Формы контроля на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить сущность контроля грамматических навыков учащихся и особенности его организации на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования. Если применить правильно составленное упражнение при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будет более прочным, и, используя такие упражнение при проверке уровня сформированности навыков, мы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся. Это, в свою очередь, даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

Обучение  общению на иностранном языке  осуществляется в непосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего (преподавание) и учебной  деятельности обучающихся (учение), которые составляют единую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также набором функций, их характером и содержанием (Старков 1977).

Так, чаще всего говорят об обучающей функции  контроля. Существует мнение, что, проверяя, мы учим, а, исправляя ошибки, мы подсказываем правильные способы действия (Миньяр-Белоручев 1984).

    Как известно, знания передают в процессе объяснения или показа, а навыки формируют неоднократным подкреплением. На этом обучающие функции учителя заканчиваются, так как далее навыки и умения формируются в повторительных действиях учащихся, которые овладевают соответствующими навыками в организованных учителем упражнениях.

Нередко говорят о корректировочной или  контрольно-корректирующей функции. Действительно, прослушав учащегося, учитель может  исправить его ошибки, т. е. объяснить  или показать правильные речевые  действия.

    На  основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить  становление  ошибочных  навыков,   сделать  обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы обучения, скорректировать задания отстающим ученикам и ещё многое другое, но это не значит, что корректировка, обобщение, диагностика, оценка, управление - всё это функции контроля. Поэтому функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи (Мильруд 2005). Функция обратной связи чрезвычайно важна:она позволяет учителю управлять  учебным процессом, действовать  осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленные функции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ  И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым (). П.И. Пидкасистый объясняет виды контроля следующим образом (Пидкасистый 2000):

  • текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
  • периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
  • итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Щукин А.Н. выделяет предварительный, промежуточный, текущий и итоговый вид контроля, где целью предварительного контроля служит установления исходного уровня владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствую успешности обучения (память, внимание, общие интересы, склонности); текущий контроль -  позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений; промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы, который позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала и, наконец, итоговый контроль призван установить уровень владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года) (Щукин 2004).

   Так же, контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным.  Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки (аспект языка – вид речевой деятельности) и вида контроля.

Индивидуальный контроль является наиболее объективным видом  контроля, т.к. свидетельствует  о  достижениях каждого ученика. Достоинство  такой формы контроля – возможность  с достаточной глубиной оценить  уровень подготовки учащегося. На аудиторных занятиях индивидуальный контроль производится преимущественно в устной форме. Письменная форма характерна для итоговых и завершающих тему занятий. Из-за проблемы малого охвата обучающихся в ходе урока целесообразно сочетать этот контроль с фронтальным: учащиеся получают задание исправить, дополнить ответ своего товарища по группе.

Фронтальный контроль протекает  в форме беседы преподавателя  со всеми учащимися группы, которые  со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько  раз в течение одного занятия. Фронтальный контроль лучше   всего проводить для текущей проверки, но не итоговой, т.к. в этом случае нет возможности определить умения учащихся  с достаточной глубиной и полнотой.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого  всем учащимся группы. Это может  быть беседа на известную тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие  в ролевой игре.

Вариантом группового контроля является парный контроль, получивший распространение за последние годы. Учащиеся работают в паре, выполняя, предложенное задание.

В практике преподавания в настоящее  время всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Контроль должен проходить в том  же плане, что и обучение, поэтому  для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся (Елухина 1998).       

До  последнего времени письменному  контролю отводилось большое место  в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы. Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений, несмотря на названные выше его достоинства. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме.       

Применяя в этих случаях письменную проверку, невозможно проконтролировать  ни произношение учащихся, ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как  свободно они заполняют их соответствующей  лексикой. Поэтому прибегать к  письменной проверке рекомендуется  с целью контроля умений и навыков  письма, а также для контроля умений переводить научно - популярную литературу со словарём.       

Для контроля правописания можно проводить  короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: « опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе ».

Письменный  контроль эффективнее развивает  логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Как уже  говорилось выше, различают контроль индивидуальный и фронтальный.

Фронтальная форма - одна из основных организационных  форм контроля при обучении. Она  позволяет соблюдать основные правила  контроля - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика. Прежде всего, её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка.

Открытый  фронтальный контроль можно применить  при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при  составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».

Фронтальный контроль может осуществляться как  в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие  возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.       

Наряду  с фронтальной формой контроля следует  регулярно осуществлять индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле недопустимо, чтобы несколько  учеников выходили к доске и произносили  один и тот же заученный, «безадресный»  текст. Учащимся должно быть известно, что «право на ответ» имеет только тот, кто скажет что-то своё.       

Индивидуальный  контроль при чтении и аудировании  также следует включать в коммуникативную  деятельность, когда понимание текста является лишь отправным моментом для  решения задач более широкого плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании по теме, сделать иллюстрации к тексту, написать реферат, рецензию (Клычникова 1983).

Индивидуальный  контроль может носить и открытый характер, в частности, когда следует  проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания). В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель - ученик» и оно имеет место только в учебных условиях.

Ещё одним  существенным недостатком индивидуального  контроля является вынужденная пассивность  класса в течение значительной части урока, не говоря уже о той совершенно порочной практике прошлых лет, когда одного ученика спрашивали у стола учителя в течение 15-20 минут, устраивая ему некое подобие экзамена. Даже в настоящее время, когда ученики по 4-5 минут пересказывают текст, делают сообщения по теме, участвуют в диалогах и т. п., и даже в тех случаях, когда учителю удаётся спросить таким образом 10 и более учащихся, часть класса остаётся не охваченной работой. Те же школьники, которые уже успели высказаться, также в течение ближайших 20 минут оказываются не вовлечёнными в активную работу. Таким образом, получается, что даже небольшой по времени индивидуальный контроль приводит, с одной стороны, к относительной пассивности всего коллектива, с другой стороны, выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи не более 3-4 минут.

В настоящее   время   на  уроках  широко   используется парная работа режим,    увеличивающий    время    активной    деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи. Эта форма  контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся « откровенно»  контрольная установка, например ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер. Общение «ученик - ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Таким образом, лучшим видом контроля будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи, т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.Оценки  должны точно отражать становление  речевых умений учащихся и упрочение  их языковой базы.

Важным  подвидом контроля является проверка домашних заданий. Как правило, домашние задания целесообразнее всего давать в письменной форме. Такая точка зрения на домашние задания обусловлена рядом причин. Прежде всего, выполнение письменных упражнений в классе нецелесообразно из-за того, что на них тратится большое количество времени. Практика ученика неизмеримо больше, когда он выполняет устные упражнения, нежели когда он выполняет те же упражнения письменно. Кроме того, нельзя не учитывать условий, в которых учащиеся выполняют домашние задания. Дома ученик не имеет возможности (за очень редким исключением) получить практику в диалогической устной речи, ему не с кем разговаривать.

Письменные  домашние задания могут проверяться  учителем вместе с классом на уроке. В том случае, если учащимся было задано вставить пропущенные предлоги, артикли, перевести предложения с русского языка, ответить на вопросы, то такие и подобные упражнения, которые будут   выполнены    примерно   одинаково    всеми    учащимися, хорошо проверить в классе фронтально и устно. Затем учитель забирает тетради домой, чтобы исправить правописание. Если же ученики получили задание составить предложения по таблице, вопросы к картинке, написать несколько предложений или небольшое сочинение по теме, то вряд ли целесообразно проверять все предложения, написанные отдельными учениками, или просить их зачитать всё сочинение.

Тематический  контроль проводится обычно по завершении изучения темы. Сущность контроля в  том, что речь здесь идёт не об отдельных  элементах, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.  

Предварительный контроль проводится по усвоению большого по объёму материала  обычно в конце четверти, полугодия.

Итоговый  контроль играет важную роль в процессе обучения. Крайне важно, чтобы он проводился лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило  соответствующий учебный материал. Он должен быть посильным для учащихся, способствующим формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Таким образом, использование контроля в описанных организационных  формах позволит осуществить единство обучения, контроля и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

КОНТРОЛЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

Контроль грамматических навыков  является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Миньяр-Белоручев дает следующее определение грамматике: «Под грамматикой понимается раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения, высказывания» (Миньяр-Белоручев 1990: 121).

Информация о работе Формы контроля на среднем этапе обучения