Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

-         «Лепка и роспись филимоновской  красавицы»,

-         «Лепка и роспись курицы-свистульки».

  Программное содержание. Познакомить с филимоновской  игрушкой. Рассказать детям о  происхождении промысла (д. Филимоново  Тульской области).  Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки, елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции.

     Тема «Городецкие  узоры» состоит из занятий:

-         «Ознакомление с городецким промыслом»,

-         «Рисование купавки, розана и  листочка»,

-         «Рисование городецких птиц», 

-         «Рисование городецкого коня».

     Программное  содержание. Познакомить с городецким  промыслом. Рассказать детям о  происхождении данного промысла (г. Городец Нижегородской области).  Расширять представления об элементах  городецкой росписи: листики,  купавки, розаны и т.д. Учить выделять характерные особенности данного промысла (цветы, листья, птицы украшаются «оживкой»). Формировать умение выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Учить расписывать бумажные силуэты. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи.

     Художественно-творческая  деятельность детей 6-7 лет.

     Тема «Голубая  Гжель» состоит из занятий:

-        «Ознакомление с гжельской керамикой»,

-         «Рисование элементов гжельской  росписи»,

-         «Лепка и роспись гжельских  изделий».

     Программное  содержание. Познакомить детей с  историей гжельского промысла. Рассказать  детям о происхождении данного промысла (п. Гжель Раменского района Московской области). Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы, птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты. Знакомить со способом лепки скульптуры малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами.

     Тема «Русская  матрешка» состоит из занятий:

-         «Путешествие с матрешкой»,

-         «Копирование матрешек сделанных  в Сергиевом Посаде (Загорске)»,

-         «Копирование матрешек сделанных  в городе Семенове»,

-         «Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек».

     Программное содержание. Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

    Так же автор  данного пособия предлагает дополнительные  темы занятий, которые можно  включить в программу

  Тема «Богородские  деревянные игрушки». Программное  содержание. Продолжать знакомить  детей с народным и декоративно-прокладным искусством. Рассказать детям о происхождении данного промысла (с. Богородское близ города Сергиев Посад Московской области). Показать особенности художественной резьбы по дереву богородских мастеров. Рассказать, что материалом для изготовления богородских деревянных игрушек служит мягкая древесина осины, ольхи и липы. Учить детей видеть особенности данного промысла (игрушки, выполненные из дерева, обычно не окрашиваются; примечательным изделием богородских умельцев является движущаяся игрушка: «Кузнецы-молотобойцы», «Медведь и крестьянин», «Клюющие куры» и т.д.). Формировать желание создавать похожие игрушки из глины и пластилина. Учить передавать несложный сюжет игрушки в рисунке.

 

 

 

 Приложение Б

     После проведения  всех практических занятий нами  было подготовлено и проведено интегрированное развлечение «Веселая ярмарка».

   Целью ставилось  не только закрепление знаний, умений и навыков, а так же  расширение и развитие у детей  художественных представлений, духовных  потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

    Студия оформлена  для проведения интегрированного  развлечения «Веселая ярмарка». Столы подготовлены для работы  детей в «художественных мастерских»:

          1-я группа – филимоновские мастера;

          2-я группа – дымковские мастера;

          3-я группа – хохломские мастера;

          4-я группа – городецкие мастера;

          5-я группа – полхов-майданские  мастера;

          6-я группа – гжельские мастера;

          7-я группа – мастера по изготовлению матрешек.

       В горнице сидит хозяйка и поет песню «На улице дождик…». Входят дети в русских костюмах и встают около хозяйки, затем здороваются и низко кланяются.

    П е д а г о г .  Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

    Х о з я ю ш к а . Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба простая, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

     В е д  у щ а я .  Да, мы специально  пришли помочь. Правда, ребята? Давайте  приниматься за работу. Делу время,  потехе час.

     Звучит  русская народная мелодия. Дети  проходят в «мастерские», садятся  за столы и начинают работать; вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде, загадывают загадки.

Была бы охота, заладится  любая работа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда  заняты руки.

Делаешь наспех – сделаешь  на смех.

Птицу узнают в полете, а человека в работе!

Недаром говориться, что  дело мастера боится.

Упорство и труд –  все перетрут.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Без труда не вынуть рыбку  из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

     Дети приступают  к росписи изделий.

     В е д  у щ а я .  Вот мы сейчас  посмотрим, как работают наши  мастера (подходит к филимоновским  мастерам).

     П е д  а г о г .

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда  нас не покидала.

     1 - й   р е б е н о к .

С переливами поет, утром  будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … 

 

                                                       (Петушок)

     2 - й   р е б е н о к .

Вот индюк нарядный.

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

     3 - й   р е б е н о к .

Конь бежит – вся  земля дрожит,

В поле травушка-муравушка  ничком лежит.

 

   В е д у щ а я .  А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

     П е д  а г о г .

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все  кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково  назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски  – 

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в  силах взор.

И пошла о Дымке  слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в  пляс.

     1 - й   р е б е н о к .

 

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость  молодая

Ставшего искусством ремесла.

 

 

     2 - й   р е б е н о к .

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к  свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

     3 - й   р е б е н о к .

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

     4 - й   р е б е н о к .

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет

     В е д  у щ а я .  А вот и  хохломские мастера.

     П е д  а г о г .

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши  – 

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

     1 - й   р е б е н о к .

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку  народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши

Покупайте хохлому нашу!

     2 - й   р е б е н о к .

На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь

Ложки золоченые, узоры  крученые!

     3 - й   р е б е н о к .

Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!

Нет изделий краше  хохломы нашей!

     В е д  у щ а я .  Послушаем, что  скажут нам мастера, которые  делают матрешек.

     П е д  а г о г .

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас  живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще  одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой – 

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую – 

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая 

Куколка пузатая.

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд.

Сестры-куколки стоят.

–       Сколько  вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: –  «Восемь!»

     1 - й   р е б е н о к .

Мы матрешки, мы кругляшки.

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем – 

Только пыль столбом.

 

    2 - й   р е б е н о к .

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и  петь,

Вам за нами не успеть.

     3 - й   р е б е н о к .

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас  живут,

Всех матрешками зовут.

     4 - й   р е б е н о к .

Словно репка она  крутобока.

И под алым платочком  для нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

   5 - й   р е б е н о к .

Подходите, подходите.

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка.

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

     В е д  у щ а я .  А что нам  скажут про свои изделия гжельские  мастера?

     1 - й   р е б е н о к .

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –  быль или небыль?

Изделия рук золотых.

     2 - й   р е б е н о к .

Синяя сказка – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и  терпенье.

Русская звонкая Гжель!

     В е д  у щ а я .  А чем занимаются  полхов-майданские мастера?

     1 - й   р е б е н о к .

Взял я в руки кисть  и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий  сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

     2 - й   р е б е н о к .

На кургане пышно  маки расцвели.

Украшение для всей родной земли.

А на Полховском Майдане  детвора

Мастерит игрушки с самого утра.

     В е д  у щ а я .  А в этой  мастерской работают городецкие  мастера. Послушаем, что они  расскажут о своем промысле.

     1 - й   р е б е н о к .

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

     2 - й   р е б е н о к .

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают.

И кувшинки расцветают.

     В е д  у щ а я .  Вот и закончили  свою роспись народные умельцы.  Кончил дело – гуляй смело!  Солнце разгорается, наша ярмарка  открывается. Всех на ярмарку зовем!

     Звучит  русская народная мелодия «Хоровод»,  дети проходят в ворота на  ярмарку и садятся на стульчики.  Выходят Фома и Ерема.

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой