Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. ель исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………....3
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка………….5
§2. Развивающий потенциал элементарного музицирования……………….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Музицирование помогает ребенку  ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным  к восприятию, познанию музыки и  ее воплощению в собственной деятельности.

 Через музицирование  раскрывается природа исполнительства как творческого интерпретационного процесса, происходит выявление и развитие музыкальных способностей. Творческое музицирование позволяет расширить, насколько это возможно, музыкально-творческий опыт детей, заинтересовать их, раскрыть внутренний творческий потенциал каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Развивающий потенциал элементарного музицирования.

 

Музицирование – один из видов творческой деятельности в  области музыкальной педагогики. Основой творческого музицирования  является элементарное (простое) музицирование  как соединение музыки, движения, речи и рисования.

Термин «элементарное музицирование» был введен К. Орфом. Понятие «элементарный» не значит простой и примитивный. К. Орф дает такое объяснение: «Элементарный, по-латыни, означает «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный». Элементарная музыка  – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами и с простым видом рондо, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям».

Определяющими идеями музыкально-воспитательной концепции К. Орфа являются: «синтетическое использование звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и инструментальной атмосферы, характеризующей происходящее» и «собственное детское творчество … – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…»4

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой, которая стала основой пособия по музыкальному воспитанию детей, разработанного совместно с Г. Кеетман, - «Шульверк».

Орф в Шульверке обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве с словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. Но Орфа интересовала, конечно, не историческая реставрация давно забытого прошлого, а новые подходы к музыкальному воспитанию, которые  бы учитывали интересы, возможности и потребности детей. Он предлагает взглянуть на музыкальное воспитание шире, чем просто традиционное приобщение детей к исполнению и слушанию музыки профессиональной традиции. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою — детскую элементарную музыку.

 «Шульверк. Музыка для детей» К. Орфа состоит из пяти томов. В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декаламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимодополнять в работе друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала.

Изучение элементарной музыки происходит в определенной последовательности, установленной Орфом. Пьесы каждого из томов связаны с преемственностью технических приемов. В инструментальных партиях сохраняются рисунки уже усвоенные ранее. Мелодический материал дается в порядке возрастающей сложности.

Записанные пьесы - это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации. Нотные записи партитур в Шульверке служат пособием для учителя, а не нотами для исполнения детьми. «Ритмомузыкальные упражнения», рассчитаны лишь на то, чтобы давать материал для импровизации, запись служит лишь для того , чтобы давать указания к музицированию. Свободная импровизация была и остается исходной точкой орфовского урока.

Партитуры Шульверка нередко создают живописные сцены-картинки с использованием разнообразных изобразительных приемов в музыкальных партиях.

Орфовская система музыкального воспитания включает в себя следующие элементы: 

  • речевые упражнения; 
  • поэтическое музицирование; 
  • музыкально-двигательные упражнения;
  • элементарный музыкальный театр;
  • игра на элементарных инструментах.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка  чувство ритма, формировать хорошую  дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить  с музыкальными формами. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей.

Поэтическое музицирование помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря ему дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. 

Использование двигательных упражнений позволяет подготовить  ребенка к спонтанному двигательному  выражению, учит его изображать звуки  и настроения с помощью элементарного  движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как  он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. 

При овладении игрой на элементарных музыкальных инструментах дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты. 

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно  «Орфовский набор». Основу его составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили  – колокольчики. Затем в набор была включена блокфлейта.  Также на занятиях используются итакие инструменты как треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, маракасы, ручные тарелки и др.

Основное назначение орфовских инструментов  – не исполнение на них выученного, а творческая интерпретация моделей, создание своих вариантов, игра звуками, тембрами, ритмами.

Особое очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. «Звуковые жесты» помогают воспитанию чувства ритма, тембрового слуха, развитию координации, реакции.

Элементарный музыкальный  театр как интегративная игровая  форма предполагает совместное воздействие  музыки, речи, движения, танца и художественного  образа в изобразительной игре.

Музыкально-сценическая  игра с ролями, танцевальный театр, сцены из сказок, диалоги-речетативы, ритмизованная речь – все это средства активного музыкального воспитания. Такая организация театрализованной деятельности  помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения. 

Основным предназначением  Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести “игру в музыку”, музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед. Главной задачей стало создание ситуации творчества, которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру.

Шульверк – не более чем упражнение в элементарной музыке, диатонической в диапазоне пати-семиступенных звукорядов, использующие простые инструменты, не связанные со сложными навыками игры.

Сложная задача, стоящая  перед учителем музыки – это выбор  модели для импровизации. Неудачно выбранная модель ведет к злоупотреблению  творческими усилиями ребенка. Орф призывал искать новый материал близкий к народным традициям своей страны. Строгий выбор материала и модели требует от педагогов эрудиции и определенных усилий.

 Близкие по своему  характеру подходы можно найти  у других основоположников музыкальной  педагогики.

Так, Ж-Далькроз осуществлял обучение детей музыке на основе музыкального движения, музыкальной ритмики. 

Жак-Далькроз думал о восстановлении триединства музыки, слова и движения как средства формирования гармонически развитой личности.

Далькрос заметил, что маленькие дети гораздо легче запоминают песню, если она сопровождается движением. Эти наблюдения натолкнули его на поиски путей более тесно связи с музыки, ритма с движениями человека. Существенным этапом в исканиях Далькроза стали упражнения, когда дети двигались в ритме музыки, выполняя шагами ритмический рисунок, дети прослушивали музыку, а затем по памяти воспроизводили ритм при одновременном тактировании. Вся эта разнообразная система упражнений, чисто музыкальных и двигательных, получила название ритмической гимнастики. Согласование движений с ритмом музыки дает необычайное удовлетворение, ощущение полной свободы. Поэтому занятия ритмикой вызывали радость, хотя и требовали большого внимания и сосредоточения на музыке.

Музыкальная система Золтана Кодая, как с гордостью заявляют его последователи, благодаря относительной сольмизации «научила петь всю Венгрию». Разработанный им относительный способ пения по нотам позволил восстановить ладовую выразительность мелодии, а разработанная слоговая система ритма позволила легко и быстро осваивать временное значение каждой длительности и целых ритмических фигур. Венгерские учителя музыки имеют счастливую возможность работать в условиях единой музыкально-педагогической системы, которая осуществляется в работе с детьми, начиная с детских садов и до консерватории.

Пьер ван Хауве на основе объединения этих трёх музыкальных систем создал свою версию организации обучения детей музыке. Кроме того, он предложил особые формы отношений между учителем и учениками, отказываясь от фронтальной работы и организуя коллективные учебные действия.

В музыкальных системах Ж-Далькроза, 3. Кодая, К. Орфа и Пьера ван Хауве активность ученика осуществляется на основе конкретно-практического способа овладения музыкой — созданием своих музыкальных построений, игрой в оркестре, коллективном пении в коллективных музыкально-театрализованных действиях, освоением нотного письма и музыкальной грамоты. Дети сначала осваивают искусство музыки, а после, в подростковом возрасте, выбирают свой путь в музыке, в том числе и на профессиональном поприще.

В отечественной педагогической литературе накоплен не малый опыт использования элементарного музицирования в работе с детьми.  Детское музыкальное творчество, как новую форму обучения детей рассматривала Н.Я. Брюсова. Ее концепция заключалась в том, чтобы дети научились проявлять «музыкальную действенность» - это основной стимул музыкального развития детей. В 60-е гг. появляется методика музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной и внешняя методика инструментального музицирования Д. А. Рытова.

 Представляют интерес и исследования А.А. Пиличаускаса, в которых доказана целесообразность элементарного музицирования как метода активизации музыкально-сенсорных способностей.

Психолого-педагогические предпосылки  дают материал к объективному обоснованию  возможностей элементарного музицирования  как средства эстетического познания музыкального искусства. Кинестетический  анализатор теснейшим образом связан с кожным анализатором. У детей  с низким уровнем музыкальных  задатков объективно замедленное чувство  времени  может компенсироваться в работу группы ритмических инструментов. Умение играть на простейших инструментах благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует  более яркое восприятие музыки. По мере творческого развития происходит качественное изменение психики, совершается  переход от простейших творческих проявлений к более сложным.

Таким образом можно отметить, что под элементарной  музыкальной деятельностью, понимают такую деятельность в основе которой лежат исходные формы рождения музыки. Те синкретические структуры, которые выражают глубинную взаимосвязь музыкальных традиций с разными видами искусств. 

Система музыкального воспитания Карла Орфа позволяет развивать природную музыкальность человека, через рациональные организационные формы и средства. Она создает предпосылки для участия воспитуемого в разнообразной музыкальной деятельности человека. Сюда относятся все формы музицирования, начиная с простых образцов европейской классики, хорового пения, исполнения танцевальной музыки и до музицирования в джазовых ансамблях и поп-группах.

Информация о работе Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе