Характеристика возрастных особенностей современных школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном  этапе развития общества существует реальная общественная потребность  в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у  учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах  философов, психологов, педагогов и  методистов (Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит прежде всего в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника.

Предлагаемые новые  типы нестандартных уроков, игровые  по форме проведения, ориентированы  на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования  подрастающего поколения.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической  формой художественного отражения  действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться  на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается  от рождения, а целенаправленное музыкальное  воспитание он получает в детском  саду – а в последующем и  в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном  воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности, способствуют развитию способностей ребенка.

Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и  исполнение музыки, следует считать  основным видом деятельности в музыкальном  искусстве, так как без слушателя  музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Степень восприятия музыки при ее слушании прямо пропорциональна  уровню общей культуры и музыкальной  подготовленности слушателя. Полнота  и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также  и о мастерстве композитора и  исполнителя. Таким образом можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что  дети благодаря активному включению  в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных  произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

 

1.1  Качества  личности учащихся, имеющие приоритетное  значение в процессе музыкального  образования.

Из огромного спектра  качеств личности, проявляющихся  в музыкально-творческой деятельности учащихся, рассмотрим музыкальность, музыкальное мышление, креативность и эмпатийность.

Музыкальность – качество личности, выражающееся в ее предрасположенности к общению с музыкой, к эмоциональной отзывчивости на нее, к развитию музыкального слуха, памяти, мышления, музыкальных потребностей, к успешности овладения различными видами музыкальной деятельности.

Чем более многогранен  музыкальный опыт учащихся, тем более  он способствует развитию музыкальности, ибо средствами музыки и развивается  в человеке заложенное в нем музыкальное  начало.

Природная музыкальность  ребенка, его предрасположенность  к общению с музыкой по мере приобретения учащимися музыкальных  знаний, умений, обогащения их интонационно-слухового  опыта, перерастает в устойчивый, осознанный интерес к ней. Потребность  в новых музыкальных впечатлениях становится все более ярко выраженной и приобретает индивидуально-личностный, избирательный характер.

Основным признаком музыкальности, по мнению Б.М.Теплова, является «переживание музыки как выражения некоторого содержания». Абсолютная немузыкальность, если такая вообще возможна, должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

Музыкальное переживание  – эмоциональное переживание, и  иначе как эмоциональным путем  нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально откликаться на музыку должна составлять центр музыкальности. Но для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно, прежде всего, воспринять ее звуковую ткань.

Если человек может  лишь немногое различить, расслышать в  музыкальной ткани, то естественно  до него дойдет только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки.

Н.А.Ветлугина характеризует музыкальность как комплекс способностей, своеобразно проявляющийся в различных видах музыкальной деятельности. Она выделяет более общие музыкально-эстетические способности и специальные.

Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения.

К специальным музыкальным  способностям отнесены основные музыкальные способности (способность переживания, различения, представления и воспроизведения, во-первых, ладовысотных соотношений и, во-вторых, – музыкального ритма) и сенсорную основу. При этом все музыкальные способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов.

Главными в музыкальном  искусстве являются слуховые ощущения. Музыкальный слух – это способность  человека полноценно воспринимать музыку. С физиологической стороны слух – это восприятие звуковых колебаний органами слуха. Музыкальный слух имеет следующие разновидности: абсолютный слух, относительный и внутренний.

Абсолютный слух – способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Однако не все великие музыканты обладали им. Например, Вагнер, Шуман, Мейербер, Чайковский, Григ и др. такового не имели, однако они успешно использовали хорошо развитый относительный слух. Имеется также слух настройщика (термин Б.Теплова), выработанный технической деятельностью, способный различать минимальные изменения высоты звуков. Среди музыкантов, про которых точно известно, что они имели абсолютный слух, это – Моцарт, Лист, Скрябин.

Относительный или интервальный слух – это способность узнавать, определять  звуковысотные отношения между звуками в мелодии, интервалах, аккордах.

Внутренний слух – это способность мысленно представлять (по нотам или по памяти) музыку со всеми ее компонентами.

Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, которая выражается в эмоциональной  отзывчивости на музыку и ее переживания. Музыкальный слух в своих различных  проявлениях развивается в процессе музыкальной деятельности. Исключение составляет абсолютный слух, который, по-видимому, не может быть приобретен специальными упражнениями: развить  можно только так называемый «ложный» абсолютный слух (термин Б.Теплова), помогающий определять высоту звука косвенным  путем, по тембру или определенной позиции  голоса и т.д. Для развития музыкального слуха разработана специальная  дисциплина – сольфеджио.

Благодаря мелодическому слуху  мы узнаем мелодию, будь она сыграна  на рояле, трубе или дутаре. Мелодический слух включает в себя интервальный и ладовый слух.

Воспитание полифоничекого слуха связано с умением слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. Развитый полифонический слух помогает музыканту в коллективном исполнительстве слышать остальные партии, а пианисту, например, слышать кроме основной мелодии все другие элементы фактуры – движение баса, подголосков, а в полифоническом произведении – не только верхний голос, но и все остальные голоса.

Гармонический слух есть музыкальный  слух, ориентированный на созвучия (по Б.Теплову). Если полифонический слух и его развитие связаны с умением  слышать музыкальную ткань по горизонтали, то гармонический слух, отвечает за умение слышать звуки  по вертикали.

Музыкально-слуховые представления – это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение (Б.Теплов). Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают ее со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

Метроритмические ощущения – это временная особенность музыки. Она имеет не только слуховую, но и двигательную природу как при исполнении, так и при восприятии. Метроритмические ощущения связаны с непрерывным чередованием различных длительностей, которые своим присутствием как бы заполняют мерное ритмическое движение более мелкими импульсами. Отсутствие чувства ритма одна из тех способностей, которая очень сложно поддается развитию.

Способность к выполнению тонких, точных, быстрых и ловких движений является таким же высоко ценимым  достоинством – это и острый музыкальный  слух, цепкая музыкальная память и  хорошее чувство ритма.

Важнейшим показателем музыкальности, стимулирующим ее развитие, можно считать потребность ребенка в общении с музыкой, не ограниченной ее массовыми формами бытования. Характеризуя музыкальность, особое внимание необходимо обратить на музыкально одаренных детей и детей с недостаточным музыкальным развитием.

Музыкальная одаренность – музыкальность, которая проявляется во всех видах музыкальной деятельности и отражает высокий, неординарный уровень развития всех музыкальных способностей (в том числе общих: воображения, ассоциативного мышления, высокой степени концентрации внимания, волевых особенностей личности). Наличие ярко выраженной эйфории, вдохновения, экстаза., ярко выраженная увлеченность музыкальной деятельностью, полная погруженность в нее, удовольствие от самого процесса занятий музыкой.

Центральным стержнем музыкальной деятельности является музыкальное мышление, развитость которого во многом характеризует музыкальность ребенка. Благодаря музыкальной речи создается контакт между композитором – исполнителем – слушателем, устанавливается духовное общение. С помощью музыкальной речи устанавливается контакт личности с музыкой, с музыкальным произведением.

Музыкальное мышление возникает  на основе музыкальных ощущений, музыкального восприятия и оперирует звуковыми, музыкальными, художественными образами. Музыкальное мышление – это специфический  интеллектуальный процесс осознания  своеобразия, закономерностей, музыкальной  культуры и понимания произведений музыкального искусства. Специфика, своеобразие  музыкального мышления зависят от степени  развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной  среды, в которой живет и воспитывается  человек. Особенно заметны эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.

Креативность ребенка понимается как его творческие возможности, как предуготовленность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности.

В процессе и результате творческой деятельности рождаются  образцы детского творчества. Они  могут носить учебно-творческий («новое для себя») и объективно-творческий характер («новое само по себе»), что свойственно наиболее одаренным детям.

Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?

Прежде всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического  процесса. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для  прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слушания, прочувствования звучащей музыки. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное.

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей современных школьников