Возникновение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Содержание работы

Возникновение религии.
Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 27.10 Кб (Скачать файл)

В Библии нашли  отражение и египетские воззрения  на загробную жизнь, в частности  представления о психостасии. Библейские книги неоднократно упоминают о  взвешивании как о методе (книга  Иова, 31, 6; книга Притчей Соломоновых, 16, 2: "Господь взвешивает души", 21, 2: "Господь взвешивает сердца").

Наконец, следует  отметить, что иудеи, жившие в Египте, вовсе не гнушались погребальных обрядов египтян, о чем прямо  говорится в Библии. Изложение  истории Иосифа в книге Бытия  заканчивается описанием его  смерти: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и  положили в ковчег в Египет" (50, 26). Таким образом, одно из положительных  лиц библейской истории, Иосиф, был  погребен в Египте и по египетскому  обычаю. Сто десять лет, по представлениям египтян, идеальная продолжительность  человеческой жизни.

В 1932 г. английский ассиролог Сейс опубликовал очень  интересную заметку, в которой тонко  подметил общие моменты между  библейской космогонией и одним  из вариантов египетской. Систематизировав приведенные и разобранные К. Зете египетские тексты, Сейс составил схему гермопольской космогонии:

1) водная бездна, водный хаос; 
2) витающий над ней дух; 
3) сотворение света; 
4) появление из бездны "первозданной суши". На основании библейского текста Сейс составил аналогичную схему библейской космогонии; 
1) водная бездна, водный хаос; 
2) витающий над ней дух; 
3) сотворение света; 
4) появление из бездны суши.

Сейс вполне резонно  отмечает, что тождество словесных  моделей космогонии двух народов  не может быть случайным. Далее Сейс подчеркивает, что религиозная реформа  Эхнатона в конце XVIII династии успешно, хотя и временно, утвердила монотеистический культ Атона в стране, и культы других богов были либо преданы забвению, либо оттеснены. Гимн богу Атону, как  известно, одно из лучших произведений египетской литературы, а 103-й псалом Библии, несомненно, эхо этого гимна. Ученый совершенно справедливо подчеркнул близость христианских сказаний к древнеегипетским, т. е. Египет он рассматривает как  один из ареалов, и притом очень важных, в недрах религии которого зародились элементы, предвосхитившие религию  христианства (эбониты, кумраниты, гностики, манихеи и т. д.). [5, 7, 12, 13, 14]

Доктор Г. Бругш  выбрал из текстов всех периодов большое  количество эпитетов, которыми египтяне наделяют богов. Они явно показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны  еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Вот что  мы увидим, если классифицируем все  эти эпитеты:

"Бог Один  и Единственный, и никто другой  с Ним не существует; Бог Единственный, Который все сотворил".

"Бог есть  дух, скрытый дух, дух духов,  великий дух египтян, божественный  дух".

"Бог изначален,  и Он существовал сначала, существовал  издревле, когда ничего другого  не было. Он существовал, когда  ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил  после Своего появления. Он - отец  начал. "Бог - Вечен; Он вечен  и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые  века, и будет пребывать вовеки. "Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает  Его образ. Ни один человек  не может искать Его облик;  Он скрыт от богов и людей,  и Он - тайна для Своих творений".

"Ни один человек  не знает, как познать Его.  Имя Его остается сокровенным;  Имя Его - тайна для детей  Его. Имена Его бесчисленны,  они различны, и никто не знает  число их".

"Бог есть  истина; Он живет истиной, и  Он питается ею. Он - Царь истины, Он опирается на истину, Он  создал истину, и Он вершит  ее во всем мире".

"Бог есть  жизнь, и лишь через Него  человек живет. Бог дает жизнь  человеку, и Он вдыхает дыхание  жизни в ноздри его".

"Бог есть  отец и мать, отец отцов и  мать матерей. Он рождает, но  не был рожден; Он творит, но  не был сотворен; Он родил Себя  и сотворил Себя. Он создает,  но не был создан; Он - создатель  Своего образа и ваятель Своего  тела".

"Бог Сам есть  существование, Он живет во  всем и живет надо всем. Он  пребывает, не увеличиваясь и  не уменьшаясь. Он умножает Себя  миллионы раз, и Он имеет  множество образов и множества  членов".

"Бог сотворил  вселенную и все сущее в  ней; Он творец всего сущего  в мире, того, что было, того, что  есть, и того, что будет. Он - Творец  мира, и Он - Тот, кто придал  ему форму руками Своими прежде, чем было какое-либо начало; Он  его утвердил тем, что от  Него изошло. Он - Творец небес  и земли, Творец небес, земли  и глубин; Творец небес, земли  и глубин, и вод, и гор. Бог  распростер небеса и основал  землю. То что сердце Его  замыслило, - сразу сбылось, и,  когда Он говорит, слово Его  сбывается и пребудет вовеки".

"Бог есть  отец богов и отец отцов  всех божеств; Он заставил Свой  голос звучать - и появились  божества, и боги стали существовать  после того, как Он заговорил  устами Своими. Он создал людей  и изваял богов. Он есть великий  Мастер, изначальный Гончар, который  сотворил людей и богов руками  Своими, и Он изваял людей и  богов на гончарном круге".

"Небеса покоятся  на голове Его, и земля служит  опорой Его ногам, небо скрывает  дух Его, земля скрывает образ  Его, и подземный мир заключает  в себе тайну Его. Его тело - как воздух, небо покоится на  голове Его, и новое русло  [Нила] содержит образ Его".

"Бог милостив  к тем, кто Его почитает, и  слышит того, кто призывает Его.  Он защищает слабого от сильного  и слышит плач закованного  в цепи. Он - судья между сильным  и слабым. Он знает того, кто  знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает  того, кто следует за Ним". [11]

Обращает на себя внимание сходство православной трактовки  христианской Троицы и солнечной  триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая  одушевляет мир, сближается с образом  Феникс - творящей солнечной души. Феникс - "ба" отеческого солнца, Ра или  Атона, - и в православии Дух  исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.

А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в  православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного  пути солнечной барки в сокровенных  книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает  Апулей?

Философы Древней  Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем  у Максима Грека: "Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози". Так раскрывается образ "тресветлого солнца". "Дискос", диск сопоставляется с Отцом, но ведь "дискос" - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует "свет", а Духу - "луча". В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что "луча" слово женского рода. [9, 15]

Переворот Эхнатона значительно повлиял на основы христианской религии что было, так или иначе  отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого «  переворота » (не случись на Санторине  взрыв), наш сегодняшний мир был  бы существенно иным...

 

 


Информация о работе Возникновение религии