Формирование инструментальной компетенции будущих учителей иностранного языка на основе веб-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, научная работа

Описание работы

Под инструментальной компетенции учителя иностранного языка мы понимаем процесс готовности и способности учителя иностранного языка эффективно использовать весь инструментарий методов и приёмов, технологии обучения иноязычному общению обеспечивающий результативному обучению иностранного языка в вузе.
Целью исследования является научное обоснование и практическая разработка методики формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка на основе ситуационно – моделирующих технологий и экспериментально – опытная проверка её эффективности.

Файлы: 1 файл

диссертация по методике кейс.docx

— 22.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

Казахский университет  международных отношений и

мировых языков им. Абылай хана

 

Магистратура

Специальность 6М011900 – Иностранный  Язык: два иностранных языка

 

Обоснование темы магистерской диссертации

 

Методика формирования инструментальной компетенции будущих  учителей ИЯ на основе ситуационно-моделирующих технологий

 

                                    

                                      Исполнитель:

                                                  Галия Кударова

                                                                 Научный руководитель:

                                                                    кандидат педагогических 

                                                                        наук, доцент Головчун А. А.

                                                                                              ___________

 

Допущено к защите

Руководитель образовательной  программы

Кузнецова Т. Д., к.п.н., профессор _________

«    » декабря 2012 г.

 

 

Алматы, 2012

                                                                         Введение

Актуальность  темы исследования.

    Происходящие на современном этапе изменения во всех жизненных сферах под влиянием объективных глобализационных  процессов не могли не привести к новым требованиям к специалисту нового типа, для подготовки которого традиционное знаниевое образование утрачивает свою эффективность и даже целесообразность.

    Перед методической наукой  и практикой обучения ИЯ ставятся  серьёзные задачи в обеспечении  подготовки специалистов, качество  профессионализма, которых отвечает  требованиям современных международных  стандартов.

    Однако, наблюдения за организацией образовательного процесса в языковом вузе обнаруживают, что психологическая и практическая подготовка выпускника языкового вуза, реализуемая посредством традиционной системы обучения, оказывается недостаточной для решения педагогических задач в условиях изменения приоритетов в системе подготовки будущего учителя иностранных языков к профессионально-педагогическому общению на межкультурном уровне, что обостряет проблему поиска адекватных методов и образовательных технологий.

    До сих пор делается  слабый акцент на формирование  инструментальной технологии на  занятиях иностранного языка  в высших заведениях и школах.

    Под инструментальной  компетенции учителя иностранного  языка мы понимаем процесс  готовности и способности учителя  ИЯ эффективно использовать весь  инструментарий методов и приёмов,  технологии обучения иноязычному  общению обеспечивающий результативному  обучению ИЯ в вузе.

Ориентация  системы языкового образования  на повышения качества профессиональной подготовки творчески мыслящего  специалиста, способного самостоятельно получать и анализировать аутентичную  информацию предполагает преодоления  основного противоречия между повсеместно  используемыми, давно сложившимися консервативными дидактическими моделями языкового образования студентов языковых вузов и необходимостью  разработки таких моделей, которые могли бы удовлетворять потребности специалистов, обусловленные новой социальной ситуацией, появлением острой необходимости межгосударственных и межпрофессиональных обменов разноплановой информацией.

Проблема  совершенствования иноязычного  образования уже достаточного давно  находится в центре исследовательских  интересов многих учёных.

Вместе с  тем, многие вопросы всё ещё не получили достаточно полного решения. В настоящее время контекстно-базируемое обучение уже стало предметом специального изучения на основе ситуационно-моделирующих технологий как способ к обучению профессионально-ориентированному общению студентов старших курсов языкового вуза. 

Но, есть и  другие спорные определения великих  учёных по применению данной технологии: [Б. Т. Лихачёв] определяет инструментальную технологию как педагогическую технологию, которая является совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, она и есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

[М. В. Кларина] даёт своё определение, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

[В. В. Давыдов] в своей научной работе даёт определение, к новой технологии разделив её на несколько стадий: проблемно-диалогическая технология, проектно-исследовательская, технология оценивания образовательных достижений, обучение на основе «учебных ситуаций» и интерактивные формы обучения (организация работы в группах). Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Проектно-исследовательская технология побуждает обучающихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями и навыками. Технология, оценивая образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания.  Обучение на основе «учебных ситуаций» (активных форм обучения) предусматривает работу в малых группах, парах и других групповой формы. Интерактивные формы обучения направлена на формирование коммуникативных универсальных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, умение осознанно читать вслух и про себя тексты, а также познавательных универсальных учительных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

      Выявленное объективно существующее противоречие между социально – педагогическими потребностями и недостаточной теоретико-практической разработанностью вопроса порождает проблему, методическая сущность который заключается в том, что бы определить пути и способы снятия этого противоречия. Наличие проблему подтверждает актуальность данного исследования, тему которого мы формулируем как «Методика формирования инструментальной компетенции будущих учителей ИЯ на основе ситуационно – моделирующих технологий».       

   Объектом исследования является процесс обучения иноязычному общению будущих учителей иностранного языка.

    Предметом исследования является формирование инструментальной компетенции будущих учителей иностранного языка.

    Целью исследования является научное обоснование и практическая разработка методики формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка на основе ситуационно – моделирующих технологий и экспериментально – опытная проверка её эффективности.

    Гипотеза исследования. Формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка будет более успешным, если:

- в качестве ведущей технологии  будет использоваться ситуационный  анализ профессиональной деятельности  учителя иностранного языка;

-  процесс обучения моделируется  как постадийно организованная  методическая система;

-  то при этом, создаются условия для формирования мотивационной основы профессиональной деятельности, и усиливается профессиональная направленность иноязычного образования;

-  так как, будут реализованы личностно-деятельный, компетентностный и информационно-коммуникационный подходы.

   Для достижения цели исследования  потребовалось решить следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать и доказать необходимость формирования инструментальной компетенции будущего учителя ИЯ;
  2. Разработать методику формирования умений инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка.
  3. Обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими обучаемых средствами ИЯ.

     Ведущая идея. (Кейс-стади) ситуационный анализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка, является ведущей в формировании готовности и способности студентов педагогической специальности к профессионально-ориентированному общению на межкультурном уровне.

     Будут использованы следующие методы исследования:

-  методы теоретического уровня: анализ, синтез, аналогия, проектирование, моделирование объекта исследования;

-  методы эмпирического уровня: целенаправленное наблюдение, анкетирование, беседы, опытное обучение;

-  метод статистической обработки результатов экспериментальных срезов;

   Методологическую основу исследования составили: теория и практика современного иноязычного образования (С.С.Кунанбаева); теория компетентностного образования:  (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Дж.Равен, С.Б. Серякова, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторская и другие).

     Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх её разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование инструментальной компетенции будущих учителей иностранного языка на основе веб-технологий