Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:39, контрольная работа
Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Воспитание (в его традиционном понимании) – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость.
Противоречия в сфере социализация и воспитания молодежи……3
2. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современных условиях…………
СОДЕРЖАНИЕ
2. Актуальные проблемы
1. ПРОТИВОРЕЧИЯ
В СФЕРЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И
Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.
Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Воспитание (в его традиционном понимании) – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи:
1. Существования остаточных
явлений предыдущего общества, которое
под воздействием реформ
2. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.
3. Нарушение объективных
законов общественного
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.
Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.
Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и воспитательного процесса.
В числе последних необходимо определить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса. Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации, воспитания перейдёт в качественно новое состояние.
На наш взгляд основное
противоречие в сфере социализации
и воспитания молодёжи – это противоречие
между объективно усложняющимися общественными
отношениями, всё возрастающими
требованиями, предъявляемые обществом
к социализации и подрастающему
поколению, и недостаточно использующимися
социально-экономическими, идеологическими,
политико-воспитательными
Развитие самой личности
происходит противоречиво, и учёные
по-разному подходят к трактовке
и пониманию этого вопроса. Например,
А.Г. Ковалёв различает такие
Б. Т. Лихачёв выделяет такое противоречие, как противоречие “между объективной необходимостью стать гражданином, развитием чувства долга ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью такого становления из-за отсутствия жизненного опыта, волевой напряжённости, развития сознательности”.
Думается, что такие определения
противоречий становления личности,
отражающие разнообразные грани, структурные
элементы формирования, развития и
самореализации личности молодого человека,
дают основания для конкретизации
формулировки основного противоречия
социализации и воспитания. Движущим
противоречием, источником самовыражения,
самореализации молодёжи является противоречие
между объективной
Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия – есть источник формирования, развития личности.
Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания.
В этой системе усугубляются противоречия.
Противоречие между
стремлением видеть российское
общество процветающим, с современной
рыночной экономикой, гражданским
обществом и тем состоянием
России, в котором она, с точки
зрения большинства молодёжи, находится.
Это – полуразвалившаяся
Противоречие между
оставшимися административными
методами воспитания и
Противоречие между
объективной необходимостью
Противоречие между
старыми ценностями общества, с
которыми, молодые люди ещё не
успели расстаться, и новыми, которые
они ещё не успели освоить.
Молодёжь отрицательно
Противоречие между
нарождающимся новым
Противоречие между
потребностями молодёжи в
Противоречие между
представлениями о социальной
справедливости, социальном равенстве
и бурно растущей социальной
и имущественной
Противоречие между
формированием в России новой
политической системы и
Противоречие между
декларируемым строительством
В Российском обществе стала проявляться тенденция “дурных болезней от дурного поведения”. Так, в Сахалинской области превышен эпидемический порог по количеству заболеваний сифилисом. 23 подростка в возрасте до 14 лет больны сифилисом. Случаи заболевания сифилисом были отмечены в каждом учебном заведении – от профтехучилища до самых престижных вузов.
Особое влияние на молодое
поколение оказывает преступный
мир, а распространение его морали,
психологии создаёт предпосылки
воспроизводства
Одной из основных причин негативных
явлений в нашем обществе является
несоответствие слова и дела. Порою
в школе, вузе, на работе, молодые
люди получают информацию об успехах
реализации программ, о новых законах,
но в реальной жизни они видят
другое. Принятые программы не реализуются,
демократия часто является прикрытием
для бюрократов, не срабатывает принцип
социальной справедливости. В такой
ситуации у некоторой части молодёжи
происходит как бы раздвоение их сознания
и жизнедеятельности. На работе или
в процессе учёбы молодой человек
имеет вполне благопристойное поведение,
а в быту, в семье, с друзьями
совершает безнравственные
Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной. Но для этого необходимы следующие условия:
Разрешение противоречий
может осуществляться в разнообразных
формах и различными средствами. Главное
заключается в том, чтобы личные
интересы, потребности молодого человека
не расходились с требованиями общества,
с индивидуальными
В заключение можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.
Информация о работе Современные проблемы воспитания молодежи