Особенности современного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Современная хореография - динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета. Развиваясь в течении последних 40 лет, эта техника танца сформировала свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания. Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря современной хореографии, состоит в том, что в единое целое (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем - антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно эта всеядность позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современной хореографии. В последнии годы наблюдается все больше миксовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти прежде всего что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И это естественный процесс интеграции.

Файлы: 1 файл

совр 1.docx

— 33.14 Кб (Скачать файл)

Современная хореография - динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета. Развиваясь в течении последних 40 лет, эта техника танца сформировала свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания. Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря современной хореографии, состоит в том, что в единое целое (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем - антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно эта всеядность позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современной хореографии. В последнии годы наблюдается все больше миксовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти прежде всего что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И это естественный процесс интеграции. Поэтому в настоящее время не ставятся, какие-то строгие рамки, главное - творчество. Овладение профессиональными навыками и освоение репертуара ы современной хореографии подчинены максимальному развитию творческих способностей. Собственно сама работа с подобными коллективами должна являться единым творческим процессом, где учащиеся постепенно развивают свои способности и, со временем, совместно с педагогом включаются в творческую деятельность при создании новых пластических решений, танцевальных композиций, а, может быть, и создания репертуара. В настоящее время достаточно остро стоит проблема популяризации творческого подхода в работе с коллективами современной хореографии.

Сегодня искусство современной хореографии, как никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику, образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому выражению передовых идей современности. Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности. Современная хореография непосредственно связана с новаторскими поисками художественного освоения объективной реальности, его насущные проблемы входят в общее русло проблем эстетики. Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность. Если подвести черту под всем ранее сказанным, то это и есть основное отличие и специфика хореографии и современного танца как такового, от других видов искусства. Носителем данного вида искусства, как правило, являются хореографические коллективы. Соответственно, специфика хореографического искусства накладывает свой отпечаток на работу таких объединений, в том числе и любительских. Если присмотреться к участникам хореографического коллектива, то это люди, объединенные общим интересом к конкретному танцевальному направлению, собранные воедино руководителем - хореографом. У подобного творческого объединения всегда есть определенная цель, - формирование многосторонней творчески развитой личности посредством хореографического искусства. Одна из первых задач - постоянное качественное совершенствование и рост исполнительских возможностей, а так же развитие и пополнение творческого потенциала и самого руководителя и участников, что само собой дает мощный толчок и для повышения общего уровня всего коллектива. Конечно, настоящее время особой популярностью пользуются коллективы современной хореографии. И это не случайно, так как именно этот вид хореографического искусства имеет необозримые возможности в творческом аспекте. Современная хореография, имея свои определенные принципы, собрав в себе все самое ценное и прогрессивное из других танцевальных школ, дает бескрайний простор полету творческой мысли. Возможность изобретать новую пластику движения, развивать и воплощать ее на сцене, возможность самовыражения и самореализации и есть самое главное специфическое отличие работы коллектива современной хореографии.

Современный танцевальный стиль доступен каждому, независимо от происхождения, статуса, возраста и пола. Зарядиться энергией от зажигательной мелодии, позитивом от общения с друзьями может любой, выучивший несколько основных танцевальных па и разнообразивший их, в зависимости от своей фантазии.

     Уже само название говорит о том, что живущие ныне люди стали свидетелями появления и распространения этих танцев. Термин охватывает большое количество разнообразных по стилю и характеру исполнению танцев, непохожих друг на друга. Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве.

     Предыстория современного танца начинается в начале 20-го века, когда Айседора Дункан и ряд ее единомышленников бросили вызов традиционной классической хореографии. Они создали свои школы модерн-балета - искусства, свободного от условностей. Личной философией Айседоры Дункан был танец, который в первую очередь выражал личность, был неповторимым и индивидуальным, и, одновременно с этим, являлся инструментом самопознания. Она реформировала все искусство танца, привнеся в него не отточенность балетных движений, но пластику поз, музыку, костюм, в том качестве и количестве, которых просто не бывает в классическом балете. Гармоничное слияние всех этих компонентов и рождало танец великой Дункан, которой восхищался весь мир. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремиться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.

Импровизация и свободная хореография – это основной принцип современного танцевального искусства. 20-й век принес много новых танцевальных видов и стилей, самые известные из которых буги-вуги, джазовые танцы, блюз, чарльстон, рок–н ролл, макарена, ламбада, латиноамериканские танцы. В начале 20-го века распространение получили танцы в стиле диско, хип-хоп, брейк-данс, хастл, крамп, тектоник, ритм-энд- блюз и другие.

      Философией современной хореографии является формирование индивидуальных хореографических черт для каждого танцовщика, для этого и используется симбиоз различных танцевальных направлений. Этому направлению свойственно постоянное исследование различных движений и их комбинаций, усиленное знаниями о человеческом теле и приправленное философией танца. По словам некоторых любителей современной хореографии, этот танец – балет без правил, и любители классики не найдут в нем для себя ничего интересного. Однако не стоит настолько сильно разделять классический и современный танец, любой красивый танец – это искусство. А искусство объединяет.

    Современные танцы не имеют четких норм и стандартов. Их характерная особенность – акцент на свободе исполнения и импровизации. Демократия - политическая основа современного общества - проявляется и в хореографии. Каждый исполнитель имеет право на самовыражение в музыке, хореографии, изобразительном искусстве. Особенно это проявляется в культуре хип-хоп и в танцах, называемых уличными. Сегодня танцуем не так как вчера, а завтра – не так как сегодня – кредо современной хореографии. Главное – здесь и сейчас. Современные танцы отображают чувства и эмоции сегодняшнего дня. Некоторые из них, такие как рок-н-ролл, уже пережили пик своей повсеместной популярности, но, по-прежнему, любимы среди своих поклонников. Другие – такие как хип-хоп, брейк-данс, танцы в стиле ритм-энд-блюз, тектоник – популярны и доныне. Хастл, пожалуй один из самых любимых танцев современности, является, поистине универсальным. Появившись в конце прошлого столетия, он популярен сегодня и будет популярным еще долгое время. Секрет такой всенародной любви в том, что хастл можно танцевать в любой ситуации – на дискотеке, вечеринке, танцполе – с любым партнером, под любую музыку. Танцевальные движения отличаются простотою и доступны даже новичкам. Современные танцы включают в себя множество видов и стилей. Объединяет их все сфера применения и демонстрации своего искусства. Почти все танцы 20-го, 21-го столетия танцуются на дискотеках, ночных клубах. 20-й век принес еще один способ демонстрации хореографического мастерства – баттлы – импровизированные соревнования танцоров. Вбирая в себя все новые тенденции, современные танцы не перестают видоизменяться.


        Современный танец как жанр хореографического искусства, появившейся относительно недавно, порождает вокруг себя немало споров: начиная от его определения и структуры и заканчивая спорами о наличии или отсутствии языковой системы. Во внешних отличиях данного направления в современном танце можно проследить несколько особенностей:

    • взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела;
    • наличие большого количества ведущих точек вектора;
    • визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные;
    • поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.

      Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж и т.п. Но только современный танец может касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Абсолюту. На сегодняшний день он получил широкое распространение, но проблемы его определения и споры о нем не прекращаются.

Можно выявить следующие особенности современного танца:

1) отказ от сценария  как нормы, то есть на первый  план выходит ценность движения  и ценность танцевального текста, а не вербальная идея; работа  начинается с сочинения определенных  танцевальных фраз на собственном  танцевальном языке;

2) между хореографом и  танцором нет посредника, зачастую  хореограф является не только  руководителем, но и идеологом  труппы; как правило, руководитель  не насаждает своего собственного  мнения, позволяя актерам действовать  самостоятельно: он задает темы  для исследования; важно не ограничивать  актера строгими рамками;

3) присутствие эксперимента, импровизации, подвижной модели  «сюжета»; то есть зрителю не  навязывают окончательный вид  истории, а предлагают изменчивую  по воле зрителя модель мира;

4) важнейшие темы рассматриваемые современным танцем – это индивидуализм, эгоцентризм, экзистенциализм, то есть искусство современного танца персонифицируется, а это в свою очереди приводит к тому, что в данном жанре возникает много направлений, так как каждый человек в современном танце представляет собой определенное видение мира, а, следовательно, и новое направление;

5) для современного танца  характерно также сочетание элементов  драматического театра, пантомимы, текста, видео и многого для  выражения восприятия мира хореографом  и актерами; но используются они  не в качестве нормативных  средств, а как зерно, они перерабатываются  и выходят уже в новом облике, очень не похожие на первоначальный  свой вид.

6) в современном танце  отсутствует школа, здесь присутствует  техника;

7) техника каждого класса  основывается на танцевальном  языке – это пространственная  и временная организация танцевальных  единиц, это технология развития  движения, это понимание центра  и периферии, устойчивых и неустойчивых  положений и пр. Танцевальный  язык каждого хореографа формируется  на основе какого-либо другого  языка с добавлением других, но  при этом постепенно хореограф  нарабатывает свою собственную  лексику. Так как происходит заимствование  элементов языка одним хореографом  у другого, необходимо развивать  и дополнять танцевальный язык, иначе одной технике грозит  полное поглощение другой. Несмотря  на необходимость постоянного изменения, можно говорить о наличии «черт стройности и органичности», которые и позволяют нам говорить о танцевальном языке у конкретного хореографа: вырабатываются определенные, характерные только для него, способы выражения своих идей через некоторые элементы движения, также уникальные для каждого хореографа.

Contemporary Dance — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Важным моментом в Сontemporary dance как в современном  направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Данный вид предполагает собой максимальное  использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная  импровизация, релиз.

Техника релиз (Release based Technique) — техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.

Современная хореография имеет уникальную специфическую особенность стремительно развиваться, заимствуя какие - то технические компоненты, интересную манеру и стиль движений из других альтернативных, инновационных, иногда только формирующихся школ танца. Это позволяет в процессе репетиционной деятельности экспериментировать над новым материалом, интерпретировать его, создавать из различных по принадлежности к школам движений интересные миксты. Подобная особенность дает возможность предлагать участникам коллектива современной хореографии различные творческие задания, позволяющие им не только развивать свои творческие способности, но и принимать участие в процессе создания новаторских идей в области лексики, образов и постановочной работы в целом. Необходимо творчески подходить к построению каждой репетиции. Каждая из них должна быть выстроена так, чтобы мало походила на предыдущую, была целенаправленна, а рабочий материал варьировался так, что бы эта цель обязательно была достигнута. Как правило, такой творческий подход к репетиционной деятельности вызывает хорошую ответную реакцию, дает прекрасные результаты в творческой отдаче. Постоянно развивающееся большими темпами искусство современной хореографии требует к себе не только работоспособность, но и неординарность и творческость в подходе к нему. Таким образом, необходимость творческого подхода в работе с коллективом современной хореографии неоспоримо, и только при этом условии возможна полноценная творческая деятельность, дающая высокий результат и достижение основной цели, которую ставит перед собой руководитель и коллектив.

Любое искусство неразрывно связано с творчеством, а наличие творческого процесса говорит о том, что это искусство развивается, живет. В настоящее время современная хореография - один из видов искусства, который развивается наиболее стремительно и бурно. Возникшая в XX веке как альтернатива более консервативной школе классического танца, ее школа не только, набирая иногда немыслимые темпы, увеличивает свой диапазон, но и по-прежнему раскрывает перед своими последователями безбрежные возможности для исследования и новых творческих находок. Коллективы современной хореографии - плодородная почва для взращивания новых ростков открывателей в хореографическом творчестве. Единство интересов и грамотная организация работы руководителем подобного коллектива непременно дадут высокий результат. Однако, единожды получив его и успокоившись, такое объединение, остановившееся в развитии, непременно откатится назад. Для того, что бы этого не происходило, необходимо, что бы творческий процесс был в постоянном движении, шел поиск нового и неизведанного. Это реализуемо только при наличии творческого подхода ко всем сторонам работы с коллективом современной хореографии. Необъятные горизонты возможностей, которые предоставляет современная хореография, исследование этих горизонтов само собой подразумевает наличие творческого подхода как главного метода исследования и обязательного условия дальнейшего развития самого коллектива.

Информация о работе Особенности современного танца