Характеристика возрастных особенностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания.

Содержание работы

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная методика Юля.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Полезны также беседы преподавателей и врача о тренировке и гигиене  спортивного режима. Большое воспитательное значение имеют встречи с выдающимися  спортсменами, просмотр спортивных кинофильмов, совместные посещения соревнований взрослых спортсменов, культпоходы  в кино и театр.

Совместные посещения  спортивных и культурных мероприятий  не только помогают создать идеал  настоящего советского спортсмена, но и сплачивают коллектив, расширяют  культурный уровень занимающихся.

 

Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

Одна из главных задач  общей физической подготовки в школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки  зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором  взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств, положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает  развитие остальных.

Принцип всесторонности физического  воспитания на занятиях с учащимися  приобретает особое значение. В подростковом и юношеском возрасте еще не завершено  формирование организма. Необходимо целенаправленно  воздействовать на него в период обучения учащихся в школах.

Осуществляемое в неразрывной  связи с обучением физическим упражнениям это воздействие  должно способствовать эффективному проявлению тех физических качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки.

Педагогический опыт свидетельствует  о том, что даже при условии  двух уроков физ., воспитания в неделю можно добиться положительных результатов  в развитии у учащихся основных двигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.

Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени  развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся. Например, при помощи бега на 30 м  со старта в основном развивается  быстрота, при помощи упражнений со штангой - мышечная сила.

Эффект воздействия физического  упражнения на развитие физических качеств  во многом определяется методикой его  применения. Например, однократное  выполнение упражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной силы и скоростно-силовых качеств, а  многократное выполнение этого же упражнения, но с несколько меньшим отягощением - развитию силовой выносливости.

В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Для подростков и юношей желательна более поздняя спортивная специализация при предварительной  физической подготовке на протяжении ряда лет. Нецелесообразно преждевременно начинать скоростную узкоспециализированную подготовку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в  развитии быстроты движений, лучше  использовать преимущественно скоростно-силовые  и силовые упражнения.

Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начать движение и т.п. Выход  со старта следует тренировать, изменяя  длительность пауз между предварительной  и исполнительной командами.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции являются спортивные и подвижные  игры.

В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляется главным образом  в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умения быстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для  развития быстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий бег и др.

Основное средство развития быстроты - упражнения, выполняемые  с максимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50-60 м, со старта и с хода на 30-50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.

Быстрота в значительной степени обусловлена высоким  уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты - комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых  упражнений, а также комплексов специальных  подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом  развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения - скоростно-силового (без отягощения и с небольшим  отягощением), с предельной и около  предельной скоростью, в облегченных  условиях).

Значительное место в  системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координации  движений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобы  гармоничное развитие всей мускулатуры  сочеталось со способностью проявлять  мышечную силу в определенных движениях. Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возрастаукрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического характера в различных условиях.

Наиболее эффективны для  развития силы у подростков динамические упражнения с отягощениями малого и  среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой при условии правильного  дозирования их и тщательного  учета возрастных особенностей и  уровня подготовленности учащихся.

Применение оптимальных  по объему силовых нагрузок позволяет  за короткий срок добиться у юношей 15-17 лет увеличения мышечной силы на 18-20%, а силовой выносливости-на 35-45%.

Для более разностороннего  воздействия на силовую подготовленность учащихся и повышения эмоциональности  занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16, 20, 32 кг) следует  использовать упражнения с мешком, наполненным песком, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г, пружинными и  резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развивают мышцы  кисти рук и протяжении ряда лет. Нецелесообразно преждевременно начинать скоростную узкоспециализированную подготовку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в развитии быстроты движений, лучше использовать преимущественно скоростно-силовые и силовые упражнения.

Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по сигналу принять определенную позу, начать движение и т.п. Выход  со старта следует тренировать, изменяя  длительность пауз между предварительной  и исполнительной командами.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции являются спортивные и подвижные  игры.

В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота проявляется главным образом  в частоте движений. Высокий темп движений зависит от умения быстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными упражнениями для  развития быстроты и овладения искусством расслабляться являются бег на месте  в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть максимальной частоты движений; максимально быстрые  движения рук; семенящий бег и  др.

Основное средство развития быстроты - упражнения, выполняемые  с максимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег с ускорением на 50-60 м, со старта и с хода на 30-50 м, бег на 60, 100 и 200 м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту; бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.

Быстрота в значительной степени обусловлена высоким  уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты - комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых  упражнений, а также комплексов специальных  подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом  развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения - скоростно-силового (без отягощения и с небольшим  отягощением), с предельной и около  предельной скоростью, в облегченных  условиях).

Значительное место в  системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координации  движений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобы  гармоничное развитие всей мускулатуры  сочеталось со способностью проявлять  мышечную силу в определенных движениях. Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возрастаукрепление мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения проявлять усилия динамического характера в различных условиях.

Наиболее эффективны для  развития силы у подростков динамические упражнения с отягощениями малого и  среднего веса. Целесообразны упражнения со штангой при условии правильного  дозирования их и тщательного  учета возрастных особенностей и  уровня подготовленности учащихся.

Применение оптимальных  по объему силовых нагрузок позволяет  за короткий срок добиться у юношей 15-17 лет увеличения мышечной силы на 18-20%, а силовой выносливости-на 35-45%.

Для более разностороннего  воздействия на силовую подготовленность учащихся и повышения эмоциональности  занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16, 20, 32 кг) следует  использовать упражнения с мешком, наполненным песком, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г, пружинными и  резиновыми эспандерами и др. Упражнения с гантелями развивают мышцы  кисти рук и грудные, с гирями - мышц спины и ног, со штангой легкого веса - эффективны для всех мышц".

Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного выполнения упражнения с отягощением  среднего веса: метод максимальных усилий (с отягощениями около предельного  и предельного веса) и метод  динамических усилий (повторное выполнение скоростно-силового упражнения).

Для развития мышечной силы и силовой выносливости рекомендуется  круговая тренировка. Круг (цикл) может  состоять из таких упражнений: скачки через гимнастические скамейки (3-4 раза), приседания с весом в руках, переходы из положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой, прыжки на двух ногах через 2-3 барьера и другие упражнения. На упражнения затрачивают примерно 15 мин-три-четыре круга (цикла). По мере развития силы и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременно усложняют упражнения.

Кроме этого, периодически можно  увеличивать тренировочную нагрузку: повышать вес отягощения, увеличивать  число подходов к снаряду и  др. Однако не надо забывать, что чрезмерно  быстрое форсирование силовой нагрузки может привести к утомлению или  даже перетренированности. Поэтому  необходимо правильно дозировать силовые  и скоростно-силовые упражнения с учетом возраста учащихся.

Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической  подготовленности учащихся. Развить  скоростно-силовые качества можно  с помощью скоростно-силовых и  собственно силовых упражнений.

Наиболее распространенными  являются прыжковые упражнения, и  им в процессе физического воспитания отводится значительное место.

Степень скоростно-силовых  качеств у подростков и юношей зависит в основном от способности  максимально проявить мышечную силу в небольшой промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений, и это обусловливает  более эффективное проявление скоростно-силовых  качеств.

Основными средствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях с учащимися являются прыжки, бег  на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатлетические  прыжки, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

Методами воспитания скоростно-силовых  качеств у юношей являются метод  повторного выполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

Развитие общей выносливости имеет важное значение для всесторонней физической подготовленности учащихся.

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей учащихся