Универсальные учебные действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:06, реферат

Описание работы

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта[1]. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[2].

Файлы: 1 файл

sovremennye_sredstva.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта[1]. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[2].

Универсальные учебные действия в современном школьном образовании


УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий[3][4][5].

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.

Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Функции универсальных учебных действий


К функциям универсальных учебных действий относятся:

  • обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться[6].

Виды универсальных учебных действий


Выделяется 6 видов универсальных учебных действий:

  • предметные — с каким предметом связано
  • межпредметные — связь с другими предметами
  • личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
  • познавательные:
    • общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
    • логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
    • постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения
  • коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
  • регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана[2]
  • Качество образования   
  • — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразнымпотребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархическиорганизованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (какрезультата, как процесса, как социальной системы).   
  • (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участниковСодружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 44)   
  • — совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможностьудовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента).Основные факторы, определяющие качество образования:   
  • 1. профессорско-преподавательский состав;   
  • 2. учебно-методичесое обеспечение;   
  • 3. материально-техническая база;   
  • 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;   
  • 5. студенты (учащиеся) и выпускники.   
  • (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление,перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

 


Информация о работе Универсальные учебные действия