Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Сформированные эстетические восприятия, чувства, суждения, интересы, потребности, вкус и оценка подготавливают личность к полноценному проявлению эстетической активности.

         Задачами эстетического воспитания дошкольников являются

- Формирование эстетического отношения к действительности, эстетических представлений и суждений. Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей – на их цвет, звук, форму, что обуславливает  необходимость развития сенсорной культуры детей.

       Эстетическое восприятие возникает только при эмоциональном отношении к тому, что ребенок воспринимает. При  правильном педагогическом руководстве все виды искусства, природа, быт способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

        Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:

- способность к эмоциональному  переживанию;

- способность к активному  усвоению художественного опыта,  самостоятельного обучения, поисковых  действий;

 - специальные художественные и творческие способности;

Воспитывая у детей  умение, воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценки, формирования эстетических представлений и суждений. Формирование элементарной эстетического осознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с образцами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и в искусстве. Детям помагают  овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления),знаниях о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства(художников, музыкантов),а также выяснить сущность эстетических оценок.[15]

      Искусство украинского мастерства изготовления игрушек формирует у детей эстетические вкусы, творческие способности. Народная игрушка имеет не только экологическую, но и духовную чистоту. Сделанная с любовью, она развивает смекалку, фантазию, духовный мир ребенка, дает первые профессиональные навыки, пробуждает чувство родным корням. Отдельное место среди игрушек занимают куклы.

      Кукла - одна из древнейших игрушек человечества, ее справедливо называют суперигрушкой, поскольку в течение тысячелетий она не теряет своей актуальности. "Одета" кукла сопровождает человека на протяжении всей жизни: в детстве - это одна из любимых игрушек, приятный подарок, а со временем - интересный сувенир, связанный с театральной игрой, витринные искусством, промышленным производством, художественным творчеством.[21]

 Художественно оформленная  игрушка пробуждает у ребенка  эстетические чувства и переживания,  формирует эстетический вкус. Интересные  по содержанию и форме игрушки  положительно действуют на психическое  состояние ребенка, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что влияет на здоровье и физическое развитие.

        Народная игрушка является ниточкой  в руках ребенка, который соединяет  ее с историей Родины.  Игрушка  является отражением своей эпохи.  История игрушки является неотъемлемой  частью истории культуры общества. Для каждой исторической эпохи характерны свои игрушки, поскольку развитие материальной основы общества, его духовной культуры сказывается не только на содержании детских игр, но и на тематике и формах игрушек.

     Первобытное общество детских игрушек не знало. Не делают игрушек и племена, которые находятся на стадиально довольно низком уровне развития. Народная игрушка, как вещь определенного функционального назначения, по мнению многих ученых, появляется довольно поздно, когда цивилизация отдельных обществ и народов достигает достаточного уровня развития. Однако это не означает, что в условиях первобытного общества и жизнь "примитивных" племен дети совсем лишены игры и игрушки.

     Известный коллекционер и знаток игрушки Г. Блинов отмечает, что первыми детскими игрушками "видимо ... были случайные предметы: камни, шишки, сухие ветки. И такие" игрушки ", разумеется, старше, чем сам человек"

     На территории Украины древнейшие прототипы игрушки обнаружены в с. Мезин Коропского района Черниговской области. Это были фигурки птиц, волка или собаки, изготовленные из мамонтовых бивней примерно 25 тыс. лет назад. Имели они обрядовое значение.

       В IV-III тыс. до н. э трипольцы изготовляли керамические женские статуэтки, разнообразные фигурки животных (овец, лошадей, быков и др.) и их детенышей, которые символизировали плодовитость. В могильнике на территории Львовской области археологами найдено лепные полые фигурки птиц, которые впоследствии трансформировались в игрушки-свисток. Детские игрушки древних славян (деревянные лошадки, уточки) найдено во время раскопок на Приднепровье. Датированные они примерно X-началом XII в.

         В дохристианский период игрушки преимущественно изображали священных животных, птиц, фантастических существ, свидетельствует об их связи с языческим культом, народной мифологией. После принятия христианства игрушки основном использовали с игровой и декоративных целей. Однако некоторые из них сохранили ритуальный характер и до сих пор (елочные украшения к Новому году, праздничные шарики и т.д.).

       От украинских игрушек периода XIV-XVIII вв. почти ничего не сохранилось. Однако этнографы утверждают, что изготовление игрушек не прекращалось ни в XIV, ни в XVI веках. Во второй половине XVIII в. вследствие развития в Украине ярмарочной торговли началось массовое производство игрушек на продажу. Ни один ярмарку не обходился без глиняных лошадок, барашков, петушков, маленького посуды, кукол - "пани", расписанных орнаментом, украшенных цветной глиной и покрытых прозрачной глазурью. [19]

      Расцвет кустарного игрушечного промысла приходится на середину XIX в. Больше изготовляли игрушек на Приднепровье, Подолье, Прикарпатье. Среди тогдашних игрушек Приднепровья конца XIX в. - Деревянные кружку для зачерпування жидкости, деревянные куклы, маленькие модели бытовых вещей (игрушечные товкачикы, тачивкы, рубли, украшенные резьбой, волчки, мельницы и др. Популярными были механические игрушки с соответствующими двигательными элементами - вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей; головоломки для детей так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая - из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.

 

      Следовательно, можно сделать вывод, что народная игрушка от времени, когда она носила обрядовое значение (примерно 25 тысяч лет назад), и до наших прошла длительный путь развития. Менялись материал, из которого изготовляли игрушку, ее содержание, окраска, технологии изготовления, функции.

       В новых условиях традиционная игрушка, как и вышитое полотенце, и родственный ковер, народная картина или икона, должна быть атрибутом родовой, семейной памяти о далеком и не очень далекое прошлое, о той функционирующую систему народной культуры, элементом которой была эта игрушка. Последняя же, еще раз подчеркнем, и в новых современных условиях остается носителем тех информативно-генетических богатств, составляющих основу национальной и миропознания и миропонимания.[17]

      Украинская народная "игрушечная культура" сложная и разнообразная. Для того чтобы изучать, нужно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить игрушки на группы, Наиболее простой и прямолинейной классификации является разделение на две группы:

       Игрушки, в которых основной чертой является пластичные, художественно-эстетические факторы: куклы, лошадки, барашки, олени, Цапко, всадники, птицы, "барыни", "кумовья" и др.;

       Игрушки, основной функцией которых является результат осуществления определенной механического воздействия: коростели, Фуркало, колотушки, свистки, луки со стрелами, погремушки, хихичкы т.д. 

      Таким образом, в изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. [23]

 

1.2. Методика  ознакомления детей с украинской  народной игрушкой

      В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей. [ 20]

      На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

      Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены.

     Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или « Устроим выставку украинской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки). [4.c. - 20-24]

         Прежде чем приступить к занятиям, воспитатель познакомит детей  с историей промысла.

         За годы существования промысла  люди придумали множество новых  игрушек. Сегодня большое место  принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок объединяются общим сюжетом: гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

         Сырье для производства дымковской  игрушки осталось прежним, как  много лет назад, - красная глина,  смешанная с просеянным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая  нужную форму из раскатанных  в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики ( головки и ручки ), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.[11]

         Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.[8]

         В старые времена работали, как  говорили, «заводами»: одна мастерица  делала юбку, другая - голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком — от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка — это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

         Заинтересовав детей, мы привлекаем  и родителей, которые с желанием  участвуют в сборе материала  по дымковской игрушке. Мы сделаем  альбом совместно с родителями  и детьми, подбирем рисунки из  групп подготовительного дошкольного возраста, их работы, собираем игрушки мастеров со всего детского сада.[12]

         После знакомства детей с историей  промысла мы сделаем небольшую  выставку дымковских игрушек,  которые имелись в группах  и в детском саду. На этой  красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывает о ней. Дети любуются ими, рассматривают работы, роспись на игрушках, играют с ними.

         С детьми проводятся беседы  по теме «Украинская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Украинская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.

         Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с украинскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству. [14]

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой