Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

«Порой в глаза бросается  вот, что: чувства, которые волнуют  душу в детстве, со временем, будто  совсем не могут овладеть его. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого  человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток  иногда может и не заметить людского горя». Так великий педагог, тончайший  психолог детской души В. А. Сухомлинский рисует психологический образ и  модель поведения школьника, вошедшего  в стадию отрочества – в подростковый возраст. [18, с.250]

В пособии Русаковой Е.М. «Репродуктивное поведение подростков» выявлено, что подростковый возраст – это период превращения ребёнка во взрослого, сопровождающийся физическими и половыми изменениями организма, которые происходят вместе с его эмоциональным и социальным развитием, адаптацией в обществе (подростками считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет).

В этом периоде у подростков существуют следующие потребности:

  1. Почувствовать значимость своей личности  (самоутверждение);
  2. Установить новые социальные отношения, как с ровесниками, так и с взрослыми (общение);
  3. Развитие самосознания и формирование самооценки. [15, с. 3-7]

Т.В. Драгунова полагает, что перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается  именно в постепенном переходе от характерного для детства типа отношений  ребенка и взрослого к качественно  новому типу, присущему взаимоотношениям взрослых людей. Она, также как и  Д.И. Фельдштейн, говорит, что у взрослых (учителей и родителей) как раз отсутствует готовность к такому переходу и, в частности, к расширению прав подростка, которое обычно представляется естественным только тогда, когда меняется положение человека. Однако общественное  положение подростка не меняется по сравнению с детством. Он был и остается «учеником», «школьником». Кроме того, сохраняется полная материальная зависимость подростка от родителей, а у родителей и учителей роль воспитателей [6, с.32].

Как пишет Т.В. Драгунова - центральное новообразование в  личности подростка связано с  качественным сдвигом в развитии самосознания в форме возникновения  у подростка представления о  себе как уже не ребенке. Действенной  стороной этого представления является стремление быть и считаться взрослым. Именно это специфическое новообразование  она считает психологическим  критерием начала подросткового  возраста. Оно было условно названо  «чувством взрослости» [6, с.28].

О.П.Макушина также подчеркивает важность возникновения в этом возрасте чувства взрослости [13, с.137]. Она пишет, что именно в данный период у детей  возникает тенденция к самостоятельности, избавления от детской зависимости.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что период подросткового  возраста – особый период постижения мира. Это достаточно сложный и  важный этап, который имеет большое  значение для дальнейшей жизнедеятельности  человека. Именно в этом периоде  закладываются основы сознательного  поведения, формируются социальные установки, нравственные представления  о себе, самооценки на основании  первых попыток самоанализа; формируется  самосознание, потребности в самоутверждении  и общении со сверстниками.

ГЛАВА 3.  Методика организации воспитательной работы по профилактике наркомании среди подростков.

В ходе написания курсовой работы на тему «Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном  этапе» нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, где мы увидели, что по общим вопросам воспитания очень мало литературы, однако наиболее полно в литературе рассматриваются вопросы воспитания по конкретным направлениям, которые сложились еще в Древней Греции. Это нравственное, физическое, эстетическое, трудовое и умственное воспитание.

Но с течением времени, в связи с изменениями в  обществе, основные направления воспитания начинают изменяться и все большую  важность приобретает формирование здорового образа жизни у подростков. Поэтому педагогическому сообществу необходимо обратить внимание на решение  проблемы детской наркомании, алкоголизма  которые на сегодняшний день становятся все более актуальными.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому  большую  часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет  на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка  от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость  реализации целостной профилактической системы, целью которой является  создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система  профилактики наркомании в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой  гипотезы необходимо решить ряд задач в Буйничской средней школе:

1) определить специфику  наркомании как особого социально-психологического  феномена;

2) выявить социально-психологические  причины распространения наркомании  в подростковой среде;

3) обосновать систему  педагогических условий предупреждения  подростковой наркомании;

4) разработать систему  педагогических средств, направленную  на предупреждение наркомании  в рамках работы классного  руководителя;

5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность  разработанной системы.

В ходе беседы с завучом Буйничской средней школы, Дергачовой В. А., нам была предоставлена информация о принципах работы школы по предупреждению наркомании среди подростков, а именно:

1. Комплексность или согласованное  взаимодействие

-органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

-специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

-органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

2. Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

-возраста детей;

-степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

3. Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Многоаспектность: сочетание  различных направлений профилактической  работы:

-социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

-психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

-образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

5. Легитимность: профилактическая  работа должна осуществляться  в рамках правовой базы (с учетом  нормативных актов о правах  и обязанностях лиц, которые  в пределах своей компетенции  и статуса обязаны заниматься  профилактикой, а также прав  и обязанностей детей и молодежи).

6. Преемственность. Этот  принцип включает в себя два  взаимосвязанных аспекта:

-согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

-анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

7. Непрерывность: профилактическая  работа не должна ограничиваться  только временем пребывания ребенка  в школе, что обеспечивается  благодаря привлечению к работе  системы дополнительного образования 

8. Систематичность. Работа  по профилактике наркомании в  школе должна вестись систематически, а для этого все принимаемые  меры должны быть сведены в  систему, где каждая отдельная  мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми, которая  подразделяется на 4 направления  работы:

    • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
    • работа с детьми «группы риска»;
    • работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
    • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим  составом, она строится по 2 направлениям:

    • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
    • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями  имеет 4 направления работы по  профилактике подростковой информации:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
    • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
  • поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) А также работа с  различными организациями, ответственными  за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

 

Методика организации  работы по профилактике наркомании среди  подростков.

 

 В октябре, в Буйничской средней школе Могилевского района Могилевской области, нами был начат диагностирующий этап по проблеме наркомании среди подростков, целью которого было изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

На этом этапе мы определили следующие задачи:

  1. определить степень информированности подростков по проблеме;
  2. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  3. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы, которые были использованы нами в ходе диагностирующего этапа в Буйничской СШ Могилевского района Могилевской области:

1) изучение школьных материалов  социологических исследований с  целью получения информации о  состоянии проблемы наркомании  в целом;

2) наблюдение за поведением  подростков как во время уроков так и во вне урочной деятельности, т.е. на переменах.

3) беседа с администрацией  школы по проблеме подростковой  наркомании в Буйничской СШ.

Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе