Лекции по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций

Описание работы

Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы

Файлы: 1 файл

1 Шансон де жест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

1 Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы. Литература всегда отражает господствующие в обществе настроения, психологию, культуру (в том числе и материальную), то есть самосознание эпохи и ее реалии. С другой стороны, один из основных путей изучения эпохи — работа с литературой данного исторического периода. Так, изучая старофранцузский героический эпос, мы видим эпоху становления и расцвета рыцарства во всех ее проявлениях; это не может не пробудить интерес к эпосу отечественному, к нашей собственной истории и культуре. Актуальность избранной темы определяется прежде всего насущной потребностью литературоведения, преодолевая узкофилологическую направленность, провозглашенную структурализмом и постструктуролизмом, обратиться к исследованию художественного произведения в контексте отраженной в нем истории, а также недостаточной изученностью в отечественной науке одного из важнейших памятников словесности средневековой Франции «Песнь о Роланде».

род литературы, повествование  о событиях, предполагаемых в прошлом. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности. Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпические жанры: крупные - эпопея, роман, эпическая поэма; средние - повесть, малые - рассказ, новелла, очерк. Также к эпосу относятся фольклорные  жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня (Белокурова С. П. Словарь литературоведческих  терминов.

Эпическое произведение, таким образом, не имеет ограничений в своем объеме. По словам В.Е. Хализева, "Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы"..

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя, который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика.

Эпическое произведение может использовать практически  любые художественные средства известные  литературе. Повествовательная форма  эпического произведения "способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека".

До XVIII в. ведущий  жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная. В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая.

Другие жанры эпоса  — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея.

  1. «Песнь  о Роланде» и французский  героический эпос.

1. Героический эпос – вид народной поэзии.

· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.

· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога

· в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

2. Темы:

· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)

· верная служба сеньору, королю

· феодальные распри

3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.

· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.

· В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду. 

2   В 7 веке на авансцену истории выходит новый слой. Рыцарство возникает и сословно оформляется благодаря крестовым походам. Оформившись сословно, они начинают вырабатывать собственную идеологию. Кодекс рыцарского благородства – куртуазность (фр. cour – двор). Рыцарь должен быть вежливым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы. Соприкосновение восточной и кельтской фольклорной стихии.  В основном Куртуазная литература отражает психоидеологию сосредоточенной при дворах крупных владетелей-сеньоров прослойки служилого рыцарства, вместе с тем Куртуазная литература является орудием борьбы за новую идеологию с феодально-церковным мировоззрением предшествующей эпохи.  Создателями куртуазной лирики были трубадуры – провансальские поэты и певцы. Происхождение самого слова “трубадур” связано со значением глагола trobar -- "находить" (в значении "изобретать, находить новое”). Время существования – XI-XIII вв. Надо отметить, что трубадуры, в отличие от вагантов, которые писали как на латыни, так и на родном языке, писали исключительно на провансальском языке. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.  
 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 Куртуазной литературы  характеризуется прежде всего  ростом индивидуального самосознания. Героический эпос — порождение  натурально-хозяйственного феодализма  — не знает индивидуальной чести, он знает лишь честь известного коллектива: лишь как участник чести своего рода (geste-parente) и чести своего сеньора обладает рыцарь честью; в противном случае он становится изгоем (faidit). И герой этого эпоса — напр. Роланд — сражается и гибнет не за свою честь, но прежде всего — за честь своего рода, затем — за честь своего племени — франков, затем за честь своего сеньора, и наконец за честь Бога христианской общины.

 На столкновении  интересов различных коллективов  — напр. на противоречии чести рода и требований вассальной верности — строится конфликт в героическом эпосе: личный момент всюду отсутствует. Иначе — в Куртуазной литературе. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — вежественный, мудрый и умеренный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги в честь своей дамы.

Рыцарский подвиг:  

 Самодовлеющий  рыцарский подвиг-авантюра (l’aventure, diu aventiure), совершаемый без всякой  связи с интересами рода и  племени, служит прежде всего для возвышения личной чести (onor, ere) рыцаря и лишь через это — чести его дамы и его сеньёра. Но и сама авантюра интересует куртуазных поэтов не столько внешним сплетением событий и действий, сколько теми переживаниями, к-рые она пробуждает в герое. Конфликт в куртуазной литературе — это коллизия противоречивых чувств, чаще всего — коллизия рыцарской чести и любви.  

 Любовь не заинтересована  в результатах, она ориентирована  не на достижение цели, а на  переживание, которое одно способно  принести высшую радость влюбленному. Формализация любви, феодальное служение даме. Создаются определенные правила, любовь становится наукой. У любви нет границ – сословных и церковных (брачных).  

 Центральное место  в поэтическом мире трубадуров  занимало понятие Fin’Amors (“тонкая”, “совершенная” любовь, порождаемая Богом) как источник всего комплекса куртуазных качеств, начиная верностью и доблестью и заканчивая любыми формами вежества и обходительности. Этому понятию противостоит Fals’Amors - “неистинная”, “бессмысленная” любовь - порождение абстрактного зла, выводящая за пределы куртуазного мира. Вокруг оппозиции этих двух понятий формируется сложный комплекс терминов, составляющих основное ядро куртуазных ценностей. Все это отразилось в изображении аллегорического Дерева Любви.

ТЕМАТИКА  

 Тематика Куртуазной  литературы — характеризуется  четким отталкиванием как от  круга библейских и апокрифических  тем религиозной поэзии, так и  от традиций героического эпоса.  В поисках материала, достаточно  гибкого для выявления нового  мировоззрения, куртуазная литература от преданий племенных боев и феодальных распрей обращается за сюжетами и мотивами к далекой античности, к не менее туманным кельтским сказаниям (знаменитый спор о кельтском элементе куртуазного эпоса в настоящее время решен в положительном смысле), к богатому только что открывшемуся европейским захватническим стремлениям Востоку.  

 Так определяются  три основных цикла сюжетов  куртуазного эпоса:  

 а) античный  цикл, охватывающий сюжетику Александрии,  Энеиды, Фиванской и Троянской войн, опирающийся на позднелатинские переработки неизвестных средневековью греческих классиков,

 б) тесно примыкающий  к античному византийско-восточный  цикл, куда относятся напр. сюжеты  «Floire et Blanchefleur», «L’escoufle», «Heraclius»,  «Cliges» и ряда др. авантюрных романов; и наконец

 в) наиболее  характерный для Куртуазной литературы, контаминирующийся впоследствии  не только с обоими другими  циклами, но и с сюжетикой  героического эпоса бретонский  цикл (matiere de Bretagne), охватывающий твердо очерченный сюжет Тристана и постоянно расширяемый круг сюжетов короля Артура.

    Роман о Тристане и Изольде

    Средневековая драма и ее основные жанры.

1. Развитие:

· популярна XIII ← рост городов, хотя зародилась раньше

· борьба церкви с языч. обрядами → антифоны (обмен репликами полухориями или священником и хором) → IX-X тропы (диалогические парафразы библейского текста) → + пантомимические действия (сценки) → свой театр – литургическая драма

· к XII драма секуляризируется →светские элементы – мистерии / миракли →комич. театр

2. литургическая драма:

· всё на лат, сюжеты из Св. Писания, текст напевный

· исполняется около алтаря, скромная бутафория, исполняют духовные лица

3. мистерии: XII-XIII

· на живом языке → свобода обращения с текстом → понапридумывали

· от алтаря →на паперть →на ул. перед церковью →на площадь, спец. помост, костюмы

англо-норманская «Игра об Адаме» (сер XII)

· XIII-XIV – мистерии организуют городские цехи → роскошь, показуха

· XV –расцвет, светскость →обрисовка характеров, псих. анализ, бытовой и комич. эффект.

· сюжеты, объёмы ↑, развивается постановочная часть

· сцена: симультанная (прямоугольник, несколько мест действия) или подвижная (на повозках)

4. циклические мистерии – поздние, >1450

«Мистерия Ветхого  завета» - 50 тыс стихов, 40 отдельных пьес, 243 актера – неделями играли

123 во всех мистериях:

· интересно разработаны роли второстепенных персонажей, а образы Христа, богоматери и т.д. – шаблонно и бесцветно

· много комич. сцен, ех: клоунады дьяволов

· пышное и занимательное зрелище

5. миракли: XIII

· источники – предания о чудесах богоматери, святых

· сразу на площади и с бутафорией, вскоре религиозный элемент исчезает, вмешательство богоматери уходит на второй план

· «Игра о св. Николае» Жан Бодель, «Миракль о Теофиле» Рютбеф

6. комический театр XIV-XV

· источник: народное комедийное творчество – жонглёрское

· Адам де Ла Аль «Игра о Робене и Марион» - драматизация пасторали

· появляются профессиональные актеры

· жанры: фарсы (источник – острокомич. интермедии в религиозных драмах, готовые типы) + сотú (небольшие, часто импровизированные, за шутовством скрыт полит. смысл)

· фастнахтшпили – масленичные фарсы: комич. инсценировки ряженых

Информация о работе Лекции по "Музыке"