Лекции по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:40, курс лекций

Описание работы

Шансон де жест — chansons de geste (песни о деяниях) — произведения французского героического эпоса. С недавнего времени значительно усилился интерес к средневековой истории и культуре. Но на сегодняшний день история и литература часто воспринимаются раздельно, тогда как на самом деле они друг от друга неотделимы

Файлы: 1 файл

1 Шансон де жест.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

7. моралите

· пьесы морализующего характера

· «аллегорические моралите» - «Роман о Розе» - персонажи, кроме главных, - аллегорические

· «истории» (только во Фр.) – «Бедная крестьянская девушка» - темы семейной и общественной жизни 

3 С XII в. в Западной Европе наблюдается активный рост средневекового города, на базе которого формируется своя идеология, свое представление о человеке, о смысле жизни. Население города было пестрым: здесь селились не только ремесленники и торговцы, но и духовные лица, рыцари, школяры, бывшие крестьяне, обездоленная беднота. Вбирая людей разных сословий, профессий, психологических складов, город приобщал их к иному стилю жизни. Человек города был более свободен, и многое зависело от его личной инициативы, предприимчивости, находчивости. Город был и местом вопиющих контрастов; здесь рядом находились святая церковь и шумный рынок, особняк богача и хижина поденщика, храм науки и кабак.

 В городе был  особый темп жизни, здесь формировался  новый тип человека. Излюбленные  занятия дворян — война, турниры,  празднества — вызывали осуждение  у горожан, и они шутили: "Когда  Адам копал землю, а Ева пряла, кто был дворянином?" Человек города умел ценить производительный труд. Мерой личности становился не ратный подвиг, а творение рук мастера.

 Городская литература, достигшая высокого расцвета  а XIII— XIV вв„ имела свое  неповторимое лицо. Если сравнить эту литературу с литературой рыцарской, то все здесь по-иному. Материалом городской литературы был не идеальный, далекий от реальности мир рыцарства, а повседневный быт, обычно неприкрашенно-грубый. Героем этой литературы были не безупречный рыцарь и его прекрасная дама, а купец, школяр, ремесленник, клирик, вор, бродяга. Рыцарь был озабочен обретением духовных ценностей, горожанин — материального достатка. Бороться горожанину приходилось не с великанами и чудовищами, а с понятными всем житейскими невзгодами. И одерживал новый человек победу, полагаясь не на силу и мужество, а на хитрость, сметливость, предприимчивость. Городская литература ярко отражает разногласие средневекового города: в ней сосуществуют рассудительность; и дурачество, резкий смех и суровое назидание. Многоцветие тонов средневековой городской литературы находит отражение в многообразии ее жанровой палитры.

    4  Французское возрождение.  Общая характеристика.

1. Возрождение во Франции имело такие же предпосылки, как и в Италии. Но в отличие от И талии, где уже в 13 в буржуазия становится господствующим классом, во Франции им остаётся дворянство. Хотя в 15 в во Франции буржуазия тоже очень усилилась, основную поддержку гуманистические идеи нашли в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии. Вообще влияние Италии – важнейшая предпосылка ко французскому возрождению. Начиная с царствования Франциска 1, когда организуются разнообразные походы французов в Италию (1515-1547) и они видят богатство и изысканность итальянской культуры, убранства итальянских городов, начинается импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Итальянские архитекторы строят замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Из итальянцев, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее знаменит Юлий Цезарь Скалигер (врач, филолог, критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы учёной гуманистической драмы). Параллельно шло изучение древности, доходившей от части также через итальянское посредство. Переводятся Фукидит, Ксенофонт, Плутарх и др. Известный советник и помощник Франциска в преобразовании Франции стал Гильом Бюде, написавший огромное количество трудов на латыни по философии, истории, филологии, математике и юриспруденции. Его основная мысль – филология важнейшая наука для человека, т.к. изучая древние языки чел. Морально развивается. Во многом Гильом схож по мироощущению с Э.Роттердамским. Особые отношения связывали Французкое возрождение со сначала дружелюбной, а потом негативно настроенной против гуманизма церковной реформацией.

2. В истории Французского протестантизма надо различать два периода: до 1530х гг и после. Первыми протестантами Франции стали разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие скептически к церкви, но мало склонные к борьбе против неё. Из них, выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль, который пожив в Италии перевёл оригинал Аристотеля и понял, что на родине его трактуют по-другому. Вслед за этим, он стал переводить священное писание и тоже не нашёл в нём ничего похожего на безбрачие духовенства. Сорбонна осудила этот перевод, как и всю новую ересь. Лефевр вынужден бежать, но Франциск возвращает его и даже делает воспитателем сына. Он благоволит к протестантам и гуманистом до…контрреформации - переворотом, обусловленным страхом господствующих классов перед крестьянскими восстаниями и слишком смелыми устремлениями гуманистов, грозивших опрокинуть «все устои».

3. В это время французский протестантизм вступает в новую стадию. Его главой становится Жак Кальвин, переселившийся из Франции в Женеву, которая отныне центр руководящий протестантским движением во Франции. Кальвин формирует своё учение в «наставлении в христианской вере», написанным на латыни, а через пять лет на фр.яз. С этого момента утопический евангелие сменяется суровым кальвинизмом. В его учениях есть буржуазная природа (проповедует накопления, бережливость, признаёт рабство), но он нашёл опору и среди дворян, не желающих мириться с абсолютизмом => протестантизм теперь распространяется и среди южнофранцузких дворян, оплотом феодальной реакции. Протестантизм тоже меняется и становится не свободомыслящим, а фанатичным (сожжение Кальвином Сервантеса). Начинается кровопролитная борьба между католиками и протестантами. При этом, гуманисты не примыкают ни к одни, ни к другим. Некоторые гуманисты, соблазняясь идеей национального единства (Ронсар и др участники «Плеяды») за католиков, но им не нравится узость их мышления. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность и фанатизм. Однако кальвинистское представление об идеальном устройстве привлекала Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени Маро. Всё же такие гиганты Французского возрождения как Рабле, Деперье и Монтень склонялись к религиозному свободомыслию.

4. Для писателей ренессанса во Франции тоже характерен образ «универсального человека». Рабле, врач, археолог, юрист и гениальный сатирический писатель. Чем не гуманист? Большая разносторонность в творчестве и у Маро, М. Наваррской, Ронсара и др. Рождаются новые жанры или координально меняются старые. Новеллы М.Наверрской, своеобразная форма сатирического романа Рабле, новая манера в лирике Маро, Ронсара, а потом и всей «Плеяды», зачатки светской ренессансной драмы у Жоделя, а так же анекдотически-нравоописательный тип мемуаров у Брантома и философские опыты у Монтеня – свидетельства более реалистического подхода к действительности и начала Возрождения. Существует несколько этапов развития гуманизма во Франции: 1) оптимистический  (нач 16в) 2) разочарование гуманистов (после 1530х) 3) кризис гуманизма, но вместе с тем более глубокое осмысление бытия и искание себя в мире (конец века).

Раннее Возрождение  во Франции охватывает первую половину XVI века, связано с формированием гуманистического движения. Появляются выдающиеся гуманисты-ученые: П. Белон (предшественник Кювье, впервые сопоставивший скелеты человека и птицы), Амбруаз Паре (один из создателей научной хирургии, основанной на опыте), Анри Этьен (филолог, знавший не только все европейские, но и ряд восточных языков).

В появлении новой  литературы особую роль сыграл кружок сестры Франциска I Маргариты Наваррской (Marguerite de Navarre, 1492–1549), которая сама выступила как писательница — автор книги новелл «Гептамерон» («L’Heptaméron des nouvelles», 1542–1549) в духе «Декамерона» Боккаччо, поэтического сборника «Перлы перла принцесс» (1547) и других произведений. Ее другом был крупнейший поэт этого периода Клеман Маро (Marot, 1496–1544), соединивший традиции средневековых жанров рондо, баллады, кансоны и античных жанров идиллии, эклоги, эпиграммы, переведший на французский язык стихи Катулла, Вергилия, Овидия. Личным секретарем Маргариты Наваррской был Бонавентюр Деперье (Des Périers, ок. 1500–1544), выдающийся гуманист, автор прославленных сатирических диалогов «Кимвал мира» («Cymbalum mundi», 1537) в духе Лукиана, а также новелл в духе «Декамерона» Боккаччо и «Фацеций» Поджо, вышедших посмертно (в 1558 г.) под названием «Новые забавы и веселые разговоры» («Les nouvelles récréations et joyeux devis»). Ранний период отмечен появлением такой грандиозной фигурой, как Франсуа Рабле.

5  ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ  

Литургическая и  полулитургическая драма.

 Одной из форм  театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра,против сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализуется месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма.Существовало два цикла такой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пасхальный,передающий историю его воскресения.

 В рождественской  литургической драме посредине  храма ставили крест,потом его  заворачивали в черную материю,что  означало погребение тела господнего.

 В пасхальной  литургической драме разыгрывалась  сцена трех Марий и ангела  у гроба Христа (их изображали четверо священников).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу,христианки?" Марии хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И ангел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.

 Со временем  литургическая драма усложняется,разнообразятся  костюмы "актеров",создают-ся "режиссерскеие  инструкции" с точным указанием  теста и движений.Всем этим  занимались сами священники.

 Устроители литургических  представлений накопили постановочный  опыт и стали искусно показывать  народу вознесение Христа и  другие евангельские чудеса.Приближаясь  к жизни и используя постанавочные  эффекты,литургическая драма уже  не привлекала,а отвлекала прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.

 Не желая отказаться  от услуг театра и не будучи  в силах совладать с ним,церковные  власти выводят литургическую  драму из-под сводов храмов  на паперти.Нарождается полулитурги-ческая  драма (середина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во власти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она уже диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни ярмарок,а не церковных праздников, полностью перейти на родной,понятный толпе язык.

 Заботясь об  успехе,церковники стали подбирать  более житейские сюжеты,и материалом  для полулитургической драмы  становятся библейские сюжеты,подверженные  бытовому толкованию.Библейский  легенды подвергаются с течением  времени поэтической обработке.Вводятся и технические новшества:окончательно устанавливается принцип симультанной декорации,когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков.

 Однако,несмотря  на все это,церковная драма  продолжала сохранять тесную  связь с церковью.Драма ставилась на паперти,на церковные средства,ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя участниками представлений,наряду со священниками и миряне).

 Так,причудливо  объединяя взаимоисключающие элементы,церковная  драма существовала долгое время.

Светская драматургия.

 Первые ростки  нового реалистического направления  связываются с именем трувера  (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль  (около 1238-1287) из французского  города Арраса.Де Ла-Аль был  страстно увлечен поэзией,музыкой  и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт,музыкант, драматург.

 В творчестве  Адама де Ла-Аль народно-поэтическое  начало сочеталось с сатирическим.В  его произведениях были зачатки  будущего театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов.

Информация о работе Лекции по "Музыке"