Формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 15:27, статья

Описание работы

Данная статья рассматривает значение формирования универсальных учебных задач у детей дошкольного возраста и дальнейшее систематическое обучение в школе.

Файлы: 1 файл

Формирование универсальных учебных действий.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

 

Формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.

 

Данная статья рассматривает значение формирования универсальных учебных задач у детей дошкольного возраста и дальнейшее систематическое обучение в школе.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов.

Переход ребенка с дошкольного возраста, в школьный возраст является сложным жизненным этапом для него. Воспитатель должен сделать так чтобы этот переход прошел как можно «легче». Для этого он должен создать благоприятные условия для развития, обучения и воспитания ребенка. Ведь ребенка дошкольного возраста для успешного перехода на следующий этап обучения, нужно подготовить и настроить его физически и психологически.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка [1 с. 54].

В дошкольном возрасте необходимо закладывать начальные навыки, для удачного дальнейшего образования. Начав формировать УУД уже на ступени пред школьного образования. У этой возрастной категории детей, формируя универсальные учебные действия.

УУД по ФГОСу в обширном значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем разумного и действующего взятия нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно установить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [6].

Объект исследования - процесс становления универсальных учебных действий.

Предмет исследования - формирование универсальных учебных задач у детей дошкольного возраста и последующего методического обучение в школе.

Цель исследования – рассмотреть результативность универсальных учебных действий, их особенность и принадлежность.

Гипотеза исследования - «Если систематически и последовательно формировать универсальные учебные действия у детей старшего дошкольного возраста, то это будет способствовать развитию предпосылок их успешной учебной деятельности». 
Разумно оценивать готовность дошкольников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. 
Задачи исследования: 
• Определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий; 
• Построение содержания учебных предметов и образования в целом с установкой на содержательные знания в соответствующих предметных областях; 
• Определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для дошкольного возраста. 
Методы исследования: 
- анализ психолого-педагогической и методической литературы; 
- проведение специальных игр для установления сформированности универсальных учебных действий по различным областям.

На сегодняшний день переход из дошкольного учреждения в школьное детям становится все трудней адаптироваться к новой обстановке. У детей нет психологической расположенности к школе. И из-за этого у детей возникают нервные расстройства. 
Воспитателям детей старшей группы необходимо сформировать «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение.

Существует основная классификация универсальных учебных действий, в которой выделяют следующие блоки, которые соответствуют основным целям образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные [2].

К личностным универсальным учебным действиям относят насколько видов: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само-регуляция.

В познавательные универсальные учебные действия входят: обще-учебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические, постановка и решение проблемы.

Под коммуникативными действиями понимает: «умение органично и последовательно действовать в публичной обстановки, умение в общем управлять инициативой, техникой интонирования, логикой речевого высказывания и эмоциональной выразительности речи, составлять короткий диалог, умения излагать приобретённые знания» [3 c.9].

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей  учащегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать учебные  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

- создание условий для  гармоничного развития личности  и ее самореализации на основе  готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного  усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентности в  любой предметной области. [4 с.27-28]

Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Для проверки познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД создаются специальные игры и упражнения (ниже приведены примеры по каждому универсальному учебному действию):

Игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

  1. «Разговор через стекло»:

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Процедура: Группа разбивается на пары. Первым номерам даётся задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. В конце игры идёт обсуждение.

2. Упражнение «Комплименты  и подарки», («Горячий стул»):

Продолжительность: 35-40 минут.

Цель: положительное подкрепление, получение обратной связи.

Процедура: Ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т.д.), а затем преподносят воображаемый подарок, исходя из субъективного представления о том, в чем нуждается данный человек. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится..., я хочу тебе подарить...». Подарками могут быть как конкретные или фантастические вещи (велосипед, робот, остров и т.п.), так и недостающие личностные качества, черты характера (смелость, меткость, выдержка и т.д.). Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения (обида, радость, удивление, смех и т.д.). Ведущий следит, чтобы высказывания детей носили корректный и безоценочный характер. Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».

Игры на формирование регулятивных универсальных учебных действий в условиях семейного воспитания

  1. Игра «Говори!»

Данная игра научит любого даже очень активного и подвижного ребёнка контролировать импульсивные действия. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей в помещении или на свежем воздухе.

Взрослый говорит условия игры: я задаю вам вопрос, на который можно отвечать только после команды «Говори!» Каждый раз, когда Вы задаёте вопрос, необходимо сделать небольшую паузу и только потом произносить «Говори!»

Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена года вы знаете?» … «Говори!»

«Какой сегодня день недели?» … «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?» … «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?» … «Говори!»

  1. Игра "Запрещенное движение"

Эта игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Ее можно выполнять во время утренней зарядки.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игры для старших дошкольников, направленные на формирование познавательных универсальных действий

1.Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лед - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т.д.

2.Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Игры направленные на формирование личностных универсальных действий:

  1. Игра «Какой я буду кошкой»

Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

  1. Игра «Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. [5]

Благодаря играм и занятиям специально подобранным по этим видам, можно выявить уровень сформированности УУД и в ходе последующих занятий развивать недостающие универсальные способности. 
Развитие приемов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, находивших развитие психологической работоспособности личности, выполняющийся в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер дошкольника. 
Процесс обучения дает содержание занятий ребенка и устанавливает часть ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. 
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий дошкольников: 
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. 
Свойства действий, подлежащие оценке, включают в себя : уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность.

 

Заключение:

Формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста является важной частью формирования ребёнка и обеспечением успешного школьного обучения. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые проявляются в качестве основы протекания, становления и развития. С точки зрения психологии и педагогики УУД имеют ряд качеств: являются условием к своеобразному формированию умения ребёнка самостоятельно строить учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; не зависят от точного предметного содержания и, в четком смысле, имеют широкий характер; показывают способность ребёнка работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?); возникают в результате слияния всех сложенных предметных действий; «вынуждают» учащегося действовать логично, точно, ориентируясь на созданный план.

 

 

 

Литература:

  1. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития / Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после. 2006. №7. С.54-57

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста