Лекции по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций

Описание работы

Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы

Файлы: 1 файл

1 Шансон де жест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Жанр  философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума. Художественный мир философской повести шокирует, активизирует читательское восприятие, в нем подчеркнуты фантастические, неправдоподобные черты. Это пространство, в котором идет испытание идей; герои — марионетки, воплощающие те или иные позиции в философском споре; обилие событий в философской повести нарочитое, позволяющее замаскировать смелость обращения с идеями, сделать для читателя более мягкими, приемлемыми нелицеприятные истины философии.

Вершиной цикла  и вольтеровского творчества в целом стала повесть “Кандид, или Оптимизм”. Импульсом к ее созданию стало знаменитое Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 года, когда был разрушен цветущий город и погибло множество людей. Это событие возобновило спор вокруг положения немецкого философа Готфрида Лейбница: “Все — благо”. Вольтер раньше и сам разделял оптимизм Лейбница, но в “Кандиде” оптимистический взгляд на жизнь становится признаком неискушенности, социальной неграмотности.

 Внешне повесть  строится как жизнеописание главного героя, история всевозможных бедствий и несчастий, настигающих Кандида в его странствиях по свету. В начале повести Кандид изгнан из замка барона Тундер-тен-Тронка за то, что посмел влюбиться в дочь барона, прекрасную Кунигунду. Он попадает наемником в болгарскую армию, где его тридцать шесть раз прогоняют через строй и бежать откуда ему удается только во время сражения, в котором полегло тридцать тысяч душ; потом переживает бурю, кораблекрушение и землетрясение в Лиссабоне, где попадает в руки инквизиции и едва не погибает на аутодафе. В Лиссабоне герой встречает прекрасную Кунигунду, также претерпевшую множество несчастий, и они отправляются в Южную Америку, где Кандид попадает в фантастические страны орельонов и в Эльдорадо; через Суринам он возвращается в Европу, посещает Францию, Англию и Италию, и завершаются его странствия в окрестностях Константинополя, где он женится на Кунигунде и на принадлежащей ему маленькой ферме собираются все персонажи повести. Кроме Панглоса, в повести нет счастливых героев: каждый рассказывает леденящую душу историю своих страданий, и это изобилие горя заставляет читателя воспринимать насилие, жестокость как естественное состояние мира. Люди в нем различаются только степенью несчастий; любое общество несправедливо, а единственная счастливая страна в повести — несуществующее Эльдорадо. Изображая мир как царство абсурда, Вольтер предвосхищает литературу ХХ века.

В повести «Кандид, или Оптимизм» («Candide ou L’optimisme», 1759) рассказывается о злоключениях юноши  Кандида, воспитанника вестфальского барона, влюбленного в дочь своего воспитателя Кунегонду, ученика домашнего учителя доктора Панглосса, развивающего мысль Лейбница о том, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». Жестокие испытания, которым подвергаются Кандид, Кунегонда, Панглосс, слуга и друг Кандида Какамбо, которых судьба носит по всему миру от Болгарии, Голландии, Португалии (где происходит знаменитое землетрясение 1755 г.) до Аргентины, легендарной и счастливой страны Эльдорадо, Суринама, а затем Парижа, Лондона, Венеции, Константинополя. В конце повести Кандид, женившийся на ставшей крайне уродливой Кунегонде и сопровождаемый утратившим оптимизм больным Панглоссом, находит пристанище на маленькой ферме и обретает в физическом труде ответ на все философские вопросы: «Нужно возделывать свой сад».

Кандид (имя героя  по-французски означает “искренний”), как говорится в начале повести, “юноша, которого природа наделила наиприятнейшим нравом. Вся душа его  отражалась в его лице. Он судил  о вещах довольно здраво и добросердечно”. Кандид — модель “естественного человека” просветителей, в повести ему принадлежит амплуа героя-простака, он свидетель и жертва всех пороков общества. Кандид доверяет людям, особенно своим наставникам, и от своего первого учителя Панглоса усваивает, что не бывает следствия без причины и все к лучшему в этом лучшем из миров. Панглос — воплощение оптимизма Лейбница; несостоятельность, глупость его позиции доказывается каждым сюжетным поворотом, но Панглос неисправим. Как и положено персонажу философской повести, он лишен психологического измерения, на нем лишь проверяется идея, и сатира Вольтера расправляется с Панглосом прежде всего как с носителем ложной, а потому опасной идеи оптимизма.

 Панглосу в  повести противостоит брат Мартен, философ-пессимист, не верящий в существование добра на свете; он так же неколебимо привержен своим убеждениям, как Панглос, так же неспособен извлекать уроки из жизни. Единственный персонаж, которому это дано, — Кандид, чьи высказывания на протяжении повести демонстрируют, как понемногу он избавляется от иллюзий оптимизма, но и не спешит принять крайности пессимизма. Понятно, что в жанре философской повести речь не может идти об эволюции героя, как обычно понимается изображение нравственных изменений в человеке; психологического аспекта персонажи философских повестей лишены, так что читатель не может им сопереживать, а может только отстраненно следить за тем, как герои перебирают разные идеи. Так как герои “Кандида”, лишенные внутреннего мира, не могут выработать собственных идей естественным путем, в процессе внутренней эволюции, автору приходится позаботиться о том, чтобы снабдить их этими идеями извне. Такой окончательной идеей для Кандида становится пример турецкого старца, заявляющего, что не знает и никогда не знал имен муфтиев и визирей: “Я полагаю, что вообще люди, которые вмешиваются в общественные дела, погибают иной раз самым жалким образом и что они этого заслуживают. Но я-то нисколько не интересуюсь тем, что делается в Константинополе; хватит с меня того, что я посылаю туда на продажу плоды из сада, который возделываю”. В уста того же восточного мудреца Вольтер вкладывает прославление труда (после “Робинзона”очень частый мотив в литературе Просвещения, в “Кандиде” выраженный в самой емкой, философской форме): “Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду”.

 Пример счастливого  старца подсказывает Кандиду  окончательную формулировку его  собственной жизненной позиции:  “Надо возделывать наш сад”. В этих знаменитых словах Вольтер  выражает итог развития просветительской мысли: каждый человек должен четко ограничить свое поле деятельности, свой “сад”, и работать на нем неуклонно, постоянно, бодро, не ставя под вопрос полезность и смысл своих занятий, так же, как садовник изо дня в день возделывает сад. Тогда труд садовника окупается плодами. В “Кандиде” говорится, что жизнь человека тяжела, но переносима, нельзя предаваться отчаянию — на смену созерцанию должно прийти действие.

В повести «Микромегас» («Micromégas», 1752) читатель встречается с фантастическими существами — уроженцем Сириуса Микромегасом, юношей 450-ти лет и ростом в 120 тысяч футов, и неким уроженцем Сатурна, философом, секретарем сатурнийской академии, уступающим Микромегасу в возрасте и в росте, которые после года пребывания на Юпитере и посещения Марса 5 июля 1737 г. приземлились на северном берегу Балтийского моря и обошли всю Землю за 36 часов. Только с помощью бриллиантов ожерелья Микромегаса, используемых как микроскопы, они смогли сначала различить китов и большие корабли, а потом и людей — этих мельчайших насекомых. Войдя с ними в контакт, они крайне изумились земным порядкам и рассказам об истории землян, наполненной войнами и преступлениями. Микромегас даже хотел раздавить тремя ударами каблука весь этот земной муравейник, но внял совету предоставить уничтожение землян им самим. Попытка Микромегаса образумить землян, написав для них философскую книгу о смысле бытия ни к чему не привела: в парижской Академии наук в ней не разглядели ничего, кроме белой бумаги.

15 Жизнь и творчество  Бомарше

 Жизнь и творчество  Бомарше можно считать гражданским  подвигом: его деятельность была  протестом против социальных  основ «старого порядка». Сын  ремесленника-часовщика и сам  часовщик, он начал с того, что  изобрел анкерный спуск в часовом  механизме (что свидетельствовало о его таланте механика) и смог защитить свое изобретение, присвоенное одним королевским часовщиком. Таким образом, он, подмастерье, выиграл свой первый процесс, замахнувшись на существующую систему и нарушив установленный порядок.

 Его заказчиками стали королевская семья, знать, богатые финансисты. Постепенно Бомарше занял высокое общественное положение, получил важные должности. Он приобщился к финансовым, банковским, коммерческим операциям. Бомарше был предприимчивым и ему часто везло. В 1764 г. он впервые отправился за границу — сначала в Испанию, где выполнял поручения французского правительства, связанные с деликатными политическими и экономическими обстоятельствами. В 70-х годах он несколько раз посетил Англию, Голландию, Австрию. Целью его поездок было выполнение разнообразных дипломатических поручений. Бомарше убедил французское правительство предоставить помощь Северной Америке в ее борьбе с метрополией. Имея редчайший дипломатический талант, Бомарше вел тайные переговоры с американскими агентами, заключил соглашение между Францией и Америкой и поставлял повстанцам оружие. В 1773—1778 годах Бомарше вел продолжительный судебный процесс по поводу наследства со своим неприятелем графом де Лаблашем.

Этот процесс, выигранный им, превратился в борьбу с королевским правосудием и самим королем. Кроме того, в 1777 г. Бомарше основал общество драматургов, которые в те времена целиком зависели от книгоиздателей и актеров, и добился признания авторского права. Он отдавал все свои силы и все средства для того, чтобы издать произведения Вольтера, две трети из которых были запрещенными. В 1783—1790 годах ему удалось издать собрание сочинений Вольтера в 70 и 92 томах. Считая предрассудки «самым страшным бедствием рода человеческого», Бомарше живо интересовался новыми научными открытиями. Сообразительность, мужество, активность, стойкость духа проявил драматург и в годы революции.

Он снабжал революционные  войска оружием. В 1792 г. Бомарше арестовали, он чудом избежал смерти, эмигрировал, а в 1793 г. вернулся на родину, добившись снятия с себя обвинений. Во время якобинской диктатуры и во время Директории он был уважаемым человеком. Активная общественная деятельность Бомарше постоянно сопровождалась литературным творчеством — и публицистическим, и художественным.

Его известный во всей Франции судебный процесс отобразился  в «Четырех мемуарах для ознакомления с делом Пьера Карона де Бомарше» (1773—1774), которые имели большой  успех. В «Мемуарах» («Memoires») Бомарше  подверг осуждению все формы  угнетения, несправедливости и тирании. Используя свой полемический талант и художественный талант, Бомарше написал «Мемуары» будто комедию: его неприятели изображены как комические персонажи, и сцены, в которых они действуют, также наполнены комизмом (особенно словесные перепалки Бомарше с судьей Гезманом и его женой).Он осудил общественные законы, присущие «старому порядку». Бунт Бомарше имел социальный характер, поскольку он протестовал против режима абсолютной монархии. Бомарше боролся против парламента как института, преобразованного в реакционное бюрократическое учреждение. «Мемуары» были сожжены палачом, но их автора единодушно признали «великим гражданином».

Позднее, после полнейшей  победы, Бомарше написал философское  произведение «Простейшие мысли  о восстановлении парламентов» в форме доклада королю, где он сформулировал свои политические взгляды: королевская власть не дается Богом, законы предназначены для блага народа и являются неприкосновенными; любое правительство должно помнить, что власть принадлежит народу и т.п. Художественное творчество Бомарше значительное и разнообразное. Вдохновившись народными фарсами, он писал т.н. веселые «парады», в которых главные персонажи — простолюдины (« Жан-Дурак на ярмарке», «Колен и Колетта», «Сапоги-Скороходы» и др.). В этих произведениях Бомарше подвергает критике общественные недостатки: в «парадах» прослеживаются наброски некоторых персонажей, которые появятся со временем в более зрелых произведениях драматурга.

Драматургическая  деятельность Бомарше началась с  написания мещанских драм. К первой из них — «Евгении» («Eugenie», 1767), в  которой речь шла о том, как  распущенный аристократ обольстил  добродетельную девушку, — Бомарше  добавил теоретический манифест-предисловие «Исследование о серьезном драматическом жанре». Он возражает трагедию, заявляя, что современного зрителя не могут интересовать события, которые происходили в Афинах или Древнем Риме, поскольку они не учат правилам морали.

Спектакль должен вызвать  у зрителей чувство сопереживания, которое ставило бы их на место героев и таким образом предостерегало от жизненных ошибок. Придерживаясь своих принципов, Бомарше написал еще одну мещанскую драму — «Двое друзей, или Лионский купец» («Les deux amis, ou Le negotiant de Lyon», 1770). Драматические события, которые постигли добродетельных банкиров, должны были подчеркивать благородство, чувствительность, самоотверженность героев, пронизанных или чувством дружбы, или любовью. Но, вопреки композиционному совершенству пьесы, герои ее далеки от реальных человеческих характеров. Бомарше и сам понял, что серьезный жанр не для него, и потому обратился к комедии.

«Севильский цирюльник» и «Женитьба  Фигаро» 

Популярность Бомарше  выросла ещё больше после появления  его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что «…это уже была революция в действии»//…La revolution en action.[2]


Информация о работе Лекции по "Музыке"