Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.
Предметом исследования является устная речь младшего школьника.
Основная цель работы – изучить приемы работы по развитию устной речи младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа на тему- «Формирование устной речи млад.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ  или сочинение по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется  взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

Были выявлены особенности связных  высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.

Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей  полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.

Таким образом, одновременное использование  литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.

Таким образом, представленные аргументы  доказывают необходимость специальной  целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.

Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением  содержательно, грамматически и  стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.

Работа по развитию речи требует  разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических  сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям        (Ефросинина Л.А.).

Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

Сообщение темы и цели работы.

Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

Коллективное составление плана  рассказа по плану.

Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

1. Постановка перед классом цели работы.

2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

3. Придумать заголовки к картинкам.

4. Устные рассказы по плану.

Первые же сочинения по одной  картине должны быть устными и  предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах9. (Ефросинина Л.А.).

Учащиеся не резко затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.

Работу по формированию умения четко  излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

После того, как учащиеся научились  последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.

Далее мы учим детей творческому  пересказу, составлению самостоятельных  рассказов по аналогии, по серии  сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

В развитии речи нужна кропотливая  работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование уровня развития устной речи младших школьников

2.1 Диагностика уровня развития устной речи

 

Экспериментальное исследование проводилось  в школе № 5 города Фролово во втором классе.

Данное исследование проходило в 2 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной  речи у учащихся второго класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать  комплекс упражнений на развитие связной  речи.

В констатирующем тестировании принимали участие 26 учеников 2 класса.

Для определения уровня развития связной  речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

 

Задание 1 . Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами), чтобы получился текст.

1. Зима. В лесу много снега. 2. Лесник позвал своего пса 3. Собака увидела лисицу и бросилась за ней. 4. Идет по лесу лесник со своей сторожевой собакой. 5. Погоня заканчивается поражением собаки, лиса спряталась в норе.

 

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в речи  учащихся отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, языковая правильность речи, выразительность не прослеживается.

2. Средний уровень - в речи  ребенка прослеживается ясность, логичность, последовательность, но отсутствует содержательность, выразительность.

3. Высший уровень - в речи ребенка  прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания.

Результаты диагностики отражены в таблицу 1

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

Уровни

высокий

средний

низкий

%

чел

%

чел

%

чел

2 класс

19

5

43

11

38

10


 

Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе находятся 19% учащихся. На 2 уровне находятся 43% учащихся. На 3 уровне в классе находятся 38% учащихся. Т. о большинство учащихся 2 класса находятся на среднем уровне развития связной речи.

Для определения уровня развития устной речи учащимся было дано задание составить рассказ.

Задание 2. Составьте рассказ на тему «Мое любимое домашнее животное».

Был проведен анализ полученного исследовательского материала по трем параметрам: цельность, связность, последовательность.

Результаты полученного исследовательского материала отражены в таблицу 2 .

 

         Результаты по тексту «Мое любимое домашнее животное»

Признаки текста

Цельность

рассказа

Связность

рассказа

Последовательность

рассказа

%

чел

%

чел

%

чел

2 класс

54

14

65

17

46

12


 

 

Результаты таблицы показывают, что уровень развития устной речи учащихся невысокий.

Для составления полноценного рассказа у детей не оказывается в запасе достаточного количества необходимых слов, а также умения последовательно, логически и связно излагать свои мысли.

Школьники, рассказывая о том, что  наблюдала, переходят с одной  сюжетной линии на другую, допускают  пропуски важных смысловых звеньев, что затрудняет восприятие текста слушателем. Учащиеся в элементы описания включают элементы повествования. Это прослеживается почти во всех рассказах школьников.

Исходя, из данного исследования перед  нами стоит задача поднять уровень  развития связной речи у учащихся 2 класса.

 

2.2 Методические приемы развития устной речи младших школьников

 

Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие устной речи младших школьников.

Подобран комплекс упражнений, направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность.

Для работы по такому признаку, как  цельность детям может быть предложена следующая система упражнений:

Прочитай опорные слова из сказки. Какие  опорные слова ты бы дописал  в этот ряд?

Мачеха, бедная, падчерица, грязная  работа, бал…

Прочитай опорные слова из небольшого рассказа. Попробуй восстановить основное содержание этого рассказа.

                                 Моя собака.

Нашел, замерзший, черная шерсть, висячие  уши, недоверчивый, стал веселым, гуляем, боится, любимый…

Напиши опорные слова для  рассказа «Наш класс». И составь  текст, опираясь на эти слова.

Цель данных упражнений: учить учащихся по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать  текст.

Составь текст по данному началу и опорным словам (картинка ласточки на доске)

Деревенскую ласточку называют касаткой. Хвост… . Головка и спинка …, а  грудь и брюшко … .

Красивая … !

Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный  мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

 Составь рассказ по его  концу.

….Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные  ушли домой.

   Основным понятием категории  связности является понятие «основная мысль». При работе над связностью можно предложить детям следующие упражнения:

Определить тему и основную мысль  текста. Найти предложение, в котором  выражена основная мысль. Озаглавить текст.

   Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет заступами-лапами твердую, как камень, мерзлую землю.

Информация о работе Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения