Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

4) анонимное анкетирование

На этом этапе изучение школьной документации и беседа с  завучем школы, Дергачовой Верой Алексеевной позволяет нам сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему наркомании в Буйничской СШ и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

 

 

В ноябре нами был начат организационно-практический этап, целью которого была реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

В ходе этого этапа в  Буйничской СШ Могилевского района Могилевской области были определены следующие задачи:

1) предоставить учащимся  объективную, соответствующую возрасту  информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению  знаний учащихся путем обсуждения  проблем, связанных с наркоманией;

3) создать условия для  формирования у учащихся культуры  выбора, научить их принимать  ответственные решения;

4) обеспечить взаимодействие  школы с семьей и внешкольными  организациями. 

 

В ходе нашей работы в  школе мы использовали следующие  методы работы:

1) информационный;

2) метод поведенческих  навыков (анализ и проигрывание  конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный  метод (организация беседы с  подростками , направленная на повышение психологической устойчивости).

Формы работы, которые были применены нами в Буйничской СШ в ходе работы на организационно-практическом этапе:

1) лекция;

2) беседа;

3) дискуссия; 

4) конкурс творческих  работ (конкурс рисунков, стенгазет,  книжная выставка);

 

 

На этом этапе  нами были проведены следующие мероприятия:

1. Классные часы:

 «Школа без наркотиков»  (Приложение 1)

  «Мир без наркотиков»

2. Беседы со школьниками: 

 «Наркоманам скажем  «НЕТ!»

3. Общешкольные мероприятия:

       «Говоря наркотикам «Нет!», ты говоришь здоровью «Да!»

  (Приложение 2)

 «Молодежь против наркотиков»

4. Подготовка буклетов:

 «Исправь свое настроение  сам»

«На «игле».

 

 

В Буйничской средней школе значение этого этапа было определено нами как:

1) развитие у подростков  таких жизненных навыков, как,  например, принятия решения, общения,  ответственного поведения, противостояния  стрессам, сопротивления негативным  социальным влияниям;

2) формирование потребности  в здоровом образе жизни, осознание  ценности собственного здоровья  и ответственности за него;

3) выработка активной  жизненной позиции, исключающей  использование наркотиков и алкоголя  в качестве средства ухода  от жизненных проблем.

 

 

В декабре нами был начат заключительный этап, цель которого заключалась в определении эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

На этом этапе, в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области, мы выделили следующие задачи:

1) выделить основные недостатки  и достижения в проделанной  работе;

2) определить изменения  личностной позиции учащихся  в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее  направление работы по предупреждению  наркомании.

Вместе с этим в  Буйничской СШ были проделаны следующие методы работы:

1) анализ отчетной документации;

2) анонимное анкетирование. 

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений  в отношении учащихся к употреблению  наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые  факторы, способствующие приобщению  подростков к наркотикам;

3) определить динамику  целевых групп.

 

Проведенный анализ работы заключительного этапа в Буйничской СШ показал, что он позволяет сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики и на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

 

 

Проведенное нами исследование на базе Буйничской средней школы Могилевского района Могилевской области помогло нам убедиться в том, что болезнь легче предупредить, чем ее лечить. К сожалению, неуклонный рост числа подростков, которые начинают употреблять алкоголь и наркотики еще в школе растет, поэтому эта работа становится более актуальной и необходимой. Ее эффективность может быть значительно повышена в результате объединения усилий работников педагогических, медицинских, правовых, социальных учреждений, конфессиональных и общественных организаций.

От того, насколько методически  правильно будет организована профилактическая работа, зависит результат, цена которого - здоровье и

жизнь детей, будущее Беларуси.

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед педагогом всегда стоит  сложнейшая задача – формирование личности ребёнка. Но особенно усложнилось  её решение сегодня, когда идёт перестройка  общественных отношений, меняются содержание и технологии воспитания. В образовательные  учреждения приходит педагогика сотрудничества, сущность которой составляет «уважение  личности ребёнка», доверие к его  силам и возможностям.

В условиях политической и  экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая  роль школы и других учебных заведений  как гаранта гражданского мира и  общественной нравственности.

Одной из современных проблем воспитания является несконструированное свободное время молодёжи, отсутствие широкой сети современных кружков, ориентированных на физическое, эстетическое, техническое развитие. Для удовлетворения потребности молодёжи их явно недостаточно, да и функционируют они главным образом на коммерческой основе. Настораживает распространение в молодёжной среде вредных привычек, снятие нравствненных барьеров. Всё это происходит на фоне рекламы в средствах массовой информации алкогольных напитков, курения, насилия. Уважение юношей и девушек вызывает финансовая независимость. Вызывает тревогу снижение ответственности семьи за воспитание детей, в результате чего растёт количество социальных сирот.

Среди множества проблем  воспитания подрастающего поколения нами были проанализированы наиболее актуальные на современном этапе:

- проблема духовно-нравственного  воспитания;

- гражданско-патриотическое  воспитание молодёжи;

- проблема эстетического воспитания.

- проблема воспитания  ценностного отношения к здоровому  образу жизни;

Одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования национальной культуры должно стать  воспитание, поэтому оно требует  повышенного внимания.

Под воспитанием мы подразумеваем  процесс взаимодействия с ребёнком, деятельность, как индивидуальная, так и совместная с ним, направленная на формирование его личности, моральных, эстетических и других качеств, привитие ему желанных форм и способов поведения, содействие максимальной реализации его  потенциальных возможностей.

Процесс воспитания нового поколения представляет отдельную, особо сложную проблему, становящуюся национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно, жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектируя дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность педагога-воспитателя.

Проблемы воспитания необходимо решать в комплексе. Воспитание перестает  быть уделом системы образования  и на уровне региона превращается в сферу, объединяющую интересы всех субъектов социальной активности.

 


Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе