Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования и значительно возрастает функция воспитания и образования. Процесс воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.
Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

                                               Введение.

На сегодняшнем этапе  развития культурной и социально-экономической  жизни, педагогическому сообществу невозможно уйти от проблем в воспитании школьника, которое является очень  важной и неотъемлемой частью образования. Поэтому общество пришло к осознанию  того, что воспитание играет большую  роль во всем едином и сложном процессе образования и развития школьников.

Будущее поколение нашей  страны должно стать достойными гражданами Республики Беларусь, которые будут  чтить и бережно хранить традиции и историю своей Родины, любить свою семью, своих родителей, близких, Отчизну, быть готовыми к выполнению гражданских обязанностей.

Стратегия развития воспитания определена в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь (2006-2010). В ней выделены важные задачи воспитания, которые включают в себя:

   -  формирование  гражданственности,  патриотизма   и  национального

самосознания на основе государственной  идеологии;

    - подготовка к  самостоятельной жизни и труду;

    - формирование   нравственной,   эстетической   и   экологической

культуры;

    - овладение ценностями  и навыками здорового образа  жизни;

     - формирование  культуры семейных отношений;

     - создание    условий    для   социализации,    саморазвития    и

самореализации личности.

Современному и активно  развивающемуся обществу нужны образованные, успешные, предприимчивые и находчивые люди, которые бы самостоятельно принимали  жизненно важные решения в ситуации выбора, были бы мобильны, динамичны, с  чувством ответственности за свое дело и судьбу всей страны в целом.

Цель педагогического  сообщества – научить будущее  поколение воспринимать проблемы страны не как что-то очень далекое, а  как свои собственные. Научить их переживать за судьбу своей страны в полной мере.

На сегодняшний день, само время и современное общество ставит перед нами огромную задачу – формирование личности, воспитание в ней гражданских качеств.

Воспитание нового поколения  представляет собой очень сложный  и трудоёмкий процесс, который стоит  перед всеми нами и является общенациональным делом.

Сегодня подростков необходимо защитить от вседозволенности, насилия  и агрессии, от никотина и алкоголя. С другой стороны необходимо научить  их жить в современном и активно  изменяющемся мире, уметь формировать  собственный взгляд и мнение на все  события, происходящие в мире.

Поэтому задача педагога, как  можно ближе объединить эти направления  по воспитанию достойного поколения.

В настоящее время происходит активная модернизация белорусского образования  и значительно возрастает функция  воспитания и образования. Процесс  воспитания не должен складываться только из интересов педагога или школы  в целом, он должен осуществляться во взаимодействии всех важных цепей в  образовательном процессе :детей – родителей – педагогов – представителей администрации – общественных объединений и организаций и также на разных уровнях: класс – школа – семья – район – город.

Правительство Республики Беларусь проводит ряд комплексных мер  по борьбе с асоциальным поведением детей и молодежи, беспризорностью, социальным сиротством.

Одной из причин асоциального поведения является неправильная организация  досуговой деятельности в свободное время от учебы, а также в каникулярный период. Дети в это время предоставлены сами себе, из этого и вытекает более глобальная проблема, связанная с беспризорность. Именно воспитание должно стать ведущим механизмом в системе обучения, а также общего развития личности и формирования национальной культуры. Именно это и обусловило выбор мною данной темы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы:

- проанализировать наиболее  актуальные проблемы воспитания  подростков при организации учебно-воспитательной  деятельности.

Задачи:

- Охарактеризовать наиболее  актуальные проблемы воспитания  подростков, существующие на данном  этапе.

- Выявить психолого-педагогические  особенности подростков.

- Разработать  методику организации деятельности  по профилактике наркомании, как  одной из актуальных проблем  существующих в современном обществе.

При написании курсовой работы на тему «Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе» нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение школьной документации.

 

Базой моего исследования является: Буйничская средняя школа Могилевского района Могилевской области.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Проблемы воспитания подростков в психолого-педагогической литературе.

Вопросы воспитания всегда находились в центре внимания философов  и педагогов: Я. А. Коменский говорил, что от воспитания детей зависит исправление человеческих дел на земле, развитие всего общества. Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане.  [7, с. 105]

К. Д. Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие открыть приемы, методы, средства воспитания и образования на основании изучения природных задатков и особенностей психики. Он советовал педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни. Ушинский был первым общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое и убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. При этом народность в трактовке Ушинского не означала ни самозамкнутости и изолированности от чужих культур (славянофильство), ни механического перенесения к себе чужих достижений (западничество).

Он предложил свой взгляд на сущность воспитания и образования, обосновав его идеей народности. Основные ее положения сводятся к следующему:

— Единой для всех системы  воспитания не существует, у каждого  народа своя особенная национальная система воспитания.

— Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем  народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.

— Народность является общей  закономерностью воспитания у любого народа, определяет цели воспитания и  содержание педагогических идей. Если воспитание хочет быть действенным, оно должно быть народным.

      — Необходимо  развитие общественного мнения, общественной инициативы в деле воспитания; успешное решение проблем национального воспитания возможно тогда, когда они станут семейными вопросами для каждого члена общества.   [20, с.213-218]

К. Д. Ушинский отмечал, что  для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие  умения и навыки, но и обстоятельные  теоретические знания. Подчеркивая  это, он писал: «Искусство воспитания имеет  ту особенность, что почти всем оно  кажется делом легким. Почти  все  признают, что воспитание требует  терпения, некоторые думают, что  для него нужны врожденная способность  и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные  знания». [21, с.11]

По мнению  Н. Ф. Бунакова, школа должна удовлетворять интересы и потребности народных масс. Исходя из этого, он определил содержание обучения и воспитания детей в Петинской народной школе, считая ее главной задачей подготовку детей не для экзамена, а для жизни.

Он не разделял мнения о  необходимости резкой грани между  воспитанием дворян и других «барствующих»  классов, с одной стороны, и воспитанием  детей народа — с другой. По его мнению, совершенно несправедливо выделять барскую школу, придавая ей общеобразовательный характер.

В воспитательной работе с детьми большую роль играл личный пример учителя. Значительную роль в нравственном воспитании детей Н. Ф. Бунаков отводил внеклассным и внешкольным делам.  [3, с.158-159]

Ученый В. А. Сухомлинский посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для  Сухомлинского представляется целым  совершенно особым, уникальным миром. [18, с.89]

В.А. Сухомлинский разделял мнение о  том,  что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной  сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

“Музыка является самым чудодейственным, самым  тонким средством привлечения к  добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом  себе и помогает музыка”.  [17, с.171].

Анализ педагогической литературы показал, что в настоящее время  выявлены следующие компоненты воспитательной системы:

- цели, т. е. совокупность  идей, для реализации которой  она создается.

- деятельность, обеспечивающая  реализацию целей.

- субъект деятельности, её  организующий и в ней участвующий.

- среда обитания, освоенная  субъектом.

- управление, обеспечивающие  интеграцию компонентов в целостную  систему и развитие этой системы.

Воспитательный процесс  носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и  средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками.

С течением времени и активно  развивающемся обществом система  воспитания требовала значительных изменений во всем образовательном  процессе. Вначале 90-х гг. новые политические и социально-экономические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в  белорусской системе образования. Обретение Республикой Беларусь независимости, поиск путей решения  социально-экономических проблем  в условиях развивающихся рыночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях. В 1991 г. был принят Закон «Об образовании в Республике Беларусь», в котором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, принципы финансирования. Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулирующих и определяющих деятельность звеньев системы непрерывного образования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь» (2000), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ на 2006-2010 гг.и др. В этих документах получили отражение: новая образовательная политика и новые взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, на подготовку кадров в изменившихся социокультурных условиях.

В концепции образования  и воспитания в Беларуси 1993 года говорится, что образование и  воспитание  ориентируются  на гуманистические  идеалы общества, главный  из  которых  -  становление  и  развитие  образованной,   творческой  и  нравственной личности. Это обусловливается  непрерывной изменчивостью окружающего мира, высокими темпами экономических и политических преобразований,  что требует от  человека  гибкого,  сознательного и ответственного поведения. Способность  к творчеству,  социальная  и   моральная   ответственность   становятся   ведущими критериями готовности человека к жизнедеятельности. Поэтому необходимо, чтобы на смену  обучению,  которое  строилось  преимущественно  на передаче информации  и памяти,   пришло   образование,   организованное   на   основе  самостоятельного творчества. [8]

Главная  цель обучения  и  воспитания  -  становление  и  развитие  образованной,  творческой, национально сознательной,  нравственной  и  физически здоровой личности. Важными целями национального образования  и воспитания также являются:

    - воспитание жителей  республики как граждан  Беларуси,  представителей своей нации и  земной цивилизации;

    -  жизненное   самоопределение  молодежи,  ее  профессиональная   ориентация,

    - социальная адаптация   и  подготовка  детей  с   недостатками в умственном и  физическом развитии к посильной  трудовой и общественной деятельности;

    - оказание помощи  взрослым в получении необходимых   им общеобразовательных и профессиональных  знаний;

        Осуществление   этих  мер  будет  способствовать  национальному  возрождению, повышению   интеллектуально-творческого   потенциала  народа,  укреплению  семьи, воспитанию  подрастающего поколения и всех  жителей республики.

В Концепции воспитания детей  и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 1999 год, в качестве цели воспитания определено формирование социальной и духовной зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.   

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ на 2006-2010 гг. определяет:

- подходы к процессу  воспитания,

- основные направления  воспитания,

- систему на основе  программ воспитания.

В ней выделены цели, задачи и основные требования к организации воспитания.

Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно  зрелой, творческой личности обучающегося.

Основные требования к организации воспитания:

- обеспечение качества  воспитания;

- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам  воспитания;

- системность и единство  педагогических требований;

Информация о работе Актуальные проблемы воспитания учащейся молодежи на современном этапе