Формы и методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:41, творческая работа

Описание работы

Поиск различных форм учебного материала начинается с осознания цели, задачи урока.
Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Файлы: 1 файл

Формы и методы обучения.ppt

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Понятие методов, приемов  обучения.  
Функции обучения, требования к ним.  
Проблема классификации методов обучения в современной педагогике  
Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов обучения.  
Активные методы обучения.  
Проблема выбора методов обучения.

 

900igr.net

Понятие методов обучения 

 

Поиск различных форм учебного  материала начинается с осознания  цели, задачи урока.

  • Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Реализация образовательной, воспитательной  и развивающей функции обучения  зависит от выбора метода. Усвоить  материал можно только в определенных  формах познавательной теоретической  и практической деятельности.

  • Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.

М.О. отражают:

  • Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.
  • Специфику их работы по достижению различных  целей обучения.

 

Понятие приемов обучения

 

  • Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
  • Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы обучения подразделяются  на:

  • Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
  • Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых  ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
  • Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
  • Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
  • Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Одни и те же приемы  могут быть включены в различные  методы обучения.

Словесные методы (методы изложения)

 

Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания.

Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.

Используется:

Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не знают;

Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или помогает закрепить материал).

Особенности:

  • Постановка познавательной задачи;
  • Ясно осознаваемое теоретическое положение;
  • Строгий, тщательный подбор фактического материала;
  • Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию и дедукцию;
  • Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.
  • Формулировку выводов;
  • Дополнительные разъясняющие моменты.

 

.

 

  • Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение

Требования к рассказу:

  • Определенность темы и содержания;
  • Эмоциональность;
  • Наличие плана;
  • Соблюдение структуры;
  • Сочетание с другими методами обучения.

 

Рассказ может занимать самостоятельное  место а может быть включен  в процесс объяснения на разных  его стадиях. Продолжительность  рассказа не более 10-15 мин. в начальных  классах, 30-40 мин.- для старших.

 

 

 

  • Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.

Требования к беседе:

  • Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;
  • Умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.
  • Беседа – это всегда система вопросов, не простой набор элементов.
  • Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
  • Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.

Беседа, как метод обучения  удобна для получения обратной  связи. Учитель легко может определить  степень усвоения материала. Беседа  – неэкономный и сложный метод  обучения.

 

 

 

 

Беседы бывают:

 

По назначению:

  • Вводные или организующие;
  • Сообщения новых знаний (катехизические, эвристические, сократические, герменические);
  • Синтезирующие или закрепляющие;
  • Контрольно-коррекционные.

 

 

  • Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из форм овладения учебным материалом.

Требования:

  • Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;
  • Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
  • Учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;
  • Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;
  • Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материла.

 

  • Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.

План самостоятельной работы:

  • Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;
  • Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;
  • Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;
  • Самоанализ, самоконтроль;
  • Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.

 

Самостоятельная работа тренирует  волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину и т.д.

Самостоятельная работа  проводится в виде подготовительных  упражнений для усвоения нового, упражнений при изучении нового  материала, упражнений в процессе  закрепления и повторения, упражнений  проверочных и контрольных работ, а также для самоконтроля.

  • Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.

 

Требования к демонстрации:

  • Объект должен быть хорошо виден всем;
  • В момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать, нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции.

 

  • Методы программированного обучения – учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причем каждая последующая порция может быть усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
  • Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.

 

Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

 

Объяснительно – иллюстративные  методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).

 

Проблемные формы овладения  учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание.

 

Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

 

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

 

Характеристика методов  обучения

 

  • Словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).

Словесные методы преподавания  вызывают соответствующие словесные  формы усвоение материала.

Словесные методы используются  преимущественно при изучении  нового материала и дают хороший  эффект в обучении, если сочетаются  с другими формами овладения  знаниями.

Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные пособия помогают  систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной  деятельности учащихся.

Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

 

Требования к методам  обучения

 

  • Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.
  • Научность методов.
  • Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
  • Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.
  • Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Информация о работе Формы и методы обучения