Лекции по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций

Описание работы

Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы

Файлы: 1 файл

1 Шансон де жест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

 Сатирическое  начало народных зрелищ драматургии  Адама де Ла-Аль нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были то ярмарочный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырь слепца.Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII же веке комедийная струя заглушалась театром миракля,тоже имевшим своей темой жизненные события,но обращенным к религии.

Миракль.

 Само название  миракль происходит от латинского  слова "чудо".И действительно,все  конфликты,порой очень остро отражавшие  жизненные противоречия,в этом  жанре разрешались благодаря  вмещательству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.С течением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все острее показывали произвол феодалов,силу темных страстей,владевших знатными и богатыми людьми.В первом из известных нам мираклей-"Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чудо,совершенное святым для избавления христианина,попавшего в языческий плен,и история в него лишь отзвуком крестовых походов.Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечного феодала.

 Само время-XIV век,полный войн,народных волнений  и бесчеловечных расправ,-объясняет  развитие такого противоречивого  жанра,как миракль.С одной стороны,крестьянские  массы брались за топоры,восставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы критики,и религиозное чувство в мираклях.

 Большинство мираклей  строилось именно на бытовом  материале-из жизни города,из  жизни монастыря или средневекового  замка.Разоблачая притеснителей  народа,миракль о Берте рисует в положительном свете тех людей из их среды,которые не подвержены порокам и страстям,присущим знати,и могут,попав в среду простых тружеников,быть среди них своими людьми.

 Двойственность  миракля была связана с идеологической  незрелостью городского бюргерства того времени.Не случайно миракль,начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности,всегда заканчивался компромиссом,актом раскаяния и прощения,что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь.

Мистерия.

 Время расцвета  мистериального театра-XV-XVI века,время  бурного расцвета городов и  обострения социальных противоречий.Город  уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не подпал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города,его культуры.Она выросла из так называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честь религиозных праздников,в честь торжественных выездов королей.Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,использующая ранний опыт средневекового театра.

 Представления  мистерий организовывались не  церковью,а городскими цехами  и муниципалитетами.Авторами выступали деятели нового типа-ученые-богословы, юристы, врачи.Несмотря на то,что руководила постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством.В представлениях участвовали сотни человек.

 Мистериальная  драматургия разделяется на три цикла:"ветхозаветный",имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;"новозаветный",рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,и "апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из мираклей о святых.

 Ярким примером  ранней мистерии может служить  огромная (50 тысяч стихов,242 действующих  лица) "Мистерия Ветхого завета",содержавшая  38 отдельных эпизодов.Ее главными  героями были Бог,ангелы,

Люцифер,Адам и Ева.В  мистерии показывалось сотворение мира,восстание Люцифера против Бога,библейские чудеса.

 Мистерия раздвинула  тематический диапозон средневекового  театра,накопила огромный сценический  опыт,который был использован  последующими жанрами средневековья.

 Исполнителем  мистерии был городской люд.Отдельные эпизоды огромного театрального представления исполнялись представителями различных городских цехов.При этом мистерия давала возможность каждой профессии проявить себя как можно полней.

 Мистерии развили  театральную технику,утвердили в  народе вкус к театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Но к 1548 году мистериальным обществам, особенно широко распространеным во Франции,запрещают показ мистерий:слишком ощутимой стала критическая комедийная линия мистериального театра.Причина гибели еще и в том,что она не получила поддержки со стороны новых,прогрессивных сил общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически настроенных,а площадная форма и критичекие элементы вызывали гонения церкви.

Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву:королевская власть искореняет все городские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерия подвергается резкой критике со стороны как католической церкви,так и реформационного движения.

Моралите.

 Реформационное  движение (Реформация) развернулась  в Европе в XVI в.Оно носило  антифеодальный характер и приняло  форму борьбы с идеологической  опорой феодализма-католической  церковью.

 Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастает из мистерий,в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен.Моралите освободило морализацию как от религиозных сюжетов,так и от бытовых отвлечений и,обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность .Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей. 

 Основным признаком  моралите являлся аллегоризм.В  пьесах действуют аллегорические  персонажи,каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы.Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще всего изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персонажей,олицетворяющих собой доброе и злое начала,воздействующие на человека.

 Разумные люди  идут по стезе добродетели,неразумные  же становятся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите.

 Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты,борящиеся против испанского засилья.Их пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и актеры нередко преследовались.

 В своем развитии  моралите частично освобождалось  от строгой аскетической морали:под  воздействием новых общественных  сил в нем проявлялось некоторое  стремление к реализму.Противоречия  жанра были признаком сближения  с жизнью.В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.

 Историческое  значение аллегорического жанра  было в том,что он внес в  средневековую драматургию четкость,поставил  перед театром задачу построения  типического образа.Но,будучи во  власти догматической морали,этот жанр не смог породить ничего значительного.

Фарс.

 Площадной плебейский  фарс выделяется в самостоятельный  театральный жанр со второй  половины XV века.Однако он до этого  прошел долгий путь скрытого  развития.Само название происходит  от латинского farta ("начинка").И действительно,устроители мистерий сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс".

 Веселые масленичные  представления и народные спектакли  дают начало "дурацким корпорациям"-объединением  мелких судебных чиновников,разнообразной  городской богемы,школяров,семинаристов.В XV в.

шутовские общества распространяются по всей Европе.В  Париже были четыре большие организации  и регулярно устраивались смотры-парады их фарсовых представлений.В этих парадах  высмеивались выступлениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров,изгоняли их из горда,бросали в тюрьмы.

 Фарс повернут  всем своим содержанием и художественным  строем к действительности.Он  высмеивает солдат-мародеров,монахов-торговцев индульгенциями,чванливых дворян, скаредных купцов.Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостреный жизненный материал.

 Главными принципами  актерского искуства для фарсеров  были характерность,доведенная до  пародийной карикатуры,и динамизм,выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.

 Сценической задачей  фарсеров было воссоздание определенных  типов:ловкого городского молодчика,хвастливого  солдата,хитрого слуги и т.п.Но  при определенности сценических  типов-масок была развита и импровизация-следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

 Судьба веселых  комических любительских корпораций  фарсеров от год в год становилась  все плачевнее.Монархическая и  церковная власть все сильнее  наступала на городское вольномыслие и на одну из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.

 Фарс оказал  большое влияние на дальнейшее  развитие театра Западной Европы.В  Италии из фарса родилась комедия дель арте;в Испании-творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда;а Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд,в Германии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера.Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

7 Жан Расин 

 Жан Расин(1639–1699) – представитель французского  классицизма второй половины XVII века. Он родился в графстве  Валуа в семье судейского чиновника.  С трех лет остался сиротой.  Его воспитанием занималась бабушка, член общины янсенистов, требовавших пересмотра канонов католической церкви. Учился в коллеже в городе Бове, затем в школе Гранжа в Пор-Рояле, центре янсенизма.

Творческое наследие Расина достаточно разнообразно. Интересны  его стихотворные произведения, в  частности, «Слово молвы к Музам» (1663), «Идиллия о мире» (1685) и «Песнопение в похвалу милосердию» (1694). Стихотворные произведения больших поэтических форм были, как правило, связаны с крупными политическими событиями, как, например, бракосочетание Людовика XIV с испанской инфантой Марией-Терезией – одно из условий Пиренейского мира 1659 года, или празднество в честь короля. В то же время «Песнопения» передавали глубокие личные переживания писателя, чья придворная жизнь изобиловала неприятностями и гонениями.

Расин писал эпиграммы, комедии («Сутяги», 1668). Но в мировую  литературу и культуру вошел прежде всего как автор трагедий. Среди  них «Александр Великий»(1665), «Андромаха»(1667), «Британик»(1669), «Митридат»(1673), «Ифигения»(1674), «Федра»(1677) и другие. 

В творчестве Расина отразились религиозные взгляды  писателя, но они не стали основополагающими  в оценке жизненных явлений. Во многом драматург продолжал ренессансные традиции в восприятии человека. Его  религиозные взгляды и настроения способствовали глубокому проникновению во внутренний мир персонажей, наполненный непримиримой борьбой между разумом и страстью. Однако Расин не отходит от традиций классицистского искусства, описывая характеры, в которых преобладает страсть. При этом отрицательными всех персонажей Расина назвать нельзя. В них, согласно концепции автора, есть и доброе и злое начала. Страсть, давлеющая над их разумом, лишь обнажает их сущность. Наиболее интересным примером такой пьесы является «Андромаха», поставленная в 1667 году, принесшая заслуженный успех автору и свидетельствовавшая о наступлении нового этапа в истории французской драматургии.

В творчестве Расина отразились религиозные взгляды  писателя, но они не стали основополагающими  в оценке жизненных явлений. Во многом драматург продолжал ренессансные традиции в восприятии человека. Его религиозные взгляды и настроения способствовали глубокому проникновению во внутренний мир персонажей, наполненный непримиримой борьбой между разумом и страстью. Однако Расин не отходит от традиций классицистского искусства, описывая характеры, в которых преобладает страсть. При этом отрицательными всех персонажей Расина назвать нельзя. В них, согласно концепции автора, есть и доброе и злое начала. Страсть, давлеющая над их разумом, лишь обнажает их сущность. Наиболее интересным примером такой пьесы является «Андромаха», поставленная в 1667 году, принесшая заслуженный успех автору и свидетельствовавшая о наступлении нового этапа в истории французской драматургии. 

Информация о работе Лекции по "Музыке"