Характеристика возрастных особенностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания.

Содержание работы

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная методика Юля.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Техническая и тактическая  подготовка детей отличается некоторыми особенностями. При обучении детей  технике игры с гораздо большей  последовательностью, чем в занятиях со взрослыми спортсменами, нужно придерживаться правила от главного к второстепенному, а при обучении тактике - от общего к частному. При этом чем меньше возраст занимающихся, тем более точно надо следовать этим принципам. Необходимо избегать и характерных ошибок я подготовке детей. В погоне за очками некоторые тренеры основной упор делают на отбор физически одаренных ребят, с которыми сразу ведется работа главным образом над тактикой командной игры. Вначале команды, скомплектованные подобным образом, выигрывают, но затем темпы роста их резко замедляются: сказывается отсутствие у юных игроков солидного технического фундамент. Восполнить этот пробел в дальнейшем очень трудно.

В занятиях с детьми, как  уже говорилось, ведущее место  должен занимать игровой метод. При  изучении отдельных элементов очень  важно максимально использовать игры и игровые упражнения.

Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, затем на точность и быстроту. Потом переходят к упражнениям, включающим в себя соревнования с противником, противоборствующим заранее обусловленным образом, после этого применяют упражнения в соревновании с противником, действующим произвольно, и, наконец, самыми последними используют игры подвижные и избранную). В младшем возрасте использование игр в одном занятии может достигать 50-60% учебного времени.

При использовании игрового метода следует избегать применения тех же игр, что и в занятиях со взрослыми спортсменами, и двусторонней игры как единственного метода обучения тактике.

В обучении детей, особенно младшего возраста, главное место  занимают разнообразные подвижные  игры. Посредством их осуществляется обучение и технике и тактике  избранной спортивной игры. В этих играх совершается последовательный переход от не командных игр к  играм с разделением на команды. Чтобы облегчить усвоение изучаемого материала, вначале используются игры в которых играющие не вступают в непосредственную борьбу друг с другом. Затем предлагаются игры с борьбой за мяч, где у нападающих всегда имеется численный перевес над защищающимися.

На последнем этапе  шансы команд уравниваются, снимаются  и всякие ограничения в передвижении игроков по площадке. Теперь от игр, приближенных к изучаемой спортивной игре, переходят к упрощенным ее вариантам (игра в уменьшенных составах, с разделением поля на зоны и т.д.).

При разучивании нового материала  основным в занятиях с детьми должен быть метод целостного обучения, применяемый  в сочетании с подводящими  упражнениями. Метод расчлененного  обучения используется изредка, главным  образом когда движение очень сложное, или при разучивании многоходовых тактических комбинаций. Целостное обучение полезно начинать с движения без мяча. Изучение отдельных приемов должно проходить с соблюдением такой последовательности: 1) от движений без мяча к движениям с мячом; 2) от упражнения на месте к упражнению во время бега! 3) от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным; 4) от движений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым с соревновательной скоростью.

Занятия с детьми 7-9 лет  в таких играх, как теннис, хоккей, баскетбол, имеют целью заинтересовать детей игрой и подготовить  к последующей специализации. В  это время осуществляется общее ~ ознакомление с содержанием и  правилами игры, прививаются некоторые  элементарные и необходимые навыки (например, передвижение на коньках  в хоккее). Все обучение проводится через всевозможные игры, особенно подводящие. Важно больше показывать, чем объяснять. Особенно полезно  преподавателю самому включаться и  игру, показывая детям образцы  правильной техники и тактики.

В роботе с детьми 10-12-летнего  возраста главный упор делается на овладение техникой и индивидуальными  тактическими действиями. Основным средством  подготовки по-прежнему остаются игры, приспособленные к возрастным возможностям занимающихся. Чтобы формирование навыков проходило правильно, целесообразно прежде всего уменьшить вес и размеры используемого инвентаря (например, уменьшить размер мяча л высоту кольца в баскетболе, размер ворот в футболе). Можно также снижать нагрузку, сокращая размеры площадки, время игры и увеличивая количество перерывов в игре. Кроме того, практикуется упрощение правил, увеличение числа замен с обязательным участием в игре каждого заявленного в протоколе и т.д.

Наряду с практическим овладением техникой и тактикой в 10 - 12-летнем возрасте полезно начинать систематическое изучение правил и  теории игры.

В, занятиях с детьми очень  важно уделять серьезное внимание развитию зрительной ориентировки. Специальные  упражнения, развивающие этот навык, выполняются как в основной, так  и в подготовительной части урока. Учитывая сложность ориентировки в  соревновательной игровой обстановке при изучении тактических навыков, целесообразно чаще использовать игры в уменьшенном составе (2X2, 3x3, 4Х4, и т.д.).

В большинстве случаев  ошибки при обучении детей техническим  приемам бывают общими. Устраняются  они повторным объяснением, упрощением выполнения, расчленением движения. В  исправлении ошибок важна наглядность. Поэтому надо показывать детям и  правильное и неправильное выполнение приема и давать им такие задания, при которых они вовремя могли  бы видеть' результат своих действий. Ошибки, возникающие из-за слабой физической подготовки, устраняются индивидуально.

Урок с детьми младшего возраста должен отличаться особым разнообразием  материала и форм работы. Этого  можно достичь решением в уроке  не одной, а двух-трех различных задач. Важно, чтобы используемые упражнения носили комплексный характер и включали в себя несколько различных движений. При обучении технике и тактике нужно подбирать упражнения с конкретной игровой обстановкой, иначе они будут непонятны детям и не вызовут у них интереса.

Для занятий с подростками 13-15 лет характерна значительно большая глубина технико-тактической подготовки. Главная задача учебно-тренировочной работы состоит в уточнении и совершенствовании основных элементов игровой деятельности, приобретении навыков индивидуальных и групповых действий в наиболее часто повторяющихся игровых ситуациях. В этом возрасте важно завершить изучение технических приемов и устранить имеющиеся ошибки.

Изучение игровых действий проводится аналитико-синтетическим  методом, когда определенные игровые  положения делятся на типовые  комбинации и последовательно изучаются  входящие в них индивидуальные и  групповые действия, которые затем  соединяются. Освоение отдельных элементов, как и прежде, должно проводиться  с использованием большого количества игр и игровых упражнений (1x1, 2X1, 3X2, 3X3 и т.д.). Шире используются двусторонние игры с неполными и полными составами команд; Важное значение при этом имеет руководство действиями играющих, осуществляемое предварительной постановкой задач, введением дополнительных условий, остановками игры и объяснением ошибок. Однако надо проявлять известную осторожность, так как обилие установок, строгая регламентация игры, большие паузы ведут к потере занимающимися интереса к игре. Углублению теоретических знаний способствуют разборы проведенных игр.

Для облегчения усвоения материала  в урок включается изучение не более  одного - двух технических приемов  и чередуются упражнения менее интересные с упражнениями эмоционального характера, упражнения с интенсивной нагрузкой - с моментами относительного отдыха и упражнения на месте - с упражнениями в движении. Такой характер занятий  менее утомителен и позволяет  сохранять быстроту движений, что  очень важно для правильного  формирования стереотипа игровой деятельности.

В стремлении побыстрее овладеть высокой техникой подростки обычно слепо копируют игру мастеров. Здесь им надо помочь отбросить ненужное и вредное. Наблюдения за разными игроками, сравнения должны помочь создать собственный стиль выполнения приемом.

Помня об интересе подростков к овладению сложными приемами, преподаватель  должен подбирать упражнения так, чтобы  изучение сложных и более простых  приемов объединялось. Больше всего  это замечание относится к  изучению защитных действий, которыми ребята интересуются в гораздо меньшей  мере.

Обучая тактическим системам игры, тренер Должен применять варианты, основанные на простейшем взаимодействии игроков, что отвечает стремлению детей  к постоянной активности в игре.

До 12-14 лет еще долженпреобладать универсализм в игровой подготовке. К специализации на отдельных игровых местах следует переходить позже, когда будет достигнута достаточная разносторонность игровых умений.

Особенно внимательно  нужно подходить к планированию игровой нагрузки. Количество и трудность  соревнований должны соответствовать  реальным возможностям детей и не вызывать у них нервного и физического  перенапряжения.

Так, например, юным футболистам 12-13 лет рекомендуется в соревновательном периоде проводить не более 10 двусторонних и 16 товарищеских игр; 13-15 лет - 6 двусторонних, 4 товарищеских и 18 календарных игр, т.е. примерно одно состязание в неделю. Так же подходят и к соревнованиям  юных баскетболистов: до 11 лет - не более 5 официальных игр; в 11-12 лет ~ - до 10, в 13 - 14 лет - до 20, а в 15-18 лет - до 30-40 календарных  игр. В целом технико-тактическая  подготовка команд подростков (13 - 16 лет) занимает более половины всего времени (50-55%).

Методика работы с юношами  и девушками старшего - возраста (16-18 лет) заметно отличается от методики работы с предшествующими группами. Уровень подготовки юношей и девушек  старшего возраста позволяет приблизить методику работы с ними к методам  работы со взрослыми. Важнейшей задачей в занятиях со старшей группой нужно считать достижение высокого совершенства в выполнении всех технических приемов и овладение тактикой командной игры. Техническое мастерство растет, только с приобретением умения эффективно применять изученные приемы в игре. Поэтому совершенствовать технико-тактическую подготовку в старших группах целесообразно в условиях, максимально приближенных к игровым (используемые упражнения, как правило, должны представлять собой отдельные фрагменты игры, а не случайное сочетание различных приемов).

Хорошее владение техникой позволяет значительно повысить требования к тактически правильному  ведению игры. Центр тяжести теперь переносится на групповые и командные  действия. Используемые тактические  схемы необходимо полностью согласовывать  с уровнем технической подготовки занимающихся. Основное внимание уделяется развитию творческой инициативы, гибкости тактической мысли, приобретению умения свободно пользоваться основными тактическими системами. В связи с этим особую роль играет повышение количества и трудности соревнований, углубление знания теории и методики игры.

Морально-волевой подготовке юных спортсменов преподаватель  должен уделять, постоянное и самое  серьезное внимание. Конечной целью  должно стать воспитание активных строителей коммунизма, готовых к труду и  защите Родины.

В занятиях с детьми младшего возраста в центре внимания преподавателя  находятся вопросы воспитания коллективизма  игровых действий и правильного  поведения в игре, Хорошим воспитательным средством является привлечение  ребят к выполнению ролей капитана, судьи, тренера. Развитию воли и трудолюбия помогает использование домашних заданий.

В работе с детьми особое значение имеют похвала и поощрение. Насколько возможно, похвалу нужно  адресовать всему коллективу и только в редких случаях отдельным игрокам, так как постоянное восхваление  может вызвать зазнайство, пренебрежительное  отношение к товарищам по команде.

Вопросы воспитания коллективизма  в игре сохраняют свое значение и  при занятиях с детьми среднего возраста, где требование к коллективности действий еще более повышается. Для  обеспечения единого и глубокого  воспитательного воздействия на детей создается прочная связь  между спортивной секцией, семьей и  школой. Особое значение приобретает  индивидуальный подход к занимающимся.

Участие в соревнованиях  нужно использовать для воспитания моральных качеств: скромности, ответственности  перед командой, корректного отношения  к противнику и др. Неуравновешенность подростков вынуждает с особым вниманием  следить за моментами, где возможны срывы в поведении: грубость, противопоставление себя коллективу, недисциплинированность. Подростки высоко ценят свой авторитет  среди товарищей. Поэтому тренеру  прежде всего нужно создать такой  коллектив, который мог бы Оказывать на каждого занимающегося серьезное воспитательное воздействие. Нужно, как указывал А. С, Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами команды или организации; нужно умерить всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде; нужно, наконец, добиться спокойного отношения к удачам и неудачам».

Самым решительным образом  надо бороться с попытками подростков начать курить. К юношам и девушкам старшего возраста предъявляются более  высокие требования. Теперь в распоряжении преподавателя находится весь арсенал  средств и методов воспитательного  воздействия. Повседневная, терпеливая воспитательная работа обязательно  должна основываться на знании особенностей возрастного развития и личности каждого ученика.

Внимание преподавателя прежде всего должно быть направлено на воспитание у занимающихся сильной воли, трудолюбия, критического отношения к своему поведению и стремления к устранению своих недостатков.

Воспитывая честность  в спортивной борьбе, тренер не должен пропускать ни одного случая грубости, неспортивного поведения. Необходимо также бороться против стихийности  в игре, которая ведет к закреплению  многих ошибочных навыков, порождает  индивидуализм, зазнайство и эгоизм.

В воспитательном отношении  большую пользу приносят установки  на игру и последующие разборы  игр. Нужно подчеркивать заслуги  всего коллектива и анализировать  игру каждого занимающегося. Здоровая товарищеская критика может стать  лекарством против многих «болезней».

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей учащихся