Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки, молодежи  и спорта

Автономной  Республики Крым

Республиканское высшее учебное заведение

«Крымский инженерно-педагогический университет»

 

Психолого-педагогический  факультет

Кафедра дошкольного образования

 

 

Дрозд Анастасия сергеевна

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ 

 С  УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

                                                          Научный руководитель:

                                                                       старший преподаватель, к. п. н,

                                                                   Э.Э.Бахича ______________

 

 

 

Симферополь – 2012

CОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ детей дошкольного возраста с украинской народной игрушкой

1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6

1.2. Методика ознакомления детей  с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15

Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке 
в старшей группе детского сада…………………..................................................23 
2.2. Проведения занятий 
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30 
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32 
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37 
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

 

 

 

 

 

 

Введение

  Народная игрушка как искусство, как объект игры, как предмет быта давно интересует ученых. Исследователи подчеркивают, что она формирует интерес к традициям родного народа, что ребенок через народную игрушку узнает историю жизни народа, формируются эстетические чувства и вкусы, ребенок приобщается к культуре родного народа.

  Народная педагогика требует воспитывать ребенка, учитывая возрастные особенности: "Гни дерево, пока молодое, учи детей, пока маленькие".

  На протяжении всего детства игра и народная игрушка занимает самое главное место в жизни ребенка. В игре дети воспроизводят труд взрослых, элементы трудовых действий. В своей игровой деятельности детей отражают то, что наблюдают в семейном кругу. У детей с малых лет воспитывается любовь к труду, дети усваивают знания об окружающей действительности. В играх для ребят развиваются выносливость, взаимовыручка, сила. В народе говорят "Где игра, там и радость".

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [6].

Менджерицкая  Д.В., известный педагог в области  изучения игрушки, считала, что игрушка  помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. [7.c.-18 ].

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Е.А. Аркин заключает  свое сравнение: устойчивость детской  игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций - очевидный факт, и, может  быть, именно очевидность этого факта  была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его.[ 1. c.- 221]

Не смотря на разнообразие современной игрушки, народная делает  мир детей настоящим, естественным. Исследователи подчеркивают, что она формирует интерес к традициям родного народа, что ребенок через народную игрушку узнает историю жизни народа, формируются эстетические чувства и вкусы, ребенок приобщается к культуре родного народа. Именно поэтому данная тема приобретает особую актуальность.

Цель  исследования  теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.

Задачи  исследования:

1. Изучить и  проанализировать теоретические  основы эстетического воспитания  старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».

2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

3.Определить  критерии и уровни сформированности  эстетических представлений старших дошкольников.

4. Экспериментально проверить влияние народной игрушки на эстетическое воспитание старших дошкольников.

Объект  исследования - процесс ознакомления детей с украинской народной игрушкой

Предмет исследования – формы  работы    воспитателя    по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.

       

  В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, и обобщение при рассмотрении теоретического материала, метод сравнения при изучении различных источников, изучение педагогической документации дошкольного учебного учреждения, наблюдение за работой воспитателя, наблюдение и беседа с детьми, тестирование детей, метод статистической обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ детей дошкольного возраста с украинской народной игрушкой

 

1.1.Народная  игрушка как средство эстетического  воспитания

Игрушка – незаменимый  спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития.

  Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. [ 5.с.-64]

Игрушки из глины и  дерева, из теста, разнообразные фигурки  животных… Игрушки-обереги и  игрушки-потешки…. Все это - украинские  народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.[13]

Ребенок не оценивает  игрушку, как произведение искусства, а потому как образ связан с  определенными легендами, сказками, мифами. Однако, играя ею, осуществляет зрительное и сенсорное восприятие ее формы (материально пластической, цветной, орнаментально знаковой) незаметно для себя, присоединяется к местной, а через нее и к этнонациональной сферы образных предпочтений, художественных особенностей, которые одновременно на языке своего содержания, рассказывают о производственно-хозяйственную и празднично-обрядовую деятельность населения, той местности, того края, который этот ребенок впоследствии, когда станет взрослым, осознает как родной.

  Народная игрушка является прежде явлением культуры. Но основные образные, смысловые, символические факторы народной игрушки является порождением этнонациональной среды.

  В народной игрушке, наряду с архетипами общечеловеческих понятий и критериев, существуют образные и содержательно-формальные принципы этнонациональной давности. Эти качества народной игрушки порождают определенную проблематичность по детскому воспитанию в современных условиях. С одной стороны, существует настоятельная необходимость участия народной игрушки в воспитательном процессе на его определенных этапах, с другой - сложность внедрения ее в этот процесс. [24]

  Народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишенная элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит мало внешних атрибутов этнической принадлежности. Такая принадлежность составляет саму ее образную и содержательную сущность.

Поэтому традиционная народная игрушка в основном обозначена простотой  формы, лишенная кричаще-ярких цветов, сложной и требовательной орнаментации. Близость этой игрушки к истокам этнонациональных культурных традиций связывает ее с факторами отношение к материалу, пластической интуицией, колористическими рефлексиями. Именно такая игрушка, насыщенная бытийно и исторической информации, коммуникативно близка ребенку. В ней - целый мир образов, архетипов, метафизических и символических основ видения, восприятия и переживания жизни; в ней содержатся нюансы психоментального характера этноса, а также отражено специфику определенных трансетничних явлений. Игра с такой игрушкой, визуальное и сенсорно-контактное знакомство с ней является одним из средств формирования у ребенка критериев причастности к своим родовым, этнонациональных ценностных основ. Усвоение такой игрушки вместе с языком и произведениями фольклора (колыбельными, сказками, колядками, песенки, поговорками, загадками и т.п.) формирует первое представление об окружающем мире, первые жизненные впечатления и чувства, закладывает в ребенке тот духовный резерв, который понадобится ему во взрослой жизни, когда встанет вопрос выбора пути и направления движения.

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos»

( воспринимаемый чувством). В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование

В человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в  жизни. Правильно понимать и оценивать его.

Д.Б.Лихачев определяет эстетическое воспитание – как целенаправленный процесс формирования творчески  активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.

Например, развитие у  ребенка эстетического отношения  к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается.

Но при этом ребенком не осознается теоретическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Д.Б.Лихачев, также как  и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение людей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Своеобразие понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания  требует особого внимания. Часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания.[9]

Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к определенному явлению или  образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами, выработанными человечеством на протяжении истории его развития  и выраженными через определенные эстетические суждения. Эстетическая оценка опирается на категории прекрасного или безобразного, красивого или уродливого, ужасного или комического в явлении или событии окружающей действительности и произведениях искусства и содержит определенные высказывания об их эстетической ценности. [26]

В.Н. Шацкая ставит перед  эстетическим воспитанием следующую  цель:

«Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие  в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты».

Запорожец И.Д. определяет эстетическое воспитание как « организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок  и эстетического отношения ко всему, что нас окружает». Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.[22]

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой