Лекции по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций

Описание работы

Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы

Файлы: 1 файл

1 Шансон де жест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие французского материализма связано с деятельностью Дени Дидро (1713—1784), автора глубоких, изложенных с необычайной энергией и блеском философских сочинений — «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Даламбера и Дидро», «Философские принципы материи и движения». Если Ламетри опирается на физику Декарта, отбрасывая его учение о самостоятельной духовной субстанции, то для Дидро исходным пунктом является английский сенсуализм, который он освобождает от непоследовательности Локка. «Мы рассматриваем материю ... как всеобщую причину наших ощущений», — говорит Дидро.

Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский  писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и  другими энциклопедистами, Дидро  был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

В своих философских  воззрениях он был материалистом. Отрицал  дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные  и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.

10 Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712—1778) — одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо — уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и кальвинистского морального уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одареннейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос, содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из сочинений, имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлений Руссо — судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.

 Сила и историческое  значение Руссо не в тех  мыслях, которые можно найти у  него по вопросам теоретической  философии. Значение его в тех  идеях, которые он выдвинул  как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог. От большинства своих современников Руссо отличается прежде всего проницательностью, глубиной, смелостью в критике общественного строя Франции.

Он подвергает критике  прогресс человеческой цивилизации, поскольку  этот прогресс не облегчил жизни народа, не содействовал его благосостоянию, не ликвидировал его нищеты. Рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие наук и искусств не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, паразитизм, лицемерие, ложь, тщеславие, испорченность нравов, власть моды и этикета. Моральная деградация современного общества имеет своей причиной, по Руссо, неравенство людей в обществе. Именно в имущественном неравенстве, в существовании богатства и бедности, в установлении частной собственности усматривает он источник праздности, роскоши, изнеженности, с одной стороны, источник нужды, бесправия, рабства, тирании - с другой.

Выступая против социального неравенства, деспотизма и рабства, Руссо выдвигает идею демократической конституции общества, его республиканской организации. Если просветители первого этапа, Монтескье и Вольтер, не были последовательными в борьбе с феодальным строем, ограничиваясь концепцией просвещенного абсолютизма, то Руссо верит только в коллективную мудрость народа, признает законной борьбу народных масс против королей, объявляет равенство граждан перед законом основой общества, утверждает суверенность народа, которому должна принадлежать и исполнительная, и законодательная власть. Вслед за Спинозой, Локком, Гоббсом Руссо считает, что государство создается людьми (а не богом, как заявляли сторонники теократических теорий). Люди сознательно заключают между собой «общественный договор», устанавливая демократическую власть и возвращая тем самым народу естественную свободу и права, отнятые у него господствующим классом.

Демократизм, ненависть  к знатным и к богачам, к  общественному неравенству определяют и эстетику Руссо, направленную против искусства, которое культивирует лишь наслаждение и игнорирует нравственный идеал. Руссо не случайно в «Письме к Д’Аламберу» рассматривает театр как силу, развращающую общество, ибо считает безнравственной самую идею театра как подражания жизни и воссоздания ее страстей и пороков. Он вообще с подозрением относится к искусству, так как видит в нем средство укрепления феодального строя и абсолютной монархии. Искусству как обличению существующего он не доверяет. Героическому характеру, обращенному против тирана, он предпочитает принцип честности и бесхитростности, образ простого человека, свободного от сословных предрассудков. Исключение он делает лишь для музыки, которой живо интересовался в молодости, обнаружив в этой области недюжинный талант.

Руссо уделяет немало места в своем творчестве вопросам воспитания, посвящая им целую книгу - роман-трактат «Эмиль» (1762). Воспитание, как его трактует Руссо, призвано, помочь человеку развить заложенные в нем самой природой основы здоровья и нравственности. Руссо-педагог отвергает всякое насилие над природой и личностью. Воспитатель по мысли Руссо, прививает ребенку чувства сострадания, мягкости, человечности, устраняет в нем черты деспота и тирана.

11Жизненный путь Бальзака. Бальзак родился в городе Туре 20 мая 1799 года. Его отец Франсуа Бальзак, по происхождению крестьянин, нажил состояние во время первой французской революции путем всевозможных спекуляций и афер, главным образом на конфискованных дворянских землях.

В 1806 году Бальзак  поступил в Вандомский коллеж. Учился он плохо, так как церковно-католическая премудрость коллежа его совсем не интересовала. Он потихоньку читал произведения просветителей - Дидро, Руссо. У начальства коллежа он слыл ленивым, неспособным учеником, нередко сидел в карцере, главным образом за чтение запрещенных книг.

Родители потребовали, чтобы по окончании школы он стал готовиться к поприщу юриста. И  хотя Бальзак чувствовал неодолимое влечение к литературе, он вынужден был уступить родителям и поступил в Школу права, одновременно начав  работать писцом в нотариальной конторе. Но эта работа его не привлекала. С большим трудом он выпросил у отца двухгодичный срок, в течение которого должен был доказать, что его мечта стать писателем не простой каприз. Помощь, которую оказывал Бальзаку отец, была настолько скудной, что юноше приходилось жить впроголодь, в нетопленой мансарде. Но он не пал духом и начал упорно трудиться над первым своим литературным произведением, стихотворной трагедией «Кромвель».

Выбор темы не был  случайным. Передовых писателей  тех лет привлекала личность Кромвеля - крупнейшей фигуры английской революции XVII века (драма «Кромвель» Гюго). Бальзак уже здесь проявил историческое чутье, смутно понимая, что для создания большого произведения искусства нужно обращаться к передовым силам истории. Сам Бальзак был доволен написанной драмой; ему казалось, что он создал значительное произведение. Но на семейном совете единогласно признали, что драма никуда не годится. А между тем испытательный срок, данный отцом, кончился.Но Бальзак не только не оставляет мысль стать писателем, а, наоборот, еще больше укрепляется в своем решении. С этого момента и до конца его жизни идет упорная борьба писателя не только с семьей, но и со всем буржуазным обществом, которое не хотело его признавать.

Жизнь Бальзака - необычайно яркий пример того, какое положение занимал писатель в буржуазном обществе, превращавшем художника в своего наемного работника. И в то же время этот буржуазный дух не мог не коснуться и самого Бальзака, прививая ему немало предрассудков. Считая литературу большим общественным делом, он в то же время связывал с ней и целый ряд личных стремлений. Он надеялся, что литература принесет ему богатство, славу и независимость.

Уже в начале 20-х  годов Бальзак поставляет издателям  огромное количество романов, еще вовсе слабых в художественном отношении. Эти произведения не приносят ему богатства. У него возникает идея разбогатеть более быстрым путем. Он решает заняться массовым изданием французских классиков (Мольера, Лафонтена и других); для этой цели приобретается типография. Но так как предпринимательской хватки у Бальзака никогда не было, он терпит крах: издания и типографию приходится продать с большим убытком. Позднее он начинает другое коммерческое предприятие, найдя способ выделки дешевой бумаги; но и здесь он лишь приобрел новые долги.

В последние годы жизни Бальзак как будто бы достиг желанной славы; однако ни современная  ему критика, ни буржуазный читатель не сумели понять настоящим образом  творчества Бальзака. Из него старались  сделать «модного» писателя, который умеет дать пикантные сцены из жизни светского общества. Бальзак-реалист не был понят современной ему критикой. Но популярность его романов стала настолько широкой, что издатели охотно печатали его произведения, наживая на этом огромные деньги, сам же Бальзак почти до конца жизни не мог избавиться от долгов.

Личная жизнь Бальзака сложилась неудачно. Его брак с  польской графиней Эвелиной Ганской  был несчастлив. Этого брака он ждал долгие годы и заключил его  лишь в последний год жизни. В  марте 1850 года произошло венчание Бальзака и Ганской в Бердичеве, после чего они перебрались в Париж. Д этому времени здоровье писателя резко ухудшилось, творческие силы начали быстро падать. В августе 1850 года он умер.

 Замысел и план «Человеческой комедии». В 1834 году Бальзак пришел к мысли о том, чтобы все написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Так зародилась идея, вначале еще смутная, «Человеческой комедии». Замысел этот реализуется на протяжении 30-х и 40-х годов. Но название своего цикла романов Бальзак нашел не сразу. В 1841 году один из друзей писателя поделился с ним восторгом от чтения «Божественной комедии» Данте, и у Бальзака под влиянием этого разговора и мыслей о Данте возникло решение назвать свое произведение «Человеческая комедия». Давая задуманной им серии это название, Бальзак был вполне самостоятелен. Когда Данте называл свое произведение «Комедия» (слово «Божественная» было присоединено позднее восхищенными потомками), он имел в виду, что его поэма начинается «плохо» (ад) и кончается «хорошо» (рай). Когда же Бальзак называет свое произведение «Человеческая комедия», он уже в самом заглавии подчеркивает ироническое отношение к буржуазному обществу, которое он изобразил в своих романах.

В том же, 1841 году он уточняет и развивает план «Человеческой комедии» и пишет предисловие к ней.Замысел Бальзака грандиозен. Он хотел написать «историю нравов» современной ему Франции, причем упорно подчеркивал исторический характер своей работы, заявлял, что. «французское общество должно быть историком, он же - только его секретарем». «Составляя опись пороков и добродетелей, собирая главнейшие проявления страстей, рисуя характеры, выбирая главные общественные события, составляя типы путем соединения черт многих однородных характеров, - может быть, смогу я написать историю, забытую столькими историками,- историю нравов».

"Человеческая  комедия" имеет четко выраженную  структуру и состоит из трех  циклов, представляющих собой как  бы три взаимосвязанных уровня  социального и художественно-философского  обобщения явлений. Она подчинена единой задаче, ее цель всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров

Произведение представляет целую социальную эпопею, в которой  Бальзак описал жизнь общества, а именно процесс становления французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога , которым являются деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.

Рассмотрим основные составляющие циклы произведения Бальзака.

"Фундамент эпопеи”,  его первый цикл назван "Этюды о нравах" Произведение представляет собой стратификацию общества, данную через взгляды жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:

"Сцены частной  жизни" ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника" и др.);

"Сцены провинциальной  жизни" ("Евгения Гранде", "Прославленный  Годиссар", "Старая дева" и  др.);

'Сцены парижской  жизни" ("История величия и  падения Цезаря '?иротто", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и " Кузен Понс" и др.);

"Сцены политической  жизни" ("Эпизод эпохи террора", "Темное дело" и пр.);

"Сцены военной  жизни" (Шуаны");

Информация о работе Лекции по "Музыке"