнение сочиненной и записанной музыки.

Творческий характер музицирования  – важнейшая особенность устного музицирования, поскольку она есть имманентное свойство всех неписьменных культур. Устность обусловлена изначальной его простотой: нет необходимости в заучивании текстов, точном воспроизведении их. Целесообразность есть лишь в творческом процессе.

«Творческое музицирование  – это более сам процесс  творчества, чем продукт, более общение, чем научение, более субъективное состояние, чем объективное его выражение» - пишет Т.Ю. Тютюнникова2. Оно основано на импровизации, интерпретации, вариационном обновлении, свободном комбинировании. Продуцирование музыкальных идей для спонтанного общения партнеров составляет его смысл. Подобное музицирование бытует в фольклоре всех народов мира, как европейских, так и неевропейских.

Определяющим свойством  творческого музицирования является креативность. Его основу в современной педагогике составляют известные авторские музыкально-творческие концепции, ставшие во главу угла обучения через творчество – Жак-Далькроза, Карла Орфа, Золтана Кодаи, Шиници Сузуки, в сочетании с различными формами театрализованной деятельности.

Если говорить о музицировании  на уроках музыки в школе, то можно  отметить, что оно является исполнительской  музыкальной деятельностью.  Такая  деятельность помогает ребенку ощутить  природу музыкального исполнительства , почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности.

Характеризуя специфику  музыкального исполнительства В.Л. Живов отмечает, что музыкально-исполнительский  процесс включает в себя два основных, связанных между собой компонента: постижения сути произведения (восприятия) и передачу его (воспроизведение).  Сутью музыкального исполнительства, по мнению исследователя, является творческая художественная интерпретация музыкального произведения, проявляющаяся в озвучивании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: интонационных нюансов, агогических, динамических, тембровых и темповых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции.3

Музицирование учащихся на музыкальных занятиях в системе общего образования заключается преимущественно в коллективной исполнительской деятельности детей. Создание исполнительского художественного образа и его воплощение происходят в значительной мере под руководством учителя, но требуют при этом активного, творческого участия всех детей.

Как правило, музицирование  осуществляется в следующих основных видах исполнительской деятельности: хоровое, сольное и ансамблевое  пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация.

Осваивая эти виды деятельности, учащиеся приобретают практический опыт оперирования разнообразными музыкальными интонациями. Причем эти интонации им предстоит исполнить в конкретном музыкальном контексте. Тем самым исполнительская деятельность в отличие от слушательской создает особые условия для того, чтобы учащиеся могли погрузиться в интонационную сферу разучиваемого и исполняемого ими произведения, поэкспериментировать с наиболее характерными, значимыми для него интонациями, открыть в них новые выразительные возможности, которые высвечиваются при различных интерпретациях.

Музицирование на уроках музыки обладает потенциальными возможностями в плане раскрытия природы исполнительства как творческого интерпретационного процесса, выявления и развития музыкальных способностей ребенка в качестве основы его самовыражения в музыкальном искусстве.

Вокально-хоровое музицирование является приоритетным видом исполнительства на уроках музыки в российских учреждениях образовательного типа. Такая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры школьников, музыкального слуха, вокально-хоровых навыков, а также способна   воспитывать у школьников трудолюбие, упорство, настойчивость и другие качества личности. 

Инструментальная деятельность детей  в школах осуществляется преимущественно  в процессе игры на элементарных музыкальных  инструментах, также в практике используется и совместное исполнение музыкальных  произведений на фортепиано учителем и учащимся. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных  инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.

Говоря о простейших музыкальных  инструментах, имеют в виду прежде всего простоту овладения учащимися  навыками игры на этих инструментах.

Основным критерием при  выборе музыкальных инструментов для  их включения в музыкальные занятия  с детьми является простота извлечения звука и овладения навыками игры на них.

По сравнению с вокально-хоровой  деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонации. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов.

К  основным видам инструментального музицирования можно отнести:

  • сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;
  • исполнение аккомпанемента  к разучиваемым и исполняемым песням, введение дополнительной инструментальной партии или нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музыкальной пьесе, с которой дети знакомятся в процессе слушания;
  • импровизация, сочинение вокальных и инструментальных композиций, где импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала, а сочинение предполагает организованный учителем творческий процесс по созданию музыкальной композиции, отвечающей поставленным перед детьми задачам.

Введение инструментального  музицирования в процесс музыкальных  занятий способствует развитию всех сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, гармонического и др.), певческой и слуховой координации, помогает учащимся овладеть различными исполнительскими средствами выразительности.

Инструментальной музицирование  помогает учащимся овладеть различными исполнительскими средствами выразительности, в том числе такими исполнительскими штрихами, как сфорцандо, маркато и т.д., использование которых в певческой деятельности возможно лишь на относительно поздних этапах обучения.

В процессе игры на музыкальных  инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства  ребенка. Она способствует становлению  и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и  умение сконцентрировать внимание.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что понятие «музицирование»  рассматривается с различных точек зрения: музицирование по моделям устной и письменной традиции; репродуктивное и творческое музицирование.  Музицирование на основе устной традиции отличает прикладной характер, не профессиональность,  на основе письменной, предполагает разделение аудиторий на слушателей и исполнителей, на умеющих музицировать и пришедших послушать. Репродуктивное музицирование подразумевает воспроизведение уже написанных произведений, а определяющим свойством творческого музицирования является креативность, неповторимость.

В музыкальной педагогике под музицированием понимается один из видов музыкальной деятельности, которая способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, развитию интереса к исполнительской и творческой деятельности ребенка. Музицирование осуществляется в следующих видах исполнительской деятельности: хоровое, сольное и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация.

Информация о работе Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе