Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы эстетического воспитания старших дошкольников, раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание» и «народная игрушка».
2. Раскрыть методические основы обучения старших дошкольников знакомству с народной игрушкой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
1.1.Народная игрушка как средство эстетического воспитания…….....................6
1.2. Методика ознакомления детей с украинской народной игрушкой….................................................................................................................15
Выводы по главе 1…………………………………………………………………..21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ФОРМЫ РАБОТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
2.1. Выявление уровня знаний детей об украинской народной игрушке
в старшей группе детского сада…………………..................................................23
2.2. Проведения занятий
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой….................................................................................................................30
2.3. Сравнительный анализ экспериментальной работы…………………………32
Выводы по главе 2…………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..................37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………........................39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..................41

Файлы: 1 файл

Дрозд Настя ДО-08.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

     Согласно Базовой Программы развития и воспитания детей дошкольного возраста «Я у світі» ребенок 5 – 6- летнего возраста проявляет следующие возрастные возможности в знании окружающего мира  в сфере жизнедеятельности «Культура»:

  • знает  происхождение большинства предметов, может объяснить их предназначение; знает про существование разных производств; может разработать прогностическую оценку будущего результата;
  • знает свойства разных материалов, правила безопасного пользования инструментами и приспособлениями;
  • ориентируется в критериях высокого достижения, знает, что показателем продуктивности труда является качество и количество сделанного, вложенные исполнителем труды;
  • дифференцирует интерьер городской квартиры и сельского дома; имеет представление о том, что каждый человек является пользователем и творцом предметов;
  • понимает и способен объяснить отличие игры от других видов деятельности;
  • знает вариационные возможности использования разных игрушек;
  • имеет представление об особенностях изобразительного, музыкального,

театрального и литературного  искусства, понимает их различие;

  • умеет элементарно анализировать разные произведения искусства,

художественные образы, характеризовать средства художественной  выразительности;

Выявляет интерес к информации об художественно-декоративном и прикладном искусстве, к профессиям, связанным с рационализаторством, изобретательством ( художник-дизайнер, инженер-конструктор, промышленный дизайнер).

     Таким образом, для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента, работа проводилась по двум направлениям: работа с воспитателем и работа с детьми.

      Работа с воспитателем заключалась в следующем:

- наблюдение за работой  воспитателя с целью определения  умений педагога использовать  методику организации педагогического процесса, правильно использовать формы и методы проведения занятий в старшей группе.

     Работа с детьми предполагала:

- наблюдение и беседа  с детьми с целью определения  уровня эстетического развития  детей в сфере жизнедеятельности  «Культура.

     В результате анализа Базовой Программы развития и воспитания ребенка дошкольного возраста «Я у світі», мы выявили следующие критерии

эстетического развития детей старшего дошкольного: интерес  к искусству, к народным игрушкам, потребность в разноплановой эстетической деятельности, проявленность эстетических переживаний, отношений в процессе ознакомления с народной украинской игрушкой, понимание эстетической ценности художественного образа, создание в собственных рисунках целостного художественного образа украинской народной игрушки.

     Показателями эстетического развития дошкольников: стремление к познанию нового, мира народных, эстетическая активность, умение анализировать средства выразительности народных игрушек(цвет, форма, размер, оттенки), понимание общего эмоционального тона, настроения художественного образа, проявление эстетических чувств при восприятии народной украинской игрушки, наличие устойчивых эстетических оценок, обобщений.

      На основе выявленных нами критериев эстетического развития детей старшего дошкольного возраста мы определили следующие уровни знаний:

12 - 9 баллов – высокий  уровень эстетического развития  дошкольников

 проявляет интерес  к эстетической деятельности, к  народным игрушкам, потребность  в разноплановой эстетической  деятельности, проявленность эстетических переживаний, отношений в процессе ознакомления с народной украинской игрушкой.

8-5 баллов  - средний уровень – эстетического развития дошкольников

проявляет интерес к  эстетической деятельности, небольшая потребность в эстетической деятельности ,понимание общего национального тона

4-0 баллов -   низкий уровень - интерес к эстетической деятельности отсутствует,(есть элементы, небольшое желание что то сделать, но без отношения к украинской народной игрушке)

Для определения уровня эстетического развития дошкольников в сфере жизнедеятельности «Культура», в старшей  группе мы взяли за основу адаптированные нами диагностические задания эстетического развития Г.А. Урунтаевой, Афонькиной [3], а также задания по эстетическому самовыражению А.Ф. Яфальян.

     Адаптировав ее с Базовой программой развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, мы  составили контрольные задания для выявления уровней эстетического развития детей с помощью украинской народной игрушки.

     Диагностическая работа с детьми и воспитателем проводилась одновременно. Целью нашего наблюдения за работой воспитателя было определение умений использовать методику организации педагогического процесса, правильное использование форм и методов проведения занятий в разновозрастной группе, умение корректировать программные требования в зависимости от типа сформированной разновозрастной группы, наличие развивающей среды, ее содержание и использование.

      При изучении педагогической документации по работе со старшей  группой мы пришли к выводу, что педагогическим коллективом соблюдены все  требования по организации образовательного и воспитательного процесса в  данной группе. Педагоги знают программу всех возрастных периодов, понимают логику изложения материала для разных возрастных групп.                Установлен оптимальный режим для жизнедеятельности детей. Правильно организована познавательно – развивающая деятельность, реализован принцип руководства игровой деятельностью.

     Нами были выявлены и некоторые недостатки - педагогами не применяются инновационные технологии и методики образовательной деятельности, не всегда применяется творческий подход и самостоятельность в планировании содержания деятельности детей и научный подход к организации общения между детьми разного возраста.

К недостаткам следует  отнести достаточно бедный выбор  раздаточного материала, отсутствуют  технические средства обучения (слайды, диафильмы, видеофильмы).

      Работа с детьми проводилась с целью определения уровня эстетического развития при помощи украинской народной игрушки, в сфере жизнедеятельности «Культура».

В проведении исследования принимало участие 18 детей (от 4 до 6 лет). 9 детей средней подгруппы  и 9 детей старшей подгруппы. Дети были поделены на две группы. При  этом принцип разновозрастного состава групп не нарушался.

Первая группа:

К. Андрей (4,5 л.)                    Д. Оля(5,9 л.)

О. Виктория (4,9 л.)                Т. Маша (4,4 л.)

Л. Артем (4,7 л.)                      Д. Надя (5,6 л.)

Ж. Софья (4,9 л)                      З. Элина (5,8 л)

Вторая группа:

Д. Евгений (5,2 л.)                      Н. Артур (5.2 л.)

Н. Сережа (4,9 л.)                      Ж. Диана (5,5 л.)

А. Алена (4,9 л.)                        Д. Оля(5,7 л.)

Д. Настя (4,9 л.)                       Ю. Егор (5,9 л.)

Подробное описание контрольных  заданий и дидактический материал для их проведения представлены в  Приложении (см. Приложение А, Б).

     Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень знаний о народной игрушке в  первой  группе в целом находится на более низком уровне, чем во второй группе. На основе полученных результатов  мы определили контрольную (вторая) и экспериментальную  (первая) группы.

Все данные, полученные нами в результате констатирующего эксперимента, занесены в таблицы В.1. и В.2. (см. Приложение В).

Результаты уровня знаний контрольной и экспериментальной  группы в процентном соотношении  представлены в таблице 2.1.1.

 

  Таблица 2.1.1.

Уровни эстетического развития у детей контрольной и  экспериментальной групп. Констатирующий эксперимент

 

    Уровни

     Контрольная группа

  Экспериментальная группа

Количество детей

   %

   Количество детей

  %

Высокий

           2

20

            1

 10

Средний

            5

50

             6

 60

Низкий

            3

30

             3

 30


Таким образом, в результате проведенного нами констатирующего  эксперимента, мы определили уровень эстетического развития детей в  старшей группе. На основе полученных результатов мы определили контрольную и экспериментальную группы для проведения последующей экспериментальной работы.

2.2.Апробация педагогических условий проведения занятий 
в старшей группе по ознакомлению с украинской народной игрушкой.

   На основе полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа по созданию педагогических условий проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой в старшей группе.

   Целью формирующего педагогического эксперимента является  не только закрепление знаний, умений и навыков, а так же расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

      При разработке  условий нами были использованы Программы «Крымский веночек», «Я у світі ».

Свою работу мы начали с составления конспектов занятий, наблюдений, бесед, прогулок, дидактических  и подвижных игр, экспериментов по ознакомлению с народной игрушкой. При выполнении данной работы нами были учтены все недостатки, выявленные в процессе изучения педагогической документации в группе. При составлении конспектов занятий, мы применили творческий подход к планированию содержания деятельности детей.

     Нами были изготовлены демонстрационные учебные картины и наборы раздаточных картинок с четким цветным изображением различных растений и животных. На занятиях мы использовали технические средства обучения – слайды, диафильмы, кроме этого мы подготовили различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии,

     Большое значение мы придавали работе с родителями и педагогами ДОУ. С педагогами ДОУ мы провели консультацию на тему «Особенности знакомства детей с народной игрушкой в  группах ДОУ». В начале своей работы по апробации педагогических условий проведения занятий в старшей группе мы провели беседу с родителями на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» (см. Приложение В). Результаты проведенной беседы позволили нам получить дополнительную информацию, использованную  для дальнейшей работы с детьми. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре.

      Для развития у детей положительных эмоций к игрушке,  мы проводили дидактические и подвижные игры, игры – превращения. Во время проведения дидактических игр задания перед детьми ставились не прямо, как на занятиях, а были тесно связаны с игровыми заданиями и игровой деятельностью. Усвоение познавательного содержания дидактической игры происходило в процессе интересных для детей игровых действий. Дидактические игры мы подбирали таким образом, чтобы дидактические задания были доступными для детей обеих подгрупп группы, вызывали интерес к игре, к усвоению правил и игровых действий.

     Во время проведения дидактических игр свою работу с детьми мы планировали таким образом, чтобы основным стимулом, мотивом выполнения дидактического задания было не прямое указание воспитателя, а желание детей достичь игровой цели, а игровые задания вызывали у детей интерес и активность Описание хода дидактических игр:  «Обведи элемент», «Парные картинки»; подвижных игр: «Золотые ворота»,сценарий развлечения « Веселая Ярмарка» представлены в Приложении Б и  Приложении Г,Д.

      Анализируя работу, проделанную  в ходе формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что при условии правильного подхода и выполнения педагогических условий учебно-воспитательной работы по ознакомлению детей с народной игрушкой в старшей  группе обязательно будут достигнуты познавательная, развивающая и воспитательная цели создания оптимальных условий для  эстетического развития, индивидуальных возможностей каждого ребенка. Такой подход дает возможность формировать интерес к традициям родного народа, познавать жизнь, историю жизни  своего народа, формировать эстетические чувства и вкусы, приобщатся к культуре родного народа.

Информация о работе Формы работы воспитателя по ознакомлению детей с украинской народной игрушкой