Характеристика возрастных особенностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания.

Содержание работы

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная методика Юля.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся

1.1. Теоретическая подготовка

1.2. Общая физическая подготовка

1.3. Средства профессионально-прикладной  физической подготовки

Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей

Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И  ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

4.1. Организация учащихся  на занятиях

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся

 

В средних и старших  классах обучаются юноши и  девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно  отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет  и юношеский возраст - юноши 17-21 год  и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна  и позволяет установить лишь ориентировочные  границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15-20 лет характеризуется  поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и  размеров тела, расширение приспособительных  возможностей организма.

Формирование скелета  заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годам заканчивается  формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое внимание преподавателя  физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее  осанка, тем лучше условия для  функционирования внутренних органов  и организма в целом.

У женщин рост заканчивается  в 20-22 года, у мужчин в 23-25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается  относительная доля мышц в общем  весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в  меньшей мере, чем у мужчин. Вес  мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17-18 лет - 44,2%.

К 18-21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной  системы и вегетативных систем. Нервные  процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает  над тормозными процессами.

В возрасте 11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры  сердца к 15-17 годам увеличиваются  в три раза в сравнении с  размерами новорожденных. Объем  полостей сердца в 13-15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250-300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от 14 до 18) - на 60 - 70%. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15-20 лет у 10 - 15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет - у  юношей 65-70, у девушек 70-75 ударов в  минуту.

В обеспечении снабжения  тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14-16 лет составляет 18с, а  у взрослых - 17-29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.

С возрастом происходят изменения  и в дыхательной системе с  ростом тела потребность в кислороде  увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110-130 мл, у взрослого же всего лишь 80-100 мл. Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14-16 лет - 45 л, в 17-18 лет - 61 л в минуту. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости  организма к физическим нагрузкам  на быстроту, силу, гибкость зависят  от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и  более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23-25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17-18 лет и особенно в 15-16 лет необходимо строго дозировать.

В возрасте 15-16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы  и совершенствование нервно-мышечного  аппарата, создаются предпосылки  к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует  воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так  как условия для развития силы создают несколько позднее в 19-20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в средних и старших  классах совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического  развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические  возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического  воспитания важен индивидуальный подход.

 

1.1. Теоретическая  подготовка

 

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном движении и организации  физического воспитания; гигиенические  основы физического воспитания; теоретические  знания по гимнастике, легкой атлетине, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических  основ физического воспитания имеет  важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту - обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить  с основами техники различных  видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода  за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам  спорта должны содействовать спортивному  совершенствованию в избранном  виде спорта и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

Методы сообщения теоретических  знаний (уроки, беседы, теоретические  сведения в процессе занятий физическими  упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

 

1.2. Общая физическая  подготовка

 

Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь  в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и  спортивным играм представляют собой  единый процесс физического воспитания.

Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация  движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная  устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая  школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная  физическая подготовленность для успешного  выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую  роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой  недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное  и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной  работе в школах содействует более  успешному выполнению учащимися  требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в  длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе  физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При  ходьбе на лыжах вовлекается в  работу весь двигательный аппарат, укрепляется  мышечная система, особенно ног, плечевого  пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность  ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими  видами физической подготовки и в  первую очередь гимнастикой и  легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с  лыжами и на лыжах, изучение техники  лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди  различных средств физического  воспитания учащихся профтехучилищ  определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено  занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут  сами выбрать спортивную игру, для  культивирования которой в училище  наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство  коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам  коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют  важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию  организма.

Обучение плаванию имеет  большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в  быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно  также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое  оздоровительное, воспитательное и  прикладное значение. Туристические  походы проводятся во внеучебное время - в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей учащихся