Формы контроля на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить сущность контроля грамматических навыков учащихся и особенности его организации на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования. Если применить правильно составленное упражнение при закреплении языковых явлений, то грамматический навык будет более прочным, и, используя такие упражнение при проверке уровня сформированности навыков, мы получим наиболее полную и реальную картину обученности учащихся. Это, в свою очередь, даст возможность скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с индивидуальным уровнем знаний каждого учащегося.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

Умение сочетать и изменять слова  - одно из важнейших условий практического  владения языком и использование  его как средства общения. Умение сочетать и изменять слова в речи  эффективно только в том случае, если оно осуществляется автоматизировано, т.е. включает набор необходимых  грамматических навыков.

Раскроем термин «грамматический  навык». Чаще всего грамматичсеким навыком называют автоматизированное использование грамматических средств  в речи (Миньяр-Белоручев 1990: 121).

    Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецептивными навыками следует понимать способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением (Рогова, Рабинович, Сахарова 1991). Те грамматические навыки, которыми учащиеся пользуются активно называются активными грамматическими навыками, а те, которые учащиеся узнают в ходе овладения иностранным языком называются пассивными. Они наиболее употребительны в письменной речи, заданиях, которые учащиеся должны победить на слух и при чтении. (Пассивных грамматических навыков больше, чем активных) (Шатилов 1999).

В период изучения английского  языка в школе учащиеся овладевают специальными грамматическими навыками: рецептивными грамматическими навыками при аудировании и чтении:

  • Узнавать/выявлять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением (способность выделять из основного потока речи слова и словосочетания, несущие определенную грамматическую нагрузку, и сопоставить со смыслом данного слова или словосочетания);
  • Дифференцировать и идентифицировать грамматические явления по формальным признакам и строевым словам (умение опознавать грамматические явления по определенным признакам и разделят их на группы между собой);
  • Соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста (умение сопоставлять грамматические формы и смысл контекста, что дает возможность догадаться о семантическом значении самой грамматической формы);
  • Различать сходные по форме грамматические явления (способность отличить одно грамматическое явление от другого, несмотря на их схожесть);
  • Прогнозировать грамматические формы слова/конструкции (способность предугадать использование той или иной грамматической формы);
  • Устанавливать группы членов предложения (умение определять члены предложения);
  • Определять структуру простого предложения по строевым элементам, порядку слов и др. (способность установить структуру простого предложения по определенным признакам);
  • Определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов - инфинитивных, причастных герундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д. (умение установить правильную структуру сложного предложения, учитывая наличие различных оборотов);
  • Устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (умение понять суть текста и соотнести предложения между собой по смысловому значению);

Продуктивными грамматическими  навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

  • Образовывать грамматические формы (умение создавать новые формы, несущие определенную грамматическую нагрузку);
  • Выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения (способность выбрать нужную и подходящую грамматическую конструкцию для данной ситуации);
  • Уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения (способность изменять грамматическое оформление при изменении коммуникативной цели);
  • Владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык (знание и умение использования различных переводных способов);
  • Формулировать грамматическое оформление устных и письменных текстов (способность создать грамматически оформленные тексты, как для устного употребления, так и для письменного).

Таким образом, грамматический навык может подразделяться на несколько  разновидностей в зависимости от вида речевой деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения английскому языку.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших компонентов  управления образованием и управлением  качеством образования является контроль.

Для того, чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом, принимать правильно научно-обоснованные решения преподавателю необходимы разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе промежуточных  результатов, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен.

Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся – необходимый  компонент учебного процесса. Он нужен  учителю для того, чтобы иметь  точное представление о том, насколько  учащиеся продвинулись в выполнении программы, как они усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, чтения и письма. Правильно  организованный учет и контроль помогают учителю выявить успехи и неудачи  каждого ученика, дают ему возможность  правильно планировать педагогический процесс, лучше и эффективнее  готовиться к урокам. Рационально  поставленный учет дает учителю возможность  анализировать свою деятельность, своевременно замечать упущения, при подготовке к  очередному уроку намечать пути исправления допущенных ошибок.

Контроль  знаний, умений и навыков  имеет большое значение и для  учащихся. Он помогает каждому ученику  понять и почувствовать каких  успехов он достиг в изучении иностранного языка или каковы его недостатки, над чем ему необходимо больше работать.  Правильные объективные  оценки, выставленные учителем, как  за отдельные виды выполненных заданий, так и за учебную четверть, являются стимулом для дальнейшей работы учащихся.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника . - М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
  2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Высшая школа, 1982. – с.373
  3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с
  4. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностр. языки в школе. – 2005.
  5. Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.  Пособие для учителя. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  6. Корндорф Б.Ф. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1999
  7. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - Минск: "Каро", 2004
  8. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро, 2002
  9. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз. » — М.: Просвещение, 1990. —224 с.
  10. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: Учеб. пособие для вузов по специальности "Иностр. яз." в обл. образования и педагогики. М.: Дрофа, 2005 . – 253 с.
  11. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. - М.: "Педагогическое общество России", 2000
  12. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -  М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  13. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: "Просвещение", 1991
  14. Старков А.П. Методика обучения английскому языку в средней школе.- М., 1977.
  15. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. - Ростов-на-Дону, 2004
  16. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. - СПб.: "Каро", 1999
  17. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам:  Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов.- М.: Филоматис,2004.- с.416

 

 

 

 


Информация о работе Формы контроля на среднем этапе обучения