Применение импровизации на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

В настоящее время широкое общественное обсуждение получил новый законопроект об образовании. Учителя, ученики, родители, общественность решают вместе какой быть новой школе, школе XXI века.
Среди многих проблем возникающих перед школьным образованием, важнейшим является сохранение и укрепление здоровья школьников, как физического, так и психического. В этом направлении урок музыки представляет собой определенную ценность, так как обладает силой арттерапевтического воздействия.

Файлы: 1 файл

музыка.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Применение  импровизации на уроках музыки

 
             В настоящее время широкое общественное обсуждение получил новый законопроект об образовании. Учителя, ученики, родители, общественность решают вместе какой быть новой школе, школе XXI века.  
          Среди многих проблем возникающих перед школьным образованием, важнейшим является сохранение и укрепление здоровья школьников, как физического, так и психического. В этом направлении урок музыки представляет собой определенную ценность, так как обладает силой арттерапевтического воздействия. Подтверждение эффективности арттерапевтических методов в лечении и коррекции мы находим во многих работах по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан).  
              Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает  метод импровизации, применяемый и на уроках музыки в школе.  
             Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.

             “Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…” (Д.Кабалевский), - одна из сторон импровизации. Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития школьников.

               Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. На ряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.

             Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне-интонации” оказывается заложенным характер целого произведения.

Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Можно предложить ребятам “зерно-интонацию”, и они по очереди “выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.

           Дети  очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является “Кузнец” И.Арсеева. Дети делятся на две группы - кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует образные движения подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского “Барабан”.

             Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.

                  Творческое проявление может быть реализовано и в освоение музыкальных инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.  
Практический опыт показывает, что к музыкально-творческой деятельности дети проявляют самый большой интерес, так как именно в сочинении каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности, самовыразиться. Чтобы творческий процесс приносил радость, отношение к творчеству ребенка должно основываться на принципе свободы.  
            Но музыкальное импровизирование на уроке можно рассматривать и как метод музыкальной терапии. В настоящее время музыкотерапия стоит на стыке нескольких наук. Она связана с медициной, физиологией, общей и музыкальной психологией, музыкознанием и другими научными сферами. Обращение музыканта – педагога к музыкотерапии расширяет его профессиональную компетентность, позволяет глубже понять смысл процессов, происходящих в психике человека при общении с музыкой.  
            Что же такое музыкотерапия? Музыкальная психотерапия – это арт-терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Методы музыкотерапии широко используются в работе с детьми и подростками.  
              Различают пассивную и активную музыкотерапию. Нас будет интересовать больше активная музыкотерапия, так как именно к ней относится метод импровизации. У этого метода есть ряд преимуществ. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Импровизация – самый доступный для детей вид музыкального творчества, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли».  
Особое место в активной музыкотерапии занимает инструментальная импровизация. Использование на уроке инструментов детского оркестра может стать важнейшим средством диагностики и психокоррекции. Инструментальная импровизация – это творческая игра, позволяющая проникнуть в структуры переживаний и поведения человека. Наблюдая за музыкальной и психологической реакцией, можно оценить отклик и действия ребенка на музыку. Игра на ударных инструментах детям с агрессивной манерой поведения способствует снятию внутреннего напряжения. Импровизация в группе на ударных инструментах может стать основой для здоровой конкуренции между детьми, а та в свою очередь высвобождает скрытые (зажатые) эмоции и стимулирует творческое начало. Групповая инструментальная импровизация использует возможности «живой» музыки как средства коммуникации при работе с детьми с различными нарушениями (различные формы аутизма).  
            Традиции позитивного использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф использовал импровизацию, игру на простейших ударных инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.  
              Музыкальное инструментальное импровизирование как психотерапевтический прием мы встречаем в рамках известных психотерапевтических направлений. Это создание «звукового портрета» посредством импровизации в личностно – центрированной терапии Роджерса. Этот психотерапевт один из первых сказал о том, что невроз и связанные с ним психологические трудности обусловлены препятствиями к творческой самореализации.  
Много исследований в области музыкотерапии было проведено представителями психоаналитической терапии. В рамках этого направления метод свободной импровизации имеет глубокий терапевтический эффект.  
              Американский психолог и педагог Глассер, автор терапии реальностью видел в спонтанной, ничем не ограниченной импровизации возможность реализовать потребность в свободе, благостном мироощущении, так необходимого для формирования у человека внутреннего локус контроля, чтобы стать хозяином своей судьбы.  
             Включить «внутреннюю музыку» на своих сеансах призывает Дж. Морено. Благодаря музыкальным импровизациям человек может выразить свои чувства, о которых трудно говорить, но можно сыграть на инструменте. А другие люди, выслушав его импровизацию, расскажут ему о его чувствах.  
            Различные формы импровизации мы встречаем и в игротерапии, и в сказкотерапии, и танцевальной терапии. Все эти формы нетрадиционной терапии широко используются в образовании. Это связано, в первую очередь, с поиском новых способов для нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления, а так же новых методов воздействия и коррекции нарушенных психических и физических состояний.  

Литература

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000. – 336 с., нот.
  2. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. – Л., 1973. С.60-78.
  3. Баренбойм Л.А. Об элементарном музыкальном комплексе 
    // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., 1969. С. 249-258.
  4. Борухзон Л.М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка // Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. С. 237252.
  5. Морозова С.Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б.Л.Яворского и его учеников // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982. с.125-140.
  6. Никитин А.А. Импровизация как средство обучения начинающих пианистов. — Хабаровск, 1978.- 96 с.
  7. Ригина Г.С. Вокальная импровизация в первом классе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. – М., 1978. С.82-91.
  8. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986. – 75 с.
  9. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Тетр1. СПб., 1995. -72 с.
  10. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Гармония. Аккомпанемент. – СПб., 1999. – 28 с.
  11. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997. – 270 с.

Информация о работе Применение импровизации на уроках музыки