Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:01, доклад

Описание работы

Данная работа описывает формирование у ученика системы универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Файлы: 1 файл

«Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры».doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

МБОУ  «Верхнетолшменская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры»

 

 

Учитель физической культуры:

Скорюков В. Н.

 

 

 

 

с. Успенье

2012 г.

Приоритетной  целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

У специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (СЛАЙД 2):

Специалисты в  области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

 

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы (СЛАЙД 3):

  1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
  2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

 

В образовательной  практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны  с недостаточным развитием у  обучающихся УУД: нежелание слушать  задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.(пример из волейбола: приемы мяча)

Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами (СЛАЙД 4): педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

 

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку  поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

 

Поэтому определение  структуры и содержания УУД, которым  отводится в современной школе  особое место, является творчеством  самих педагогов. Перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (СЛАЙД 5):

Виды  УУД, формируемые на уроках физической культуры

 

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

 

2.Смысло-образование

1.Соотнесение  известного и неизвестного

 

2.Планирование

 

3.Оценка

 

4.Способность  к волевому усилию

1.Формулирование  цели

2.Выделение  необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных  способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и  синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное  взаимодействие между сверстниками  и педагогами

2.Постановка  вопросов

3.Разрешение  конфликтов


 

Главное: Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

 

Рекомендации  по разработке методики:

 

  1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
  2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
  3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
  4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

 

Заключение

 

Учитель должен учитывать  взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

- состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным  предметам; 

-уровень развития  речи;

-степень владения  русским языком;

-умение слушать и  слышать учителя, задавать вопросы; 

-стремление принимать  и решать учебную задачу;

-навыки общения со  сверстниками;

- умение контролировать  свои действия на уроке. 

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

 

 

 

 

Литература и  сайты:

 

  1. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
  2. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.
  3. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.
  4. http://klyazmogorodetsckaja-sosh.narod.ru›uud.doc
  5. http://rae.ru›forum2011/137/1070
  6. http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры