Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.
Предметом исследования является устная речь младшего школьника.
Основная цель работы – изучить приемы работы по развитию устной речи младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа на тему- «Формирование устной речи млад.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Ладыженская Т. А. выделяет 3 условия речевого развития ребенка:

1 условие  – потребность общения. Но  общение возможно только с  помощью общепонятных знаков, т.  е. слов, их сочетаний, различных  оборотов речи. Следовательно, детям  нужно создать речевую среду.  Это второе условие речевого  развития ребенка. Овладение речью – способ познания действительности. Поэтому третьим условием является то, что речь, развиваясь, нуждается в языковом и фактическом материале. (Ладыженская Т. А.)

Соловейчик  М. С. Выделяет следующие условия  речевого развития:

Прежде  чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить у них возникновение соответствующей потребности, желанием вступить в речевое общение.

Предлагая детям создать текст, важно обеспечить и понимание того, к кому, зачем, и при каких обстоятельствах они обращаются.

Нужна параллельно  проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:

а) над расширением  кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, сравнивать, оценивать, обобщать;

б) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования;

в) над умением  выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать  мысли;

г) над умением  отбирать содержание для высказывания и организовать его в соответствии с замыслом. (Соловейчик М. С.)

         «Чтобы  дети говорили хорошо, правильно,  эмоционально, чтобы они стремились  улучшить свою речь, надо ввести  учащихся в роль увлекательного  рассказчика, умеющего передать  замысел простыми словами». (Жинкин  Н. И.)

Развитие словаря как основы речи, его расширение и уточнение  выполняют развивающую функцию  для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и навыками. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка (Бобровская Г.В.).

Пассивный запас слов значительно  преобладает над активным и переводится  в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими.

Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного, введение слова в систему семантических полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой способности ребенка и степень сформированности его логического мышления.

Даже столь конспективно краткое  перечисление качественных особенностей словаря детей подчеркивает важность проблемы формирования лексических навыков у детей, необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционно-воспитательного воздействия, для чего позиции психолингвистики оказываются наиболее продуктивными.

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание  в памяти составленной программы  на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом  речевой деятельности с опорой как  на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Таким образом, последовательность и  логичность, полнота и связность  изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием формирования устной речи является связность.

Леонтьев А.А. определяет термин “высказывание” как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (Шахнарович А.М.). К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.

          Т. о., развитие речи ребенка следует  начинать с работы над расширением  круга его представлений, впечатлений,  с работы над воспитание его познавательных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить наблюдаемые им предметы и явления, потребность в речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методические основы организации работы по развитию связной речи младших школьников

 

Устная  речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка (Выготский Л.С.)

Развитие  связной речи является центральной  задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Из всех знаний и умений самым  важным, самым необходимым для  жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей  в отечественной методике имеет  богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно (Негневицкая Е.И). Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

Чрезвычайно велика роль картины в  развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины (Негневицкая Е.И). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Первые сочинения по одной картине  должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).

В начальных классах дети описывают  картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины.

Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Опираясь на теорию связной речи Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженская вычленила те специальные умения, которым надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, и которые должны помочь говорящему (или пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (или читателя), реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

l. Умение раскрывать тему высказывания.

2. Умение раскрывать основную  мысль высказывания.

3. Умение  собирать материал к высказыванию.

4. Умение  систематизировать собранный к  высказыванию материал.

5. Умение  совершенствовать написанное (для  письменной речи).

6. Умение  строить высказывания в определенной  композиционной форме. 

7. Умение  выражать свои мысли правильно  (с точки зрения норм литературного  языка), точно, ясно и по возможности  ярко.

Т. А. Ладыженская  указывает, что формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. От того, насколько ученик сумел раскрыть тему высказывания, вычленить в нем главное и собрать материал, зависят содержательность, убедительность, ясность высказывания. Умением систематизировать материал определяется логичность, последовательность высказывания.

Обучая  коммуникативным умениям, учитель  помогает учащимся осознавать все особенности  связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные  сообщения.

Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.

Формирование  этих умений начинается с уроков чтения (даже с уроков обучения грамоте) и  связывается прежде всего с работой  над заглавием.

В процессе работы над текстом — при обучении пересказу и работе над изложением — формируется предусмотренное программой умение соотносить содержание текста с заглавием. Отвечая на вопрос «Почему рассказ так назван?», дети учатся обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей.

Вчитываясь  в заглавие темы, дети учатся ориентироваться  в теме, границах темы и в содержании, осознавать то главное, что следует  раскрыть в своем сочинении. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста, и связь содержания с заглавием (обосновать выбор или подобрать новое заглавие, озаглавить неозаглавленный текст и т. п.); предлагать такие формулировки тем, в которых прямо отражена основная мысль.

При выборе тем учителю следует учитывать  их жизненный характер, близость опыту, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например: «Как мы работали на пришкольном участке», «Как я помогаю маме», «Мы наблюдали листопад», «Если бы я был волшебником».

Целесообразно намечать темы для устных рассказов  в соответствии с общей тематикой  уроков чтения. Это будет способствовать лучшему усвоению литературных образцов, обогащению словаря учащихся, поможет детям быстрее ориентироваться в теме и содержании и обеспечит большую их самостоятельность при построении рассказов.

Формирование  умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника, дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, ученик обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему.

Наблюдательность  очень важна для развития связной  речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.

Рассказы  по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей  много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Развивая  связную речь школьников, мы прививаем  ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

Информация о работе Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения