Характеристика возрастных особенностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания.

Содержание работы

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная методика Юля.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Туризм предоставляет  широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия  этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и  привитие интереса к туристическим  походам способствуют внедрению  этого ценного средства физического  воспитания в быт учащихся.

 

1.3. Средства профессионально-прикладной  физической подготовки

 

В качестве средств физической подготовки используют главным образом  физические упражнения.

В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности  выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую  выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных  видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью  них можно укрепить мышцы, на которые  приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования  вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических  качеств - волевых, внимания, реакции  на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних  на развитие психических качеств  неодинаково. Специфика каждого  конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических  функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени  развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых  качеств, способствуют занятия всеми  видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности  и др.

 

Глава II. Особенности  обучения и тренировки детей и  юношей

 

Методика учебно-тренировочной  работы с детьми и. юношами по спортивным играм исходит из общих положений  педагогики и теории физического  воспитания. Основу этой методики - составляют:

1. полное соответствие  используемых методов особенностям  психофизического развития детей  и подростков;

2. осуществление специализации  на базе всесторонней физической  подготовки;

3. строгое соблюдение  принципов доступности, постепенности  и систематичности;

4. органическое единство  обучения, тренировки и воспитания;

5. овладение спортивной  специализацией на основе широкой  универсальности;

6. тесное сотрудничество  педагогов, врачей, родителей и  школы.

Исходным пунктом правильной организации занятий с детьми и подростками должно быть глубокое понимание исключительно важного значения всесторонней физической подготовки. Иначе узкая спортивная специализация нарушит естественный ход развития организма и ослабит здоровье занимающихся. Поэтому одна из главных задач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всесторонней физической подготовки со спортивной специализацией.

Результаты спортивной тренировки в большой мере зависят и от того, насколько удачно сумеет преподаватель  организовать обучение технике и  тактике; сделать его интересным и доступным для понимания  данной возрастной группы. Почти на всем протяжении занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводится комплексному игровому методу (игра - обучение - игра). И лишь когда возраст детей  достигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический  метод (упражнение-игра - упражнение).

Особое значение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность  процесса обучения. Однообразные, скучные  занятия не дают хороших результатов  и являются главной причиной большого отсева занимающихся. Чем младше возраст  детей, тем больше потребность в  эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом: 1) разнообразия средств, методов и форм работы; 2) использования игровой соревновательной формы упражнений и большого количества игр; 3) чередования регламентированной и свободной деятельности динамического характера; 4) постановки конкретных целей, доступных возможностям занимающихся; 5) создания дружеских отношений в коллективе и между занимающимися и преподавателем; 6) регулярного участия в соревнованиях.

Для занятий спортивными  играми группы создаются из детей  одинакового возраста и пола. В  каждой из этих групп дети занимаются, как правило, до двух лет. Из младших  школьников (8 - 10 лет) комплектуются  подготовительные группы. Школьники 11 - 12 лет входят в группы начальной  подготовки. В подростковые группы включаются школьники, достигшие 13-14 лет. Из юношей формируются две группы - младшая (15-16 лет) и старшая (17-Шлет).

Перед каждой из групп ставятся свои. задачи. Так, в подготовительных группах главное внимание уделяется отбору кандидатов для систематических занятий избранным видом игр, укреплению здоровья и улучшению физического развития, повышению уровня физической подготовки; изучению основ техники и тактики и освоению процесса игры по упрощенным правилам; подготовке и сдаче норм ГТО. В группе начальной подготовки решаются задачи комплектования, развития быстроты, ловкости, координации и способности к ориентировке; изучения техники и тактики; освоения правил игры и сдачи нор комплекса ГТО. В подростковой группе основное внимание уделяется совершенствованию физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости; овладению техникой и тактикой игры; участию в официальных соревнованиях и сдаче норм ГТО.

В младшей юношеской группе ведущими задачами будут достижение высокого уровня разносторонности физической подготовки, осуществляемой на основе комплексного сочетания средств, направленность на развитие ловкости, скоростно-силовых  качеств и специальной выносливости; изучение и совершенствование техники  и тактики; приобретение соревновательного  опыта, выполнение разрядных требований; сдача норм комплекса ГТО и  получение звания «Юный судья  по спорту».

При занятиях со старшими юношами  ведущими становятся задачи достижения высокого уровня специальной физической подготовленности; совершенствования  техники игры и ее индивидуализация; овладения всеми тактическими средствами и формами ведения игры; накопления соревновательного опыта. Старшие  юноши готовятся к выполнению разрядных требований, получению  звания инструктора-общественника  и судьи по спорту, к сдаче норм III ступени комплекса ГТО на золотой  значок.

Различие в задачах  учебно-тренировочной работы с разными  контингентами школьников требует  выделения на отдельные стороны  подготовки различного объема учебного времени. На всем протяжении периода  тренировки в детских и юношеских  командах почти равное время отводится  физической подготовке и изучению техники  и тактики. Причем вначале большее  место занимает физическая подготовка.

В подготовительной группе на занятия по физической подготовке отводится 60%, в группе начальной  подготовки - 50% учебного времени. Затем  удельный вес физической подготовки постепенно сокращается, достигая в  старшей юношеской группе 35-37%. Соответственно увеличивается объем учебного времени, используемого на технико-тактическую  подготовку. В подготовительной группе для этого выделяется 40%, в группе начальной подготовки - 50%, в подростковой и-юношеских группах - 60-65% времени. Постепенно изменяется и соотношение между общей и специальной физической подготовкой. Работа над развитием специальных двигательных качеств впервые начинается в группах начальной подготовки, где на эти цели выделяется пятая часть времени, отводимого физической подготовке. Затем это соотношение все более выравнивается, достигая в старшей юношеской группе 50% времени, используемого с этой целью. Практически неизменным остается лишь только соотношение времени, выделенного на теоретическую подготовку (2%), хотя в абсолютных цифрах количество часов, посвященных изучению теории, увеличивается.

Физическая подготовка в  детских группах складывается из общей и специальной подготовки. При этом общая подготовка основывающаяся на комплексе ГТО, занимает основное место и' предшествует углубленной работе над специальными качествами. В начале специализированных занятий на физическую подготовку выделяется более половины всего учебного времени, затем ее доля уменьшается. На начальном этапе подготовки занятия основным видом спорта полезно сочетать с использованием разнообразных упражнений иного характера и занятиями другими видами спорта (например, хоккей сочетается с теннисом, баскетбол - с легкой атлетикой и т.д.). Позднее, с переходом на углубленную специализацию, другие виды спорта используются как дополнительные. Работа над специальной физической подготовкой начинается при достижении подросткового возраста. Однако и в дальнейшем большое место отводится общей физической подготовке.

В группах младшего возраста (7-12 лет) соотношение средств физической подготовки и средств изучения техники  и тактики на протяжении учебного года остается без существенных изменений. В среднем и старшем возрасте это соотношение меняется и зависит  от периода учебно-тренировочной  работы. Например, на физическую подготовку юных футболистов время по периодам (в%) может распределяться так (по А.М. Четырко): Во всесторонней физической подготовке детей младшего возраста главный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. В то же время параллельно, но не акцентируя на этом особого внимания, следует развивать силу и общую выносливость.

Организм детей младшего возраста нужно готовить к - специфической  нагрузке постепенно. Упражнения на развитие быстроты лучше всего проводить  с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для  занимающихся, используя для этого упражнения игрового характера.

Развитие быстроты и ловкости остается главной задачей и в  средней возрастной группе. Но теперь оно осуществляется главным образом  посредством упражнений с мячом, что позволяет приобрести специальные  качества, необходимые при объединении  движений с техникой владения мячом. Целенаправленное развитие силы и выносливости проводится прежде всего в форме силовых и комбинированных упражнений, одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого является метод круговой тренировки.

В старшем юношеском возрастете 16 лет) начинается углубленная работа над развитием специальных двигательных качеств, и особенно силы и выносливости. Быстрота движений без мяча и с мячом все более объединяется с техническими навыками. В подготовительном периоде большое внимание уделяется силовым упражнениям. Выносливость развивается с учетом физической подготовленности занимающихся. При этом придерживаются принципа большей частоты при сравнительно меньшей интенсивности нагрузок. В отдельные периоды нагрузка приближается к соревновательной. С этой целью может быть использован интервальный метод тренировки. Самое большое увеличение нагрузки должно падать на последнюю треть занятий. Использование высоких нагрузок в старшем юношеском возрасте следует рассматривать как необходимую предпосылку к достижению высоких результатов в последующие годы.

Отсутствие должного внимания к воспитанию у юношей привычки всегда действовать на поле с максимальной быстротой и отдачей сил может  привести к закреплению неправильного  навыка игры вполсилы на замедленной  скорости. В дальнейшем эта привычка может стать препятствием к достижению высокого мастерства.

Физическая подготовка детей  осуществляется в основном при помощи тех же средств, что и у взрослых. При этом огромное значение приобретает  широкое использование подвижных  игр, упражнений с предметами и специальных  упражнений с мячом.

В общем виде методическая последовательность физической под-. готовки детей и подростков сводится к плавному переходу от развития быстроты, ловкости, динамической силы к развитию выносливости с последующим максимальным ее совершенствованием на занятиях избранным видом спортивных игр.

Большую пользу в занятиях с детьми приносят летние спортивно-оздоровительные  лагеря, где совершенствование в  игровых навыках проводится в  сочетании с самой широкой  физической подготовкой, на которую  выделяется до 65-75% учебного времени.

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей учащихся