Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать влияние внеурочной деятельности на УДД младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать отношение младших школьников к учению.
3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию УДД младших школьников во внеурочной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава Теоретические и методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность………………………………………………….7
1.1 Коммуникативные УУД, требования ФГОС к ним…………………………7
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с новым стандартом……………………………..12
1.3 Кружок как активная форма реализации задач формирования коммуникативных УУД………………………………………………………....17
1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»………………………….19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемых источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ормловачрлмрвал.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Глава Теоретические  и методические основы формирования  коммуникативных универсальных  учебных действий у младших  школьников через внеурочную  деятельность………………………………………………….7

1.1 Коммуникативные УУД, требования ФГОС к ним…………………………7

1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с новым стандартом……………………………..12

1.3 Кружок  как активная форма реализации задач формирования коммуникативных УУД………………………………………………………....17

1.4 Программа работы кружка «Умники и умницы»………………………….19

Заключение………………………………………………………………………26

Список используемых источников…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980–1990гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.

    Интенсивное внедрение  и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации.

     Новыми нормами  становятся жизнь в постоянно  изменяющихся условиях, что требует  умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

    Появление новых  вызовов времени вынуждает отвечать  на них модернизацией школьного образования.

    “Развивающемуся  обществу, - подчеркивается в “Концепции  модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно  принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

    Целью образования  становится общекультурное, личностное  и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     В 2009-2010 учебном  году многие школы вступили  в эксперимент по внедрению  ФГОС нового поколения. Идет активное повышение квалификации и переподготовка педагогов в связи с введением ФГОС второго поколения.

     С 2009 года наши  школы участвуют в апробации  по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим  воспитанникам вырасти людьми, максимально  подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.

    В настоящее  время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации  настолько велик, что у ребенка  складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением, существуют во всех школах, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.

     В современном, постоянно  изменяющемся мире меняются требования  к содержанию образования и  процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные,   метапредметные,  предметные.   На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую  три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия.  Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности.

     Компетентность и  грамотность в общении сегодня  являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.  

 Согласно ФГОС, коммуникативная  сторона развития считается одной  из приоритетных задач школьного  образования. Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Теоретическую основу в разработке методик развития интереса к предмету составляют работы А.П. Архиповой, В.Г. Ивановой, В.А, Крутецкого, В.Н. Мясищева, П.А. Рудика, Ф.В. Бассина, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановской, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольской, Р. Плутчик, Е.С. Романовой, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, которые определяют мотив  как активное познавательное явление.  Вместе с тем, отсутствие целостной теории по развитию позитивного отношения к учению заставляет педагогов на практике искать новые пути формирования УДД в обучении.

Цель исследования: обосновать влияние внеурочной деятельности на УДД младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: внеурочные средства формирования УДД младших школьников.

Задачи исследования:

    1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
    2. Исследовать отношение младших школьников  к учению.
    3. Разработать рекомендации для педагогов по формированию УДД младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования:  формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Методы исследования: анализ и синтез  методической литературы.

Методологической основой исследования явилась теория формирования познавательного интереса в УДД, нашедшая отражение в трудах Г.В. Асмолова., Г.И. Щукиной, В.В. Давыдова,  А.В. Ивановой и др.

Структура работы включает: введение, одну главу, заключение, список используемых источников.

 

 

 

1 Глава Теоретические  и методические основы формирования  коммуникативных универсальных  учебных действий у младших  школьников через внеурочную  деятельность

 

1.1 Коммуникативные УУД, требования  ФГОС к ним

        Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация”. В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Задачами нашего исследования на данном этапе являются анализ состояния проблемы формирования коммуникативных УУД через внеурочную деятельность. В качестве методологической основы нашего исследования выбран личностно-ориентированный и деятельностный подход. Анализ трудов А.Н. Лентьева, Н.И. Рогова позволил нам выявить концептуальные положения личностно-ориентированного подхода: ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса. Опора в воспитательно-образовательном процессе на:

- развитие задатков и  творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих  условий;

-признание уникальности  личности каждого ребенка;

- создание условий для  личностного самоопределения и  самовыражения;

- формирование положительно-активного  отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация  пробуждает к позитивной преобразовательной  деятельности);

- формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.

Опираясь на данные положения личностно- ориентированного подхода, попытаясь прежде всего раскрыть ключевые понятия исследования: “общение”, “способности”, “коммуникативные способности”, а также их структурные компоненты. В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия “общение”. Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, Дружинин А.Н. определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как “информационное и предметное взаимодействие”. А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. 

 В рамках ФГОС второго поколения особое  внимание уделено внеурочной деятельности,

Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:  

  • понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия (далее - УУД));
  • владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
  • умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД, а именно коммуникативные. 
 
Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнау-ки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД.  
 
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  
 
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.  
 
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:  

Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность