Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

- реализация личностно  ориентированного подхода;

- создание условий для  развития творческих способностей  обучающихся,      включение  их в различные виды социально  значимой деятельности;

- преемственность и непрерывность  в содержании воспитания с  учетом возрастных и индивидуальных  особенностей обучающихся;

- профилактика противоправного  поведения, поддержка детей, находящихся  в социально опасном положении;

- педагогическая поддержка  детских объединений, развитие  их инициатив. 

В документе определены основные направления воспитания: воспитание гражданской культуры личности, нравственная и эстетическая культура личности, воспитание экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности, воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание семейно-бытовой и досуговой деятельности. [9]

 Проанализировав эти документы мы можем с уверенностью сказать, что вопросы обучения и воспитания не стоят на месте, они перерабатываются, изменяются и дополняются в связи с потребностями общества в целом, для развития и воспитания достойного гражданина своей страны.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что по общим  вопросам воспитания очень мало литературы, наиболее полно в литературе рассматривается  вопросы воспитания по конкретным направлениям, которые сложились еще в Древней  Греции. Это нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и умственное.

Мы можем рассмотреть  подробнее несколько направлений  воспитания, которые наиболее актуальны  на сегодняшний день.

  1. Формирование нравственности у учащихся, важнейшая задача школы.

Разрабатывая вопросы  педагогики, Иоганн Гербарт на первый план выдвигал нравственное воспитание. Ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном слове: нравственность». [5, с.133]

Из педагогов – классиков  прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в  развитии личности К. Д. Ушинский. В  статье «О нравственном элементе в  воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником» [22, с.429]» «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственности составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...» [22, с. 431]

Но если педагоги – классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает  эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений  между людьми, которые будут характеризоваться  социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое  общество обуславливает необходимость  нравственной воспитанности каждого  его члена.

Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы  вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников.

2. Эстетическое воспитание. Задача школы - обеспечить необходимую  эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир  искусства, сделать его действенным  средством познания окружающей  действительности, развитие мышления  и нравственного совершенства.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого и означает ощущение ,чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным  видам и жанрам искусства –  литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения рисования, пения, музыки.

Необходимо формировать  у учащихся:

- эстетические потребности  в области искусства,

- развитие у учащихся  художественных восприятий,

- формирование художественного  вкуса,

- приобщение учащихся  к художественному творчеству. [24, с 390]

3. Воспитание патриотизма.  Многие мыслители и педагоги  прошлого глубоко раскрывали  роль патриотизма в развитии  и формировании личности. Белорусский  просветитель Ф. Скорина считал, что это чувство роднит человека  со своей землей, укрепляет его  любовь к ней, порождает стремление  к ее защите.

«Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих, - тако ж и люди, и где зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать» [16, с.59]

Белорусский революционер-демократ К. Калиновский подчеркивал, что  патриотизм выступает в качестве могучего морального стимула, побуждающего людей к борьбе за свое национальное освобождение, за утверждение чести  и достоинства белорусского народа. [1, с.200]

Русский критик-демократ В. Г. Белинский указывал на то, что  патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества. Поэтому  поводу он говорил: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в  ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». [2, с.488-489]

К. Д. Ушинский считал, что  патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим  педагогическим средством. [20, с.160]

На сегодняшний день суть учебно-воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать  такие педагогические условия, которые  реально способствовали возбуждению  у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у  себя этих качеств.

4. Физическое воспитание. Оно выступает как многогранный  процесс организации активной  физкультурно-оздоровительной деятельности  учащихся.

Важное значение в содержании физического воспитания имеет:

- формирование у учащихся  потребности в занятиях физкультурой  и спортом и укрепление своих  физических сил и здоровья,

- обогащение учащихся  системой знаний о сущности  и общественном значении физкультуры  и спорта и их влияние на  всестороннее развитие личности,

- развитие у учащихся  двигательных умений и навыков.

- развитие у учащихся  физических способностей и стремления  к занятиям в различных видах  физкультуры и спорта,

- формирование у школьников  санитарно-гигиенических навыков  организации труда и разумного  отдыха, правильного чередования  умственных занятий с физическими  упражнениями и разнообразной  практической деятельностью.

На основе анализа педагогической литературы мы можем с уверенностью сказать, что формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, духовно-нравственного, трудового, эстетического, а также умственного воспитания человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде  и продолжается всю жизнь. Человек  – вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс представляет собой самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте, который является одним из сложнейших этапов жизни человека.

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические особенности  подросткового возраста.

Учебно-воспитательный процесс  в современной  школе строится в зависимости от возраста, так  как каждый возраст имеет свои особенности.

Анализ  психолого-педагогической  литературы показал, что подростковый возраст является самым проблемным, так как это возраст связан с перестройкой организма ребенка, его половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст  раньше, другие – позже. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У  учащихся этого возрастного периода  как бы переплетаются черты детства  и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления  и развития.

Важное изменение в  социальной ситуации развития подростка  связано с той ролью, которую  выполняет в этот период коллектив  учащихся. Они включаются в различные  виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу  социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств  личности. Именно в коллективе формируются  такие важнейшие мотивы поведения  и деятельности подростков, как чувство  долга, коллективизма, товарищества. Основные новообразования в психике подростка  связаны с общественно полезной деятельностью.

Исследования Д. И. Фельдштейна показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой, а также социально одобряемой деятельности.

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.

Автор выделяет 3 основные стадии развития подростков: 10 – 11 лет (1 стадия), 12 – 13 лет (2 стадия), 14 – 15 лет (3 стадия).

Основные тенденции развития заключаются в том, что меняются потребности и мотивы, стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На первый план все более  выступает потребность в признании  миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности подростков, развивается стремление к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств.

На 1 стадии подростки «принимают»  себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт. На 2 стадии –  ситуативно - негативная самооценка сочетается с общим позитивным отношением ребят. На 3 стадии – начинают критически относится к себе, у многих преобладает отрицательная самооценка.

Д. И. Фельдштейн считает поиск «такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит и субъектом собственного развития». [23, с.258].

По мнению К. Н. Поливановой, чрезвычайно важна для подростка  деятельность, внутри которой происходит трансляция его авторского замысла.  Ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства, т.е. подросток лишь  постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное действие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. Проектная деятельность (разворачивание авторского действия) реализуется в ситуациях, во-первых, создания чего-то целиком собственного, небывалого (или не важно, что для других бывалого), во-вторых, при реализации коллективной идеи, которая захватила всех. Общение участников разворачивается вокруг замысла, распределение обязанностей, изменение образа проектируемого продукта. Похожее содержание имеет и интимно-личностное общение подростков, где ключевым моментом является обсуждение (планирование и последующий анализ) некоторого процесса «выяснения отношений» - ссоры, знакомства. [14, с.20-30].

В этот период он ощущает  быстрый рост физических сил и  духовных потребностей, но еще ограничен  своими возможностями и опытом, чтобы  удовлетворять все возникающие  запросы и потребности. Вместе с  тем происходит бурное физическое и  половое развитие, которое усиливается  и переживается подростками. Этим объясняется  сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным  для воспитания.

Как считает Грейс Крайг, в подростковый период возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами возраста. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, т.е. у сверстников. Круг ровесников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. [10, с.213]

Подросток обладает сильной  потребностью в самостоятельности  и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в  основном в стремлении к эмансипации  от взрослых, освобождение от их опеки, контроля, а также в разнообразных  увлечениях – неучебных занятиях.

В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно  сверяя то, что он делает, с тем, что  они от него ждут другие. Поэтому  оказывается, что конкретная личность  - это то, что есть не для себя, а для других, поскольку только через других личность обретает себя и в других она продолжается и живёт. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе возникает феномен ответственности.

Подростковый возраст  занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст  полового созревания.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей в деятельности общения. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайна, важна для формирования самосознания. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. [25, с.98-100]

Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе